Мотивационный этап Орг. момент Речевая разминка Проверка домашнего задания Актуализация знаний и постановка целей урока | Постановка учебной задачи. совершенствовать четкость произношения, развитие дикции, правильного дыхания Проверить усвоение предыдущих знаний и умений. Определение направления работы с текстом на уроке. | Словесный; наглядный; Фронтальная | 1. Орг. момент -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по литературному чтению. 2. Проверка готовности к уч. занятию -Проверим вашу готовность. На парте лежит учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. 3. Эмоциональный настрой (На слайде) "Чтение-вот лучшее учение" (А.С. Пушкин) -Давайте вместе прочитаем высказывание Александра Сергеевича Пушкина о чтении. - Ребята, как вы понимаете это высказывание? - Пушкин говорил о том, что книга — это лучший учитель. Ведь она всегда может быть рядом, и она всегда готова «учить». Ее всегда можно открыть и получать знания, вспоминать, что забылось и открывать для себя что-нибудь новое. Произведения помогают открыть для себя новый мир интересных героев и захватывающих событий. -Давайте проведем речевую разминку. Сядьте правильно. Посмотрите на слайд и прочитайте глазами текст. Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи. -Кто скажет, что это за текст? -Правильно, это скороговорка. -Читаем все вместе орфографически, следя за указкой. -Первый ряд читает скороговорку с увеличением силы голоса, т.е. начинаем шепотом, а заканчиваем громче. Второй ряд читает с уменьшением силы голоса, т.е. начинаем читать громко, а заканчиваем шепотом. Трети ряд читает со спокойной интонацией. - Какой звук встречается чаще всего? (Щ) - Кто прочитает скороговорку с выделением этого звука? - А теперь самостоятельно в полголоса читайте скороговорку быстро. -Кто готов прочитать скороговорку быстро? -Молодцы, наша речевая разминка окончена. - Давайте проверим ваше домашнее задание. Вам было задано выразительное чтение стихотворения на с. 43. - Посмотрите на слайд, какие требования вы должны соблюдать: Требования выразительного чтения стихотворения: 1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения. 2. Безошибочность чтения. 3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) Умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса. 4. Четкое и правильное произношение. - Кто готов выразительно прочитать стихотворение, соблюдая все критерии. - Молодец, ты назвал автора и название стихотворения, читал выразительно, не допускал ошибок, читал четко и понятно. -Молодцы, ребята! Вы справились с домашним заданием. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного писателя. А какого, вам предстоит расшифровать. (На слайде написано фамилия, имя и отчество этого поэта, но оно написано неправильно.) НИВШИРП ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ -Кто-нибудь уже догадался, как нужно расшифровать его имя? (Пришвин Михаил Михайлович) - Правильно, сегодня мы познакомимся с творчеством Пришвина Михаила Михайловича. (Портрет на слайде) - Ребята, вы сейчас послушаете песню и постарайтесь определить тему урока. Звучит видеофайл Кунгуров «С чего начинается Родина» - О чём песня, которую вы сейчас прослушали? (О Родине) - Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, …) - Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество. - А что для вас значит «Родина»? - Ребята кто из вас, где родился? - Как называется страна, в которой мы живём? - Мы живем в России. А какой области? В каком городе? - Верно, мы живём в НСО в г. Черепаново. Новосибирская область входит в состав России. - Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края. (Слайд) - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Верно, тема урока Михаил Пришвин «Моя Родина». - Какую цель мы поставим? С чем должны познакомиться? Чему должны научиться? - Верно, мы должны познакомиться с биографией автора и прочитать его произведение «Моя Родина». | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к занятию. Читают высказывание. Отвечают на вопросы. Читают текст глазами. Скороговорка. Читают орфографически. Читают по рядам. Читают стихотворение выразительно. Расшифровывают ФИО писателя. Пришвин Михаил Михайлович Слушают музыку. Определяют тему и цель урока. Познакомимся с автором и его произведением, определим жанр произведения, будем читать. | ИКТ | Личностные: - проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение. Коммуникативные УУД: -уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
Открытие новых знаний Знакомство с биографией автора 6) Физминутка 7) Первичный синтез 8) Проверка первичного синтеза. 9) Вторичный синтез 10) словарная работа 11) анализ произведения | Создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста. | Словесный, наглядный; Фронтальная, Парная. | -Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Откройте учебник на с. 47. Прочитайте название раздела. - Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? -Что такое «ЖИВОЕ»? (растения, животные). - А что значит любить - заботься, не обижать, не вредить, охранять. - А вы любите живое? - Авторы произведений обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. Именно с этим разделом мы сегодня начинаем -Сейчас, давайте по цепочке прочитаем с чем мы познакомимся, чему научимся и чему будем учиться в этом разделе начинаем с 1парты 1ряда. - Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.) - Вспомним правила работы в группах. Текст для 1 группы Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. | | | | - Расскажите другим группам, что вы узнали о жизни Пришвина? Текст для 2 группы Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи» - Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин? Текст для 3 группы Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. | -Где побывал М.М. Пришвин ? Текст для 4 группы Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался. | - Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой) - А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина. - Давайте немного передохнём. Встаньте из-за парт, и повторяйте движения за мной. (Музыкальная физминутка) - Молодцы, ребята! Садитесь на свои места. - Откройте свой учебник на с. 48. Я буду читать произведение, а вы внимательно следите. -Это, ребята, очерк. - Что же такое очерк? Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях. (На слайде) - Понравилось ли вам произведение? -Какие чувства вы испытываете после прослушивания произведения? - Ребята, теперь вы будете читать произведение. Читаете по 2 предложения по цепочке. Начнём с первого ряда. Анализ: - Кто является главным героем произведения? - Когда вставала мама? - Что однажды сделал маленький Пришвин? - Чем его угостила мама? - В чём кипятилось молоко? - Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало. (Слайд) - Чем покрывалось молоко? - Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? - Привык ли он к утреннему вставанию? - Как об этом говорит автор? Прочитайте. - В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой) - Куда уходил Пришвин после чаю? - В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ) - Как вы понимаете значение слова "находка"? - Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте. - С детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто. - Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? - Эти все слова – воплощение Родины человека. Ведь Родина – это не просто территория, на которой рождается каждый из нас. Родина – это и родимая матушка, и небо над головой, и солнышко, и звёзды, и ручьи, и лесные просторы, и весь животный и растительный мир, что есть на родной земле. - С чем сравнивает автор природу? (кладовая) - Не просто кладовая, а кладовая солнца. Почему? (Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке). - Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель? (Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни). - Что нужно рыбе? - Почему? - Что нужно птице? - Почему? - Что нужно зверю? - Почему? - А что нужно человеку? - Почему? - Что значит "охранять природу"? - Природа – часть Родины – Для Пришвина Природа и Родина неразделимы! - Как вы думаете: какая главная мысль произведения? - Охранять природу - значит охранять Родину. -Ребята, как вы понимаете слово «охранять», давайте подберём к нему синонимы. Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить. - Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? - Сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы. - Ребята, в произведении есть ли слова, которые вам не понятны? (На слайде) Сокровища – драгоценность. Кладовая - 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов; 2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые). - Ребята, какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина: рождение, родители, родство, родимый, родной? Продолжите этот ряд слов. - Как вы думаете, слова природа и Родина имеют общий корень? - Я думаю, да. Для каждого человека природа любимого края это и есть Родина. - С какой интонацией вы будете читать последний абзац? - Их надо читать громко, с интонацией обращения, призыва. Работа с пословицей. (Работа в парах) -Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина». 1. Если дружба велика, будет Родина крепка. 2. Береги землю родимую, как мать любимую. 3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 4. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. - Кто готов? Какая пословица подходит по смыслу к произведению? - Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине). | Работают в группах. Читают текст и рассказывают другим группам, что они прочитали про писателя. Повторяют движения за учителем. Открывают учебник. Автор. Рано, до солнца. Встал до солнца. Чаем с молоком. В глиняном горшочке. Румяной пенкой | Слайд, учебник, карточки с текстом для групп, карточки с пословицами. | Предметные: - формировать умение работать с текстом произведения; - обогащать читательский опыт детей; Познавательные УУД: - понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; определять авторский замысел. Регулятивные УУД: -уметь формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: -уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные: - проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение. |