СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта повторительно-обобщающего урока "ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой технологическую карту повторительно-обобщающего урока "ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»" в 5 классе общеобразовательной школы. Форма работы: урок-практикум (работа с текстом).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта повторительно-обобщающего урока "ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»"»

Наименование ОУ

МАОУ "Соколовская средняя школа"

ФИО педагога

Чиркова Наталья Александровна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»


Тип урока

Повторительно-обобщающий. Форма работы: урок-практикум (работа с текстом)

Цель урока

Образовательные: формирование представления об основных грамматических признаках существительных, развивитие умения определять число, род, падеж существительных.

Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействие развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствование формированию умений работать в группе.

Воспитательные: прививание умения слушать учителя и своих одноклассников, уважения друг к другу, необходимого для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: получить обобщенные знания по теме «Повторение изученного по теме «Имя существительное»; определять морфологические и синтаксические признаки существительного и их особенности; применять правила написания гласных в окончаниях существительных.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: сформировать интерес к русскому языку, истории и родной культуре.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

Интерактивная доска, проектор, раздаточный материал

Литература

Интернет-ресурсы


Структура урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

30 сек

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усво­ению изучаемо­го материала

Вступительное слово

-Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке нам понадобятся только ручки/карандаши, и, естественно, ваши знания. Желаю нам всем плодотворной работы!

Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем. Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте, де­монстрируют готовность к уроку




2. Актуа­лизация и пробное учебное действие


2.30 мин

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто совершает открытия?

(ученые, исследователи, путешественники и т.д.)

- А мы с вами можем заняться исследованием чего-нибудь?

(конечно) Вот и на сегодняшнем уроке мы постараемся проявить способности исследователей.

Послушайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова и попробуйте ответить на вопрос: образ какого конкретного, известного нам человека использовал автор для создания своего произведения?

"...Скоро сам узнаешь в школе, 
 Как архангельский мужик 
 По своей и божьей воле 
 Стал разумен и велик..."
 - Итак, кто же этот "архангельский мужик"?

(Михаил Васильевич Ломоносов) Ребята, а что вы уже знаете об этом человеке? (предположения учащихся) А помимо того, что он внёс большой вклад в развитие различных наук, в этом году мы отмечаем 305-летие со дня его рождения.

-Теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Эти слова принадлежат именно М.В. Ломоносову.

- Подумайте, что же на нашем предмете является "великим и прекрасным"? Что же мы каждый день "везде исследуем всечасно"?

(Великий и могучий Русский язык)

Отвечают на во­просы. Задают вопросы для уточнения информации

Выпол­няют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;


Планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции. Осуществляют опе­рации анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следст­венные связи.

Формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения


2 мин

Беседа, обсуж­дение результа­тов предыдуще­го этапа. Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся

-Послушайте, пожалуйста, загадку.

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ... (имя существительное).

-Правильно, ребята, это имя существительное. А вы уже изучили имя существительное? (утвердительный ответ) На экзаменах в 9 и 11 классах встречается много вопросов, касающихся этой части речи. А можете ли вы сказать, что сможете сейчас все их решить? (ответы учащихся)

Обдумывают от­веты на вопросы и осознают, что знаний недоста­точно для полных ответов

Устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы

Планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, действуют по плану.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.


3. Целеполагание и постро­ение про­екта выхода

из затруд­нения


4 мин

Раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся.

-Давайте же попробуем поставить перед собой цель на сегодняшний урок. Чем мы должны заняться на этом уроке? (обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи, вспомнить признаки существительного).

-Какие знания об имени существительного мы должны будем закрепить? (самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?что?, имеет постоянные признаки: род, склонение, одушевленность/неодушевленность, бывает собственным либо нарицательным; изменяется по числам и падежам).

-Как уже говорилось ранее, мы сегодня выступим в роли исследователей. Ну и что же мы будем исследовать?

(Предполагаемый ответ: имя существительное как часть речи. Дополнение педагогом: а так как мы определяем признаки существительного в контексте, мы будем исследовать текст на предмет имени существительного)

-Для того чтобы наша небольшая исследовательская работа получилась более плодотворной, мы разделимся на 4 группы.

-Каждой группе будет дан небольшой текст, который повествует о биографии нашего героя, Михаила Васильевича Ломоносова. У каждой группы будет свое задание, касающееся нашей темы. Таким образом, каждый из вас, выполнив успешно свое задание по тексту, представив свою работу своим одноклассникам, даст себе и другим возможность закрепить знания, полученные на уроках, посвященных изучению имени существительного.

-Наверняка, вы уже работали в группах, уже знаете правила работы в них. А если подзабыли, то на партах вы найдете эти правила, которым я советую следовать.

-Итак, на работу в группах вам дается 8 минут, по истечении этого времени один человек из группы должен выйти к доске и представить выполненную группой работу. Остальные, слушая ответ этой группы, могут поднимать руки и исправлять либо дополнять их ответы.


Извлекают необходимую информа­цию из прослушанного объ­яснения учителя, высказываний одноклассников, сис­тематизируют собственные знания.


Планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, действуют по плану.

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассу­ждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.

4. Творче­ская прак­тическая деятель­ность по реали­зации по­строен­ного про­екта


8 мин

Выполнение разноуровневых обучающих заданий на ос­нове выданных группам текстов

Текст

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.

В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.

1 группа:

1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные из 1 абзаца;

2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать.

2 группа:

1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные 2 абзаца;

2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать.

3 группа:

1. Найти в тексте существительные - имена собственные;

2. Выстроить их в алфавитном порядке.

4 группа:

1. Найти и распределить в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные из 1 абзаца;

2. Объяснить свой выбор.

Выполняют за­дание, отвечают на вопросы

Выпол­няют учебно-познавательные действия в материализован­ной и умственной форме осуществляют поиск необходимой инфор­мации (из материалов учеб­ника и рассказа учителя, по воспроизведению в па­мяти).


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следствен­ные связи, делают обобще­ния, выводы.

Самостоя­тельно планируют необхо­димые действия, операции, действуют по плану.


5. Защита/ презентация работ


10 мин

Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

Педагог корректирует ответы учащихся (если это требуется)

Выступают с результатами работы в группах, оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в практической деятель­ности и повседневной жизни. Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.


Фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Самооценка, рефлексия деятельности


2.30 мин


Осознание своей

учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Педагог организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

- Вы поставили перед собой цель систематизировать, повторить и обобщить знания об имени существительном. Достигли ли вы поставленной цели?

- Какие трудности возникли у вас, как они были преодолены?

- Довольны ли своей работой? 



Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке



Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

7. Домашнее задание


30 сек


На выбор:

1. Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.

2. Составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.

3.Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

- Дайте оценку вашему настроению с помощью смайлов, которые лежат на ваших партах.

Урок окончен. Спасибо!





















Приложение


Михаил Васильевич Ломоносов родился года в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.

В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.

1 группа:

1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные 1 абзаца;

2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать.


Михаил Васильевич Ломоносов родился года в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.

В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.

2 группа:

1. Найти и подчеркнуть как члены предложения все существительные 2 абзаца;

2. Определить у этих существительных род, склонение, число, падеж. Записать.


Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.

В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.

3 группа:

1. Найти в тексте существительные - имена собственные;

2. Выстроить их в алфавитном порядке.



Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.

В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Московскую славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов был необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Поэтому научные открытия следовали одно за другим.

4 группа:

1. Найти и распределить в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные из 1 абзаца;

2. Объяснить свой выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!