Технологическая карта учебного занятия
Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.
Тип учебного занятия: практическое применение знаний.
Кол-во часов: 2 часа.
Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать умение анализировать особенности восприятия с помощью методов психодиагностики.
- закрепить знания об основных видах ощущений и восприятия.
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- способствовать развитию самостоятельности мышления, развивать способность анализировать информацию и делать выводы;
Воспитательные:
- способствовать формированию профессионализма.
Структурная схема учебного занятия.
Дидактическая структура | Задачи | Методическая структура | Время | Методическое обеспечение |
1.Организационный этап | | Проверка присутствующих, их готовности к работе на основном этапе. | 3 мин. | |
II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | Создание ориентировочной основы деятельности. | 2.1. сообщение темы учебного занятия. 2.2. определение цели. 2.3. ознакомление с порядком работы. | 2 мин. | Тема урока… Цель урока: |
III. Этап актуализации знаний. | Выработка умений слушать, актуализировать в памяти информацию, делать выводы. | 3.1. Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие». (3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся ) Дать определение понятию «ощущение». Дать определение понятию «восприятие». Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов. Назовите виды восприятия в зависимости от цели? Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли? Назовите свойства ощущений? Назовите свойства восприятия? Что такое апперцепция? (по итогу опроса выбираются эксперты из каждой подгруппы ) | 10 мин. | Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности. |
IV. Этап обобщения и систематизации знаний. | Выработка умения применять полученные знания на практике | 4.1. Задание «Название» Учащимся необходимо определить название своей группы и дать ему обоснование. 4.2. Задание «Виды и закономерности ощущений». Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях. А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах. Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее. В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо? 4.3. Задание «Свойства восприятия» Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях: а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия. б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин. в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными. г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами. д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов. е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении. 4.4. Задание «Иллюзии восприятия» Чем объясняются описанные иллюзии: а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную. б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление? в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе. 4.4. Задание «Коллаж» Учащимся необходимо создать иллюзию восприятия с помощью коллажа. | 2 мин 8 мин. 10 мин. 5 мин. 50 мин. | Таблички для названия группы. Карточки с заданиями. Карточки с заданиями. Карточки с заданиями. Карточки с заданиями. Карандаши, фломастеры, ватман, примеры картинок. |
V. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия | Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала | 5.1. Рефлексия: «Закончи фразу» Учащимся предлагается закончить фразу: «Если хочешь что-то воспринять …» | 3 мин. | На доске написаны незаконченное предложение: «Если хочешь что-то воспринять…» |
VI. Этап выдачи домашнего задания | Обеспечить закрепление полученных знаний | Подобрать диагностический материал, для изучения индивидуальных особенностей ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста. | 2 мин. | Запись домашнего задания. |
Тема: Изучение индивидуальных особенностей ощущения и восприятия.
Тип учебного занятия: практическое применение знаний.
Кол-во часов: 2 часа.
Цель: закрепить понятие об ощущении и восприятии, их свойствах, видах, отличии восприятия от ощущения, об индивидуальных особенностях восприятия.
Блиц-опрос по теме «Ощущение и восприятие».
(3 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )
Дать определение понятию «ощущение».
Дать определение понятию «восприятие».
Назовите виды ощущений в зависимости от расположения рецепторов.
Назовите виды восприятия в зависимости от цели?
Назовите виды восприятия в зависимости от участия воли?
Назовите свойства ощущений?
Назовите свойства восприятия?
Что такое апперцепция?
ФИО ___________________________________________________ УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________ Развитие ощущения и восприятия в младенческом возрасте |
ФИО ___________________________________________________ УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________ Развитие ощущения и восприятия в раннем возрасте |
ФИО ___________________________________________________ УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________ Сенсорное развитие в дошкольном возрасте |
Задание «Виды и закономерности ощущений».
Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.
А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.
Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.
В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?
Задание «Свойства восприятия»
Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
Задание «Иллюзии восприятия»
Чем объясняются описанные иллюзии:
а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить
в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.
Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.
А. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.
Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.
Б. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.
Определить, какие виды и закономерности ощущений в следующих ситуациях.
В. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?
Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
Определить, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
Чем объясняются описанные иллюзии:
а) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
Чем объясняются описанные иллюзии:
б) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить
Чем объясняются описанные иллюзии:
в) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.
ФИО ___________________________________________________ УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________ Развитие ощущения и восприятия в младенческом возрасте |
ФИО ___________________________________________________ УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________ Развитие ощущения и восприятия в раннем возрасте |
ФИО ___________________________________________________ УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________ Сенсорное развитие в дошкольном возрасте |
Название подгруппы ____________________________________________________
Эксперт ________________________________________________________________
ФИО учащегося | Правильный ответ | Неполный ответ | Неправильный ответ | Итоговая оценка эксперта |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Название подгруппы ____________________________________________________
Эксперт ________________________________________________________________
ФИО учащегося | Правильный ответ | Неполный ответ | Неправильный ответ | Итоговая оценка эксперта |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |