СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Почвы и их образование"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Почвы и их образование"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усольская средняя школа





















Технологическая карта к уроку в 8 классе по географии «Образование почв и их разнообразие»





















Учитель географии Кондратова Е.А.

















Пояснительная записка

Актуальность данной работы заключается в первую очередь в реализации ФГОС ООО по формированию читательской грамотности, как одной из составляющих частей функциональной грамотности. Выбранная тема урока очень важна при изучении раздела «Природа России». Она тесно связана с жизненным бытом, т.к. учащиеся долгое время проживают в сельской местности, где большой упор идет на развитие сельского хозяйства, которое напрямую связано с почвой и имеющимися знаниями о ней. На данном уроке используются приемы технологии «БиС» (перекрестный опрос, использование МПМ, ТСЗ), СДО(заполнить пропус), развивающего обучения(«толстый» и «тонкий» вопрос, синквейн) и др. Прогнозируемая результативность методических материалов для личностного развития детей: дальнейшее формирование читательской грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности; умения выделять особенности понятий; повышение КПД усвоения предмета на уроке; дальнейшее развитие речи, внимания, скорости мышления, памяти.

В работе используются как индивидуальная, так и фронтальная работа (которая активизирует мотивацию учащихся, т.к. на МПМ видны результаты всех учащихся). Учащиеся выполняют разные виды деятельности:

- отвечают на загадки, для формулирования темы урока, а также способствует развитию умения находить отличительные особенности похожих понятий;

- определение темы, постановка цели, следование плану урока, что помогает в формировании регулятивных УУД;

- работа с текстом на формирование читательской грамотности, что способствует развитию функциональной грамотности и формированию познавательных УУД;

- работа с опорным конспектом по заполнению пропусков и сравнению с эталоном, что способствует развитию всех УУД;

- презентация своего синквейна перед классом, что способствует повышению уровня коммуникативных и риторических способностей у учащихся (коммуникативные и регулятивные УУД);

- рефлексия (обязательное условие проведения урока, так к развивает умение объективно оценивать уровень достижения результата).

Используемые на данном уроке методические материалы помогают в личностном развитии учащихся, повышая уровень знаний и мотивации к обучению.

Перспективы использования материалов в работе педагогов ОУ:

- повышение интереса учащихся к предмету (география)

- повышение уровня знаний учащихся

- повышение уровня мотивации к обучению учащихся

- дальнейшее формирование читательской грамотности, как составляющей функциональной грамотности











Содержательная часть


Технологическая карта урока

ФИО учителя: Рыль Александр Викторович

Класс: 8

УМК: И.И. Баринова «География: Природа России. 8 кл.»», издательства «Дрофа»

Предмет: География

Тема: Образование почв и их разнообразие.

Тип урока: Открытия нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме:

Это первый урок в изучаемой теме. Урок ориентирован на формирование знаний о понятии «почва», об условиях почвообразования, основных свойствах почв: плодородии, составе, структуре, мощности, о разнообразии почв на территории России, что имеет важное значение для дальнейшего освоения темы.

Цель: Формирование умений давать определение понятиям «почва», «почвенный горизонт», «плодородие», «перегной», знаний об условиях почвообразования, основных свойствах почв с упором на развитие читательской грамотности с применением приемов технологии «БиС»



*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научиться объяснять значения понятий: почва, почвенный горизонт; процесс почвообразования; называть условия почвообразования и свойства почв

 работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; развитие саморегуляции учащихся


выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом; формирование читательской грамотности

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе фронтальной и индивидуальной работы

формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению



Ход урока


Название этапа урока





Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационно – мотивационный и фиксация затруднения

Создать условия для подготовки к нацеливанию;

Помочь ученикам выявить причины затруднения

Фронтальная

Загадки

Приветствие учащихся. Представляет материал с проблемой (понятие почвы неизвестно) - загадки о почве.

Предметные: Умение объяснять понятия почва Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий

Регулятивные: формулирование темы урока, работать в соответствии с поставленной учебной задачей

Нахождение ответов на загадки и отличий между понятием «земля» и «почва»

Устная, не фиксируется (фиксация произойдет при работе с опорным конспектом на этапе определения места новых знаний в системе знаний)

2

Целеполагание и планирование

Сформулировать цель урока;

Спланировать деятельность по достижению цели


Фронтальная

Подводящий диалог

Выстраивание диалога по уточнению границ «незнания» и предстоящих действий. Помощь в формулировании цели урока.

Ознакомление с планом и способом достижения поставленной цели (элементы технологии БиС – МПМ, перекрестный опрос, ТСЗ)

Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий

Регулятивные: формулирование цели урока, работать в соответствии с поставленной учебной задачей

Сформулированная цель; учащиеся ознакомлены с планом и способом его реализации.

Устная, не фиксируется

3

Реализация плана с первичным закреплением полученных знаний

Достижение поставленной цели; Создать ситуацию успеха для каждого ученика

Фронтальная и индивидуальная

Работа с текстом – смысловое чтение с ограничением времени; вопросы к тексту; работа с терминами

Организация работы с текстом (контроль времени)

Организация перекрестного опроса (задать вопрос, контроль времени, редактирование ответа, работа с классом, фиксация результата в МПМ). Организация работы с ТСЗ (фиксация терминов на доске, контроль времени, фиксация результата в МПМ)


Предметные: научиться объяснять значения понятий: почвенный горизонт; процесс почвообразования; называть условия почвообразования и свойства почв Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом; формирование читательской грамотности

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей; развитие саморегуляции учащихся

Заполненная МПМ; формирование читательской грамотности

+ и – в МПМ; предоставление ученикам «спасательного круга»

4

Включение новых знаний в систему знаний

Выявить место новых знаний в системе знаний;


Фронтальная и индивидуальная

Работа с опорным конспектом(заполнить пропуски) и эталоном

Организация работы с опорным конспектом (знакомство с формой работы, предоставление эталона)

Предметные: знать определение понятий: почва, почвенный горизонт; перегной, плодородие; называть (с помощью схем) условия почвообразования, типы почв, строение почвенного профиля.

Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий; работать с текстовым и нетекстовым компонентом

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей; развитие саморегуляции учащихся

Заполненый опорный конспект, исправление ошибок с помощью эталона и пояснений учителя


Оценивается правильность заполненного опорного конспекта по критериям: 0-1 ошибка – 5, 2-3ошибки – 4, 4-5 ошибок – 3, более 5 ошибок 2

5

Рефлексия и домашнее задание

Оценить уровень достижения цели

Фронтальная и индивидуальная

Синквейн; «толстые» и «тонкие» вопросы



Организация работы учащихся по составлению синквейна на тему «Почва»; ознакомление с домашним заданием (для всех -повторение материала по опорному конспекту, только для тех, кто получил два и более минуса – составить по 2 «толстых» и «тонких» вопроса, для желающих составить кроссворд)

Предметные: умение проанализировать и объединить полученные знания о почве в форму синквейна.

Познавательные: выделять главное, существенные признаки понятий

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей; развитие саморегуляции учащихся

Составленный синквейн (устное выступление нескольких желающих с пояснениями учителя по надобности)

По синквейну не фиксируется (возможно исправление – в МПМ, если синквейн верно составлен); по домашнему заданию диагностика проводится на следующем уроке





Список литературы:

  1. Учебник: География. География России. Природа. 8кл./ И.И. Баринова, М.: Дрофа, 2016.

  2. Загадки о почве https://kykyryzo.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B5-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D1%81-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8-12-%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BA/

  3. Инфоурок https://infourok.ru/



























































































Приложение 1. Загадки

1.Она что тарелка – что положишь, то и возьмешь.

2.Не человек – а пьет, не стряпуха – а накормит.

3.Дождь льет, она пьет, все зеленеет да растет.

4.Меня бьют, колотят, ворочают и режут, а я все терплю и всем добром плачу.

5.Рыхлый слой и плодородный

Не оставит всех голодным,

Лишь с посадкой поспешишь, и работу совершишь.



Приложение 2. Примерные вопросы для перекрестного опроса + «спасательный круг»

  1. Кто впервые отличил слой почвы, как отдельную часть земной коры? (Докучаев В.В.)

  2. Как называются горные породы, на которых образуются почвы? (материнские)

  3. Как называется особое вещество, образующееся в результате перегнивания биологических остатков? (перегной или гумус)

  4. Какие бывают типы почв в зависимости от горной породы, на которой они образованы? (глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные)

  5. Какие выделяют условия почвообразования? (по рисунку)

  6. Что такое почва?

  7. На что влияют материнские породы?

  8. На что влияет климат в процессе почвообразования?

  9. Кто назвал почву «зеркалом ландшафта» и почему?

  10. Какие почвы образуются в тайге Восточной Сибири и почему?

  11. Где можно увидеть разнообразие почв России? (почвенная карта)

  12. Что такое плодородие?

  13. В профиле какого типа почв слой перегноя наибольший? (по рисунку)

  14. Что такое почвенный профиль?

  15. Что называется горизонтом С в почвенном профиле?

  16. Чем отличаются почвенные горизонты друг от друга?

  17. От каких свойств, кроме наличия перегноя, зависит плодородие почвы? (механический состав и структура)

  18. От чего зависит мощность почвенного профиля?



Приложение 3. ТСЗ

  1. Почва

  2. В.В. Докучаев

  3. Условия почвообразования

  4. Перегной (гумус)

  5. Материнские породы

  6. Глинистые

  7. Суглинистые

  8. Супесчаные

  9. Песчаные

  10. Плодородие

  11. Механический состав

  12. Структура почвы

  13. Почвенные горизонты

  14. Почвенный профиль

  15. Почвенная карта



Приложение 4. Опорный конспект и эталон

Тема: Образование почв и их разнообразие

П онятия



Почва – это поверхностный ____ суши, образованный в течении длительного ___________ при взаимодействии ____________породы, ______________, животных, микроорганизмов, ________ и _________.



______________- это особое ________, образующееся в результате ______________ биологических _________.

Плодородие – это основное _________ почвы, обеспечивающее ____________ необходимыми _______________ веществами.

Почвенный _______ – это совокупность почвенных _____________ от поверхности до _____________ породы.

Условия почвообразования:

1.______________________

2.Время

3.______________________

4. Животные и микроорганизмы

5._________________________

6.Климат

7._________________________



П очвы по механическому составу



Суглинистые

___________________

______________________

Песчаные



Почвенный профиль:

А0



В




Эталон

Тема: Образование почв и их разнообразие

П онятия



Почва – это поверхностный слой суши, образованный в течении длительного времени при взаимодействии материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.



Перегной( или Гумус) - это особое вещество, образующееся в результате перегнивания биологических остатков.

Плодородие – это основное свойство почвы, обеспечивающее растения необходимыми питательными веществами.

Почвенный профиль – это совокупность почвенных горизонтов от поверхности до материнской породы.

Условия почвообразования(порядок не имеет значения):

1.Растения

2.Время

3.Деятельность человека

4. Животные и микроорганизмы

5.Рельеф

6.Климат

7.Материнские породы



П очвы по механическому составу



Суглинистые

Глинистые

Супесчаные

Песчаные



Почвенный профиль:

А0

А1

А2

В

С




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!