Ф.И.О. учителя: Горбунова Елена Геннадьевна
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Актуализация опорных знаний и умений | готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
Постановка учебной проблемы | выявление и фиксация места и причины затруднения. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Открытие нового знания | построение и фиксация нового знания |
Первичная проверка понимания | применение нового знания в типовых заданиях. |
Применение новых знаний | включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Домашнее задание | дифференцированное домашнее задание |
Рефлексия учебной деятельности | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний уметь добывать новые знания регулятивные: организация своей учебной деятельности. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Эпиграф нашего урока: «У математиков существует свой язык- это формулы» /С.В. Ковалевская Девиз урока: Китайская мудрость гласит, «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» Ребята, давайте запишем число в рабочих тетрадях | умножение многочлена на многочлен, умножение одночлена на многочлен, формулы Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и включаются в деловой ритм урока. |
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: 1) повторить чтение математических выражений, умножение многочлена на многочлен; 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение на примере математических действий; Метапредметные (УУД): познавательные: структурирование собственных знаний регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | (на доске заранее записаны задания, задания 1-3 выполняют письменно в тетради, комментируя решение; задание 4 - ученик выполняет у доски) Найти квадраты выражений: 5ху; -3b; 0,1a; ; Прочитайте выражения, записанные на доске: 8х+7у; 5а-5; (2m+n; ; 2(3c)d Выполните действия: 3х(у+2с); -2(; Выполните умножение многочленов (a+b)(a+b), (а-с)(а-с) Какие правила вы использовали для выполнения данных заданий? | В тетради записывают решение 1, 3 и 4 заданий. Задание 3 выполняют устно - использовали правило возведение одночлена в степень, умножение одночлена на многочлен, умножение многочлена на многочлен |
Постановка учебной проблемы | Предметные: выявить и зафиксировать новый случай преобразования выражения Метапредметные (УУД): познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания | Проблемная ситуация Обратите внимание на задание №4: -присмотритесь к этим выражениям повнимательнее! Подумайте, - можно ли по другому записать их решение, короче? - А какие ещё выражения из данных можно также записать? (х+3)(х+3) (6-х)(6-х) - Таким образом, что общего у этих выражений? | Учащиеся высказывают много мнений, слушают собеседников, участвуют в диалоге. Подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Предметные: -уметь выделять неизвестное, неизученное, -вывести новые правила (формулы) для преобразования квадрата суммы и квадрата разности двух выражений; -зафиксировать тему и цель урока; Метапредметные (УУД): познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Получили, что =, = -2ав +. Как вы думаете, удобнее этими правилами (формулами) пользоваться при возведении в квадрат суммы и разности двух выражений? Какая же цель нашего урока? Тогда как мы назовем тему нашего урока? Запишем в тетради тему урока «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» | - да -научиться использовать эти формулы при выполнении различных упражнений Называют тему урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» Учащиеся записывают тему урока в тетради. |
Открытие нового знания | Предметные: -сравнивают решение по новым правилам (формулам) со старыми, делают выводы -организовать продуктивную работу в парах; Метапредметные (УУД): познавательные: формирование интереса к данной теме регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. коммуникативные: Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать разные мнения своих сверстников, корректировать свое мнение | =, = -2ав +. Откроем учебники и найдем, как правильно сформулировать правила преобразования квадрата суммы и квадрата разности двух выражений Это две формулы из многих других формул сокращенного умножения, которые нам предстоит с вами изучить сегодня и последующих уроках. Они позволяют проще выполнять возведение в квадрат суммы и разности любых двух выражений. Давайте проверим это на примере: возведем в квадрат число 101 без формулы и с применением ее. ( работа в парах : первым способом вычисляют ученики 1 и часть второго ряда, вторым - предлагается выполнить ученики третьего и часть второго ряда) . 1) =101•101 = 10201(столбиком) 2)== +2•100•1 +=10201 Вывод: Вычисляя двумя разными способами, Вычисляя двумя разными способами, мы получили один и тот же результат. Какой прием вычислений более рациональный? Рассмотрим следующий пример Преобразуйте многочлен (учащиеся по одному выходят к доске, остальные - в тетради) : а)= ; б)=; в) =. Ребята, сравните результаты последних двух решений. Можно доказать тождество . Для этого мы должны вспомнить: 1) что такое тождество?; | Читают в учебнике Ребята выполняют задания в парах Второй прием вычислений более рациональный - учащиеся выполняют задания Учащиеся делают вывод: Сравнивая результаты двух последних примеров, мы видим, что получили один и тот же результат : . это равенство, верное при любых значениях переменных |
| | 2) способы доказательства тождеств Запишем доказательство в тетрадь, показав, что левая и правая части равенства тождественно равны одному и тому же выражению: Докажем еще одно тождество: ( доказательство проводит учитель,). Доказательство: ВАЖНО!!!! а и в в формулах могут быть любыми числами или алгебраическими выражениями =+2•2х•3у +=+12ху+ | 1)преобразовать левую часть в правую или правую часть в левую; 2) показать, что левая и правая части исходного равенства тождественно равны одному и тому же выражению; 3) рассмотреть разность между левой и правой частями равенства и доказать, что разность равна нулю . учащиеся записывают в тетрадь |
.Физкультминутка | | Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук) Продолжим работу | Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу |
Первичная проверка понимания | Предметные: -организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять формулы сокращенного умножения -закрепить знание нового правила путём решения задач, работая в паре и самостоятельно Метапредметные (УУД): познавательные: формирование интереса к данной теме регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Игра «заполни пропуски» (a+ …)² = a²+2ab+b² (b) (5+x) ² =… +10x+x² (25) (y-3) ² =y² -… +9 (6) (-4-a) ² = (… +a) ²= …+8a+a² (4), (16) 99² = ( … -1) ² = … - … +1= … (100), (10000), (200), (9801) (m - …)² =m²-20m+ …² (10), (10) 61² = 3600+ … +1 = … (120), (3721) | Учащиеся по одному выходят к доске и вместо многоточия на доске и в тетради вписывают букву или число |
Применение новых знаний | Предметные: - зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: формулы сокращенного умножения; - зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; - оценить собственную деятельность на уроке Метапредметные (УУД): познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний; регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата; коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других | 2.Игра 2 «зашифрованное слово». У вас на столах лежат карточки с заданием, выполнив которое, вы узнаете слово Представьте в виде многочлена: 1. (х-2) ² | 2. (у-3) ² | 3. (4+х) ² | 4. (3-у) ² | 5. (-х-7) ² | 6. (-5-а) ² | 7. (2х-у) ² | Ответы: 4х²-4ху+у² | 25+10а+а² | у²-6у+9 | 16+8х+х² | х²-4х+4 | х²+14х+49 | Ц | Е | О | Л | М | Д | (получившееся слово: молодец) | Выполняют задания в тетрадях, ответы даны на доске, учащиеся рядом с получившимся ответом ставят букву Улыбнемся друг другу и прочитаем хором получившееся слово |
Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание | Метапредметные (УУД): познавательные: рефлексия. регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции. | Что нового мы узнали сегодня на уроке? Как короче можем их назвать? Как вы думаете, они для нас необходимы, какая польза от них? Учитель предлагает записать домашнее задание с комментариями П.32, стр.163-165, №800,№803 Найти геометрическое доказательство изученных формул (учебник, интернет). С каким именем связано оно. | - - мы познакомились с новыми формулами - одними из формул сокращенного умножения: ( Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений Эти формулы позволяют сократить время на вычисление квадрата суммы и разности двух выражений. Ребята записывают в дневники д/з |
Приложение.
Приложение.