СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия "Ощущение и восприятие"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия "Ощущение и восприятие"»

Технологическая карта учебного занятия

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать умение анализировать особенности восприятия с помощью методов психодиагностики.

- закрепить знания об основных видах ощущений и восприятия.

Развивающие:

- развивать интерес к предмету;

- способствовать развитию самостоятельности мышления, развивать способность анализировать информацию и делать выводы;

Воспитательные:

- способствовать формированию профессионализма.



Структурная схема учебного занятия.

Дидактическая

структура

Задачи

Методическая структура


Время

Методическое

обеспечение

1.Организационный этап


Проверка присутствующих, их готовности к работе на основном этапе.

3 мин.


II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности.

2.1. сообщение темы учебного занятия.

2.2. определение цели.

2.3. ознакомление с порядком работы.


2 мин.

Тема урока…

Цель урока:

III. Этап актуализации знаний.

Выработка умений слушать, актуализировать в памяти информацию, делать выводы.

3.1. Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

  1. Дать определение понятию «ощущение».

  2. Дать определение понятию «восприятие».

  3. Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

  4. Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

  5. Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

  6. Назовите свойства ощущений?

  7. Назовите свойства восприятия?

  8. Что такое апперцепция?

(по итогу опроса выбираются эксперты из каждой подгруппы



)

10 мин.

Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.


IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Выработка умения применять полученные знания на практике

4.1. Задание «Название»

Учащимся необходимо определить название своей группы и дать ему обоснование.


4.2. Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?


4.3. Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.


4.4. Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.


4.4. Задание «Коллаж»

Учащимся необходимо создать иллюзию восприятия с помощью коллажа.


2 мин




8 мин.















10 мин.




















5 мин.












50 мин.



Таблички для названия группы.



Карточки с заданиями.















Карточки с заданиями.




















Карточки с заданиями.












Карточки с заданиями.

Карандаши, фломастеры, ватман, примеры картинок.

V. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала

5.1. Рефлексия: «Закончи фразу»

Учащимся предлагается закончить фразу: «Если хочешь что-то воспринять …»

3 мин.








На доске написаны незаконченное предложение: «Если хочешь что-то воспринять…»

VI. Этап выдачи домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний

Подобрать диагностический материал, для изучения индивидуальных особенностей ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста.


2 мин.



Запись домашнего задания.

Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.

Тип учебного занятия: практическое применение знаний.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.

Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».

(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

  1. Дать определение понятию «ощущение».

  2. Дать определение понятию «восприятие».

  3. Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.

  4. Назовите виды восприятия в зависимости от цели?

  5. Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?

  6. Назовите свойства ощущений?

  7. Назовите свойства восприятия?

  8. Что такое апперцепция?


ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие ощущения и восприятия в младенческом возрасте



ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие ощущения и восприятия в раннем возрасте



ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Сенсорное развитие в дошкольном возрасте



Задание «Виды и закономерности ощущений».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

Задание «Свойства восприятия»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

Задание «Иллюзии восприятия»

Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.



Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.




Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.




Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.

В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?







Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.




Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.




Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.





Чем объясняются описанные иллюзии:

а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.



Чем объясняются описанные иллюзии:

б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить



Чем объясняются описанные иллюзии:

в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.



ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие ощущения и восприятия в младенческом возрасте




















ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие ощущения и восприятия в раннем возрасте





















ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Сенсорное развитие в дошкольном возрасте


























Название подгруппы ____________________________________________________

Эксперт ________________________________________________________________

ФИО учащегося

Правильный ответ

Неполный ответ

Неправильный ответ

Итоговая оценка эксперта





















































Название подгруппы ____________________________________________________

Эксперт ________________________________________________________________

ФИО учащегося

Правильный ответ

Неполный ответ

Неправильный ответ

Итоговая оценка эксперта






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!