СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению "М. Пришвин Моя Родина" 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению "М. Пришвин Моя Родина" 3 класс»

Технологическая карта учебного занятия

Этапы учебного занятия

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Мотивационный этап

Орг. момент


























Речевая разминка































Проверка домашнего задания































Актуализация знаний и постановка целей урока















Постановка учебной задачи.


























совершенствовать четкость произношения, развитие дикции, правильного дыхания





















Проверить усвоение предыдущих знаний и умений.


























Определение направления работы с текстом на уроке.







Словесный; наглядный;

Фронтальная

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по литературному чтению.

2. Проверка готовности к уч. занятию

-Проверим вашу готовность. На парте лежит учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

3. Эмоциональный настрой

(На слайде)

"Чтение-вот лучшее учение"

(А.С. Пушкин)

-Давайте вместе прочитаем высказывание Александра Сергеевича Пушкина о чтении.

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

- Пушкин говорил о том, что книга — это лучший учитель. Ведь она всегда может быть рядом, и она всегда готова «учить». Ее всегда можно открыть и получать знания, вспоминать, что забылось и открывать для себя что-нибудь новое. Произведения помогают открыть для себя новый мир интересных героев и захватывающих событий.


-Давайте проведем речевую разминку.

Сядьте правильно. Посмотрите на слайд и прочитайте глазами текст.

Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.

-Кто скажет, что это за текст?

-Правильно, это скороговорка.

-Читаем все вместе орфографически, следя за указкой.

-Первый ряд читает скороговорку с увеличением силы голоса, т.е. начинаем шепотом, а заканчиваем громче.

Второй ряд читает с уменьшением силы голоса, т.е. начинаем читать громко, а заканчиваем шепотом.

Трети ряд читает со спокойной интонацией.

- Какой звук встречается чаще всего? (Щ)

- Кто прочитает скороговорку с выделением этого звука?

- А теперь самостоятельно в полголоса читайте скороговорку быстро.

-Кто готов прочитать скороговорку быстро?

-Молодцы, наша речевая разминка окончена.

- Давайте проверим ваше домашнее задание. Вам было задано выразительное чтение стихотворения на с. 43.

- Посмотрите на слайд, какие требования вы должны соблюдать:

Требования выразительного чтения стихотворения:

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.

2. Безошибочность чтения.

3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) Умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.

4. Четкое и правильное произношение.


- Кто готов выразительно прочитать стихотворение, соблюдая все критерии.


- Молодец, ты назвал автора и название стихотворения, читал выразительно, не допускал ошибок, читал четко и понятно.


-Молодцы, ребята! Вы справились с домашним заданием.


- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного писателя. А какого, вам предстоит расшифровать. (На слайде написано фамилия, имя и отчество этого поэта, но оно написано неправильно.)

НИВШИРП ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ

-Кто-нибудь уже догадался, как нужно расшифровать его имя? (Пришвин Михаил Михайлович)


- Правильно, сегодня мы познакомимся с творчеством Пришвина Михаила Михайловича. (Портрет на слайде)

- Ребята, вы сейчас послушаете песню и постарайтесь определить тему урока.

Звучит видеофайл Кунгуров «С чего начинается Родина»

- О чём песня, которую вы сейчас прослушали? (О Родине)

- Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, …)

- Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.

- А что для вас значит «Родина»?

- Ребята кто из вас, где родился?

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Мы живем в России. А какой области? В каком городе?

- Верно, мы живём в НСО в г. Черепаново. Новосибирская область входит в состав России.

- Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края. (Слайд)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Верно, тема урока Михаил Пришвин «Моя Родина».

- Какую цель мы поставим? С чем должны познакомиться? Чему должны научиться?





- Верно, мы должны познакомиться с биографией автора и прочитать его произведение «Моя Родина».

Приветствуют учителя.




Проверяют свою готовность к занятию.



Читают высказывание.

Отвечают на вопросы.















Читают текст глазами.



Скороговорка.


Читают орфографически. Читают по рядам.



















Читают стихотворение выразительно.





























Расшифровывают ФИО писателя.



Пришвин Михаил Михайлович






Слушают музыку.

Определяют тему и цель урока.




















Познакомимся с автором и его произведением, определим жанр произведения, будем читать.

ИКТ

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение.

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Открытие новых знаний

Знакомство с биографией автора

















































































































6)

Физминутка





7)

Первичный синтез

















8)

Проверка первичного синтеза.



9)

Вторичный синтез

















































































































10) словарная работа











11) анализ произведения



Создание условий для целостного, непосредственного и

эмоционального восприятия обучающимися текста.

Словесный, наглядный; Фронтальная,

Парная.

-Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Откройте учебник на с. 47. Прочитайте название раздела.

- Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

-Что такое «ЖИВОЕ»? (растения, животные).

- А что значит любить - заботься, не обижать, не вредить, охранять.

- А вы любите живое?

- Авторы произведений обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. Именно с этим разделом мы сегодня начинаем

-Сейчас, давайте по цепочке прочитаем с чем мы познакомимся, чему научимся и чему будем учиться в этом разделе начинаем с 1парты 1ряда.


- Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

- Вспомним правила работы в группах.

Текст для 1 группы

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

 




- Расскажите другим группам, что вы узнали о жизни Пришвина?

Текст  для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст  для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом. Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

-Где побывал М.М. Пришвин ?

Текст  для 4 группы

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

- Чем любил заниматься Пришвин?  (Охотой)

- А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав  отрывок из воспоминаний Пришвина.


- Давайте немного передохнём. Встаньте из-за парт, и повторяйте движения за мной. (Музыкальная физминутка)

- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.


- Откройте свой учебник на с. 48. Я буду читать произведение, а вы внимательно следите.


-Это, ребята, очерк.

- Что же такое очерк?

 Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены

Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях. (На слайде)


- Понравилось ли вам произведение?

-Какие чувства вы испытываете после прослушивания произведения?



- Ребята, теперь вы будете читать произведение. Читаете по 2 предложения по цепочке. Начнём с первого ряда.

Анализ:

- Кто является главным героем произведения?

- Когда вставала мама?



- Что однажды сделал маленький Пришвин?




- Чем его угостила мама?



- В чём кипятилось молоко?


- Я покажу вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало. (Слайд)

- Чем покрывалось молоко?


- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

- Привык ли он к утреннему вставанию?

- Как об этом говорит автор? Прочитайте.

- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

(Это стало его привычкой)

- Куда уходил Пришвин после чаю?

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

- Как вы понимаете значение слова "находка"?

- Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.

- С детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто.

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

- Эти все слова – воплощение Родины человека. Ведь Родина – это не просто территория, на которой рождается каждый из нас. Родина – это и родимая матушка, и небо над головой, и солнышко, и звёзды, и ручьи, и лесные просторы, и весь животный и растительный мир, что есть на родной земле.

- С чем сравнивает автор природу? (кладовая)

- Не просто кладовая, а кладовая солнца. Почему?

(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).

- Что нужно рыбе?

- Почему?

- Что нужно птице?

- Почему?

- Что нужно зверю?

- Почему?

- А что нужно человеку?

- Почему?

- Что значит "охранять природу"?

- Природа – часть Родины – Для Пришвина Природа и Родина неразделимы!

- Как вы думаете: какая главная мысль произведения?

- Охранять природу - значит охранять Родину.

-Ребята, как вы понимаете слово «охранять», давайте подберём к нему синонимы.

Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
- Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу?

- Сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы.


- Ребята, в произведении есть ли слова, которые вам не понятны?

(На слайде)

Сокровища – драгоценность.

Кладовая - 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).


- Ребята, какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина: рождение, родители, родство, родимый, родной? Продолжите этот ряд слов.

- Как вы думаете, слова природа и Родина имеют общий корень?

- Я думаю, да. Для каждого человека природа любимого края это и есть Родина.

- С какой интонацией вы будете читать последний абзац?

- Их надо читать громко, с интонацией обращения, призыва.


Работа с пословицей. (Работа в парах)

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина».

1. Если дружба велика, будет Родина крепка.

2. Береги землю родимую, как мать любимую.

3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

4. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Кто готов? Какая пословица подходит по смыслу к произведению?

- Почему вы так думаете?

(Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

Работают в группах.

Читают текст и рассказывают другим группам, что они прочитали про писателя.































































































Повторяют движения за учителем.




Открывают учебник.


























Автор.


Рано, до солнца.


Встал до солнца.



Чаем с молоком.

В глиняном горшочке.








Румяной пенкой

























Слайд, учебник, карточки с текстом для групп, карточки с пословицами.

Предметные:

- формировать умение работать с текстом произведения;

- обогащать читательский опыт детей;


Познавательные УУД:

- понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; определять авторский замысел.

Регулятивные УУД:

-уметь формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение.


Итог

Установить осознанность изученной темы.

Словесный; фронтальная

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор этого произведения?

- Что вы узнали о Михаиле Пришвине?

- Какая главная мысль произведения «Моя Родина»?

- Какую пользу для себя вы получили от этого урока? Какие знания с урока вам могут пригодиться в дальнейшем?

- Мы сегодня соприкоснулись с творчеством выдающегося русского писателя М. Пришвина. Я надеюсь, что его рассказ не оставил вас равнодушными, и вы поняли, что каждый человек, живущий на планете Земля должен любить и охранять свою родину и приумножать ее богатства.

Отвечают на вопросы.

-

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Рефлексия

Самооценка результатов своей деятельности.

Словесный, наглядный; Фронтальная

- У вас на парте лежит бумажный телефон. Напишите на нем сообщение, как прошёл для вас урок, что нового вы узнали, чему научились, что запомнили. И передайте на первую парту.

Пишут на бумажных телефонах сообщения.

Бумажные телефоны.

Личностные:

- способность к самооценке.

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения дом. задания.

Словесный; фронтальная

- Откройте свои дневники, найдите, когда у вас литературное чтение.

с. 48-49 чит., пересказ близкий к тексту.

- Спасибо за работу на уроке! Урок окончен, До свидания!

Записывают домашнее задание.

-

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение».












































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!