СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Блоки

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Блоки»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Блоки.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели урока

  • приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

  • формирование представлений о роли физики для развития техники 

Задачи:

  • развитие умений выполнять экспериментальные исследования с использованием физических приборов

  • освоить приёмов работы с информацией физического содержания; анализ и критическое оценивание информации;


Планируемые результаты:

Предметные:

Умение указывать принципы действия приборов и технических устройств: подвижный и неподвижный блок

Умение собирать установку из предложенного оборудования, формулировать проверяемые предположения, формулировать выводы

Умение проводить исследование зависимости одной физической величины от другой (условий равновесия рычага и блоков)

Умение решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя формулы, связывающие физические величины


Личностные:

Развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Сознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий

Потребность во взаимодействии при выполнении исследований физической направленности;

Потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, гипотезы о физических объектах;

Развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Базовые исследовательские действия:

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов;

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,

Работа с информацией:

Анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах.

Совместная деятельность (сотрудничество):

Выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

Самоорганизация:

Самостоятельно аргументировать предлагаемые варианты решений.

Содержание:

Простые механизмы: блок. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Простые механизмы в быту и технике.

Организация учебной деятельности

Определение выигрыша в силе простых механизмов на примере подвижного и неподвижного блоков

Приемы педагогической техники: проблемная ситуация, эксперимент, групповая (парная) работа, буклет, шкала достижений.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: видео, буклет, демонстрационное оборудование (штатив с муфтой, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость, рычаг, брусок, 4 груза по 100г, веревка, динамометр);

лабораторное оборудование (штатив с муфтой (4шт), подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость, рычаг, брусок, 4 груза по 100г, веревка, динамометр (4шт), линейка (4 шт), мел (3 шт)).























Действие учителя

Действие ученика

УУД

  1. Мотивационно целевой этап урока (7 минут)

Для того чтобы подойти к теме сегодняшнегоурока предлагаю посмотреть небольшой видео флагмент и устно ответить на ряд вопросов.

(вопросы на листах, на партах)





Скажите пожалуйста, какой простой механизм лежит в основе каждого этого сложного изобретения?


(рычаг)


























А что вы уже знаете о рычаге?





Давайте внимательно посмотрим на коготь Архимеда. Помимо рычага, какой еще простой механизм вы видите?

А что вы знаете про него?



Как вы думаете что лучше (выгоднее) использовать блок или же рычаг?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе нам необходимо обобщить, систематизировать и наверное получить какие-то новые знания о механизме- блок.

Именно Блок- становится объектом нашего сегодняшнего узучения.


К какому элементу физических знаний относится блок? (это что? Явление, величина?)



Что мы должны знать о физических приборах, технических уствойствах?

То есть на какие вопросы нам сегодня предстоить ответить?


Какая перед нами стит сегодня задача?

Совершенно верно и вы только что озвучили план нашего сегодняшнего урока.

(еще раз его озвучиваю)

  1. Назначение (Зачем?)

  2. Устройство (Из чего?)

  3. Принцип действия (Как?)

  4. Область применение (Где?)

Достаньте из конверта буклет и озвучте тему сегодняшнего урока.

Давате развернем его.

Вы видите наблостки будущей схемы.

Схема разбита на сектора, которые повторяют тот план, который вы озвучили.

Что необходимо написать в центре

(поскольку наша задача более подробно рассмотреть такой простой механизм, как блок, то в центре мы пишем….)

Пока вы пишете, подумайте какая цель нашего сегодняшнего урока?

Что мы сможем сделать используя данную схему?



  1. Где происходили действия? (в Сицилии, город Саракузы)

  2. Какие изобретения, помогли победить Рим? (катапульта, подъемный кран)

  3. Кто был изобретателем представленных машин? (Архимед)

  4. Из каких простых механизмов состояли изобретения? (рычаг, блок)

(баллиста)

(катапульта)

(коготь Архимеда)


Он состоит из твердого тела и точки опоры. Используя рычаг можно поднять тяжелое тело не прилагая больших усилий.





Блок.


Устройство предназначенное для поднятия и опускапния тяжелых тел


Ребята, предлагают свои варианты











Это устройство (механизм).


  1. Назначение (Зачем?)

  2. Устройство (Из чего?)

  3. Принцип действия (Как?)

  4. Область применения (Где?)


Узнать более подробно о блоке








Блок.







Блок.




Заполнить схему

Составить устный рассказ

Цель: рассказать о блоке используя схему

Учу ставить и формулировать цели и задачи

Учу извлекать информацию из видео, изображений


  1. Открытие нового знания (20 мнут)

Чтобы судить в конце урока об успешности вашей работы, знания вы будете добывать сами. В ваших конвертах лежат карты индивидуального прогресса. (иллюстрирую на экране)

Давайте внимателно посмотрим. Какие умения вам сегодня необходимо проявить, для того чтобы прийти к поставленной цели. (читаем вместе с детьми)

Шкала состоит из 3х критериев (выполнено верно/ выполнено с небольшими ошибками/ нам этому следует учиться). Шкала четко должна дать нам понять, в чем мы сильны, а над чем еще надо поработать.

Для заполнения схемы давайте дастанем все, что осталось лежать в конверте.

Используя данный материал вы сможете самостоятельно заполнить схему.

В процессе работы вам необхомимо поработать с текстом, выполнить опыт, а так же используя математику доказать верность выполнения вашего опыта.


Внимательно читайте инструкции и все у вас получится.

На выполнения данной работы я вам даю 20 минут. После чего вы мне расскажете, что вы узнали.

Если вдруг у вас возникнут проблемы, поднимаем руку, я подойду и помогу вам.
















Ребята самостоятельно (в парах) выполняют работу


Учу грамотному постороению речевого высказывания


  1. Этап первичного закрепления (10 минут)

  1. Каково назначение данного устройства?

  2. Изобразите схему.(кто-то иллюстрирует, а кто-то словестно озвучивает)

  3. В чем заключается принцип действия?

  4. Где мы сможем увидеть блоки?

Ребята, вы проводили несколько опытов, что благодаря им вам удалось узнать?




А как это доказать? Знания о каком устройстве нам помогут?

Какие знания о рычаге вы использовали?

Кто может выйте к доске и продемонстрировать доказательство?


Посмотрите пожалуйста на схему. Выполнили ли мы намеченный план?


Сможем ли мы используя данную схему рассказать о блоке? (1 человек рассказывает)

Переверните буклет. Давайте теперь применим полученные знания на практике.

  1. Отметьте на рисунках рычаг, блок (выходят и показывают)

  2. Какие из изображённых здесь блоков подвижные (неподвижные)?

Ответ: Подвижный блок:№1, 2

Неподвижный блок:№ 3,4


(с места)

  1. Ящик весом 300 Н поднимают с помощью подвижного и неподвижного блоков. Какую силу прикладывают к свободному концу верёвки?


Ответ: Подвижный блок:15О

Неподвижный блок:300


(с маста 2 человека)






Если использовать неподвижный блок, то тянем с такой же силой, что и сам груз

А если использовать подвижный блок, то сил надо приложить в 2 раза меньше


Знания о рычаге.


Плечо, условие равновесия рычага

2 человека выходят и доказывают


Да





Учу наблюдатья, сравнивать, выдвигать гипотезы.

Учу работать по предложенному плану, контролировать и корректировать работу одноклассников

Учу выстраивать логическую цепочку рассуждений

  1. Подведение итогов. Рефлексия(3 мин)

Изучив более подробно блоки все таки, что лучше (выгоднее) использовать блок или же рычаг? Свой ответ обоснуйте





Ну и в заключении нашего чегодняшнего урока. Давайте заполним карту индивидуального прогресса.


(после заполнения у ребят спрашивается, что им удалось, а над чем еще нужно поработать)

Если при подъеме тяжелых тел использовать рычаг, это не очень удобно, так так рычаг должен быть длинным, поэтому выгоднее использовать блок, причем подвижный.



Домашнее задание

В буклете осталась еще одна задача. Дома- вам необходимо ее решить, но для этого вам надо подумать, каков будет выигрыш в силе, если мы будем использовать не один подвижный блок, а 2 и более.

Так же используя учебник или любой другой источник узнайте, как назывется устройство, которое состоит из подвижного и неподвижного блоков одновременно.







Карта индивидуального прогресса

Умение, действие

Выполнил верно

Выполнил с небольшими ошибками

Мне этому следует учиться

1

Умение находить в тексте конкретные знания




2

Выдвигать гипотезу




3

Проводить опыт по инструкции




4

Формулировать вывод




5

Использовать математические знания для доказательства проведенного опыта




6

Составлять схему устройства




7

Проводить доказательство о том, что опыт выполнен верно




8

Строить устный рассказ на основе схемы




















  1. Работа с текстом
БЛОКИ

Блок – это колесо, на окружности которого есть желобок1. Колесо может вращаться вокруг своей оси, а в желоб можно проложить ремень, или веревку.

Например, велосипедное колесо можно считать блоком, если с него снять резиновую шину и вместо нее проложить в желоб веревку, канат и т. п. К одному концу веревки можно прикрепить груз, а за второй конец – тянуть.

Если вместо веревки желают использовать цепь, то вместо колеса с желобом часто используют колесо с выступающими зубцами. Это исключает проскальзывание цепи и увеличивает сцепление. Такие конструкции называют звездочками.

Блоки применяют в различных механизмах, например, для подъема грузов. По их перемещению, можно разделить на два вида: неподвижный блок -  ось диска закреплена, в связи с чем во время подъёма груза диск только крутится вокруг своей оси. Такой блок позволяет изменить направление действия силы, что часто необходимо для удобства; подвижный блок - диск перемещается вместе с грузом.

Поскольку блоки относятся к простым механизмам, то есть служат для преобразования силы, то можно говорить о том, что блоки позволяют получить выигрыш в силе. Все ли блоки дают выигрыш в силе?

Для того, чтобы разобраться в этом вам необходимо собрать установку и провести несколько измерений

  1. Экспериментальная работа
  1. Неподвижный блок:

Гипотеза: ___________________________________________________

Оборудование: штатив, муфта, неподвижный блок, веревка, 2 груза массой 100 г., динамометр.

Порядок выполнения работы:

1. Измерьте вес 2х грузов с помощью динамометра. Запишите F = ___ Н.

2. Перекиньте через блок веревку с грузом и прикрепите к другому концу веревку так, как показана на рисунке.

3. Опустите динамометр так, чтобы и груз и стрелка динамометра были на одном уровне.

4. Снимите показания динамометра

Показания динамометра:__________________

  1. Сделайте вывод (дает ли выигрыш в силе неподвижный блок? Гипотеза подтверждена или опровергнута?):

Вывод______________________________________________________________

  1. Подвижный блок:

Гипотеза: ___________________________________________________


Оборудование: штатив, муфта, лапка, подвижный блок, веревка, 2 груза массой по 100 г, линейка, мел, динамометр.

Порядок выполнения работы:

  1. Измерьте вес 2х грузов с помощью динамометра. Запишите F = ___ Н.

  2. Прикрепите к блоку 2 груза и перекиньте через него веревку. Один конец, которой прикреплен к штативу, а другой к динамометру (см. ричунок)

  3. Поднимите динамометр так, чтобы лапка штатива и стрелка динамометра были на одном уровне.

  4. Снимите показания динамометра

Показания динамометра:__________________

  1. Сделайте вывод (дает ли выигрыш в силе неподвижный блок? Гипотеза подтверждена или опровергнута?)


Вывод______________________________________________________________









  1. Математическое доказательство проведенных опытов.

Неподвижный блок:

  1. Дорисуйте в буклете недостающие элементы.

  2. Знания о каком простом механизме необходимы для того, чтобы выполнить доказательство?

Простой механизм:________________

  1. Как называются отрезки АО и ОВ?

Ответ:________________

  1. Чем является точка О?

Ответ:____________________________

  1. Выполните все измерения и заполните таблицу (таблица в буклете)











Подвижный блок:

  1. Дорисуйте в буклете недостающие элементы.

  2. Какой точкой изображена ось вращения?

Ответ:__________________

  1. Какими буквами отмечены плечи сил и ?

Ответ:________________

  1. Выполните все измерения и заполните таблицу (таблица в буклете)













































Задачи:

  1. Отметьте на рисунках рычаг, блок


  1. Какие из изображённых здесь блоков подвижные (неподвижные)?

Ответ: Подвижный блок:________

Неподвижный блок:_______


  1. Ящик весом 300 Н поднимают с помощью подвижного и неподвижного блоков. Какую силу прикладывают к свободному концу верёвки?


Ответ: Подвижный блок:________

Неподвижный блок:_______


  1. Подъёмное устройство имеет два неподвижных и два подвиж­ных блока. Какого веса груз поднимает с помощью устройства человек, прикладывая силу 100 Н? (сделайте чертеж)

Ответ:



Тема урока:_________________________



План урока:

  1. Назначение (Зачем?)

  2. Устройство (Из чего?)

  3. Принцип действия (Как?)

  4. Область применения (Где?)

























1 Жёлоб — протяжённое углубление в чём-либо


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!