СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме "Виды химической связи"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку по теме "Виды химической связи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Виды химической связи"»


Технологическая карта урока


Учитель первой категории Сидорина Ирина Вячеславовна

Предмет: химия

Курс: 1

Учебник: Г.Е.Рудзитис Химия 11 класс

Интерактивный мультимедиа учебник «Неорганическая химия», авторы Г.И. Дерябина, Г.В. Кантария

Тема 1-2 урока:

Ход урока

Цель урока: Формировать научное мировоззрение о типах химической связи и их влияния на свойства веществ.

Педагогические задачи урока:

Познавательные:

  • получить фактологические знания по теме и уметь применять теоретические знания в практической деятельности данного и других предметов;

  • овладеть навыками научного объяснения физического и химического смысла связей, возникающих в веществах;

  • анализировать и находить отличительные особенности среди видов связи для правильного прогнозирования свойств веществ;

  • уметь составлять схемы образования связи.

Воспитательные:

  • формирование мировоззрения и творческой мысли через работу в коллективе.

Развивающие:

  • развитие интеллекта и эмоциональной сферы (определение причинно-следственных связей; рассуждения, выводы);

  • формирование воли (выполнение задания до логического завершения);

  • активизация продуктивного мышления;

  • формирование творческого подхода к обучению через работу в группах;

  • формирование способности высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушивать товарища;

  • формирование устойчивого интереса к предмету.

Формы организации урока: организация познавательной деятельности через формирование референтных, разноуровневых групп, с разной степенью подготовки.

Технологии и методы на уроке: личностно-ориентированная, критического мышления, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая технологии. КОО по методике «Взаимообмен знаниями».

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, готовая презентация по типам связи, информационный лист.



Этап урока

Время

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивационный

Сформировать у учащихся потребность в овладении знаниями по данной теме. Показать важность программного материала для дальнейшего изучения предмета и успешной сдачи ЕГЭ

2-3 мин

Организация и объяснение основных этапов урока, психологическая подготовка учащихся и настрой к работе (в спокойной, уверенной манере)


Обсуждение и беседа по процедуре урока


Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Ориентировочный

Формирование цели и задач и составление плана изучения темы. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.


10мин

Регулирует обсуждение целей и задач, предлагает сформировать группы по референтному признаку и разной подготовки учащихся (с учетом мнения). Актуализирует опыт учащихся и предлагает схему организации учебной деятельности.


Определяет цель своих действий в предложенных рамках работы, формулирует задачи, исходя из того, что им известно по этой теме из программы 8 класса, обсуждают группы и занимают рабочие места. Просматривают план предложенных действий и вносят изменения с учетом предыдущего опыта и собственных знаний.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Формулирование проблемы и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия.


  1. Исполнительский

Реализация плана действий по логической цепочке: теоретический анализ – прогнозирование – вывод


52 мин

Наблюдает за умениями самообучаться и консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой.

Осуществляют учебные действия в группах, проводят теоретический анализ по учебникам, составляют прогноз на основе теории и делают вывод. Выполняют практико-ориентированные задания по предложенным схемам или собственной траектории. Просматривают медиасхемы в ЦОР (электронный учебник). Учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её,

работают с презентацией

Познавательные: анализ, синтез (составлять целое из частей, в том числе достраивать с восполнением недостающих компонентов), установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез, структурирование знаний;

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его.

Коммуникативные: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и ЦОР, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;


  1. Контрольный

Проверка правильности поставленной цели и степени достижения цели

15 мин

Проводит разъяснение проблемных вопросов (по необходимости)

Формулируют затруднения и корректируют знания. Применяют формы само и взаимоконтроля.

Оценивают результаты деятельности друг друга.

Формулируют выводы исследования по теории и практике. Выполняют тесты в электронном пособии для закрепления

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки и критично относиться к самооцениванию.

  1. Рефлексивный

Анализ оптимальности путей решения задач

5 мин.

Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся и доказательства принципов сотрудничества.



Фронтальная беседа между группами по оценке деятельности

Регулятивные: самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.



  1. Домашнее задание

5-7 мин

Информирует о том, как выполнить домашнее задание, вместе с учениками определяет план его выполнения, дает необходимые пояснения.


Выбирают домашнее задание из учебника:

О.С.Габриелян,

А.С.Егоров с учетом возможностей

Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией.


Приложение:

Карточка № 1.


Тема: Ковалентная неполярная связь. Свойства веществ с ковалентной неполярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки.


  1. Изучите теорию вопроса и объясните партнеру:

  2. Направление хода мыслей: придержитесь плана или составьте свою траекторию, согласно того, что уже известно.

Признаки ковалентной неполярной связи:

1. Характер химических элементов – ковалентную неполярную связь образуют атомы неметаллов с одинаковой электроотрицательностью. Какие формы определения типа связи еще возможны?

2. Механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные неспаренные электроны: общая электронная плотность в равной мере принадлежит обоим атомам.

3. Примеры образования ковалентной неполярной связи: водород... Приведите свои примеры.

4. Свойства веществ с ковалентной неполярной связью.

5. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Какие, почему?

Откройте подсказку (при необходимости). Сверьте свой ответ. Сделайте вывод.

6. Рассмотрите образование химической связи в алмазе (см. модель кристаллической решетки алмаза). Определите тип и сделайте вывод. Приведите другие примеры.

III. Из предложенных кристаллических решеток определите вещества с атомной и молекулярной. Рассмотрите: на рисунке, в моделях и видео с ЦОР кристаллические решетки йода и алмаза. Сделайте вывод.

Какое вещество является исключением из правил? Запомните формулу и зарисуйте структуру.


Вопросы и задания для самоконтроля.

  • Какие элементы образуют ковалентную неполярную связь?

  • Каков механизм образования ковалентной неполярной связи?

  • Какими свойствами обладают вещества с молекулярными кристаллическими решетками? Почему?

  • Какими свойствами обладают вещества с атомными кристаллическими решетками? Почему?

  • Составьте химические формулы веществ: азота, хлорида натрия, бромоводорода, хлора, сероводорода, фторида калия. В каких из этих веществ имеется ковалентная неполярная связь? Выберите вещества. Изобразите электронную и структурные формулы молекул этих веществ и схему образования ковалентной неполярной связи.


Здоровьесберегающая пауза: посмотрите на метку на стекле, то закрывая, то открывая глаза. Посмотрите глазами поочередно. Повторите несколько раз.


Обратная сторона карточки или папка на компьютере.


Если в молекулах простых веществ ковалентная неполярная связь, то между молекулами действуют очень слабые межмолекулярные силы. Это приводит к образованию сильнолетучих веществ с молекулярной кристаллической решеткой. В твердом виде в узлах кристаллической решетки вещества находятся неполярные молекулы, электроны, осуществляющие ковалентную неполярную связь, по кристаллу не перемещаются. Такое строение является причиной общих свойств: вещества с молекулярной кристаллической решеткой электрического тока не проводят.

При обычных условиях вещества газообразные (водород, кислород), жидкие (бром), твердые (йод, фосфор).

Большинство веществ сильнолетучие, т.е. имеют очень низкие температуры плавления и кипения.

Растворы и расплавы веществ электрического тока не проводят.

Алмаз самое твердое и тугоплавкое вещество. Следовательно, в узлах кристаллической решетки алмаза находятся не молекулы, а атомы углерода, связанные посредством ковалентной неполярной связи. Кристаллы алмаза имеют атомную кристаллическую решетку. Это очень твердое вещество, тугоплавкое, оставляет «след» на стекле.

Кристаллы с атомной кристаллической решеткой образуют также кремний, германий, бор.

Исключением из правил является оксид кремния (кварц) у которого атомная кристаллическая решетка, в узлах кристаллической решетки поочередно располагаются атомы кремния и кислорода.


Карточка 2.


Тема: Ковалентная полярная связь. Свойства веществ с ковалентной полярной связью. Молекулярная и атомная кристаллические решетки.


I. Проведите теоретический анализ, обсудите и ответьте на вопрос: есть ли какие-то общие признаки ковалентных связей? Зарифмуйте правило, используя алгоритм. Приведите примеры.

Признаки ковалентной полярной связи:

1. Характер химических элементов – ковалентную полярную связь образуют …….

2. Механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружние неспаренные электроны: ….

3. Примеры образования ковалентной полярной связи: …

4. Свойства веществ с ковалентной полярной связью: какие? почему?

При необходимости возьмите подсказку.

II. Рассмотрите на рисунке или моделях кристаллическую решетку углекислого газа, объясните партнеру ее строение. Посмотрите видео из электронного учебника, обратитесь к презентации.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • Какие элементы образуют ковалентную полярную связь?

  • Каков механизм образования ковалентной полярной связи?

  • Какими свойствами обладают вещества с ковалентными полярными связями. Почему?

  • Какие вещества, образцы которых выставлены на столе, имеют ковалентную полярную связь?

  • Карборунд (карбид кремния SiC) –один из самых твердых и термостойких минералов. Его используют как огнеупорный и абразивный материал. Какой вид химической связи и тип кристаллической решетки в этом веществе? Изобразите схематически фрагмент кристаллической решетки карборунда.


Обратная сторона карточки.


1. Характер химических элементов – ковалентную полярную связь образуют атомы неметаллов с разной электроотрицательностью.

2. Механизм образования связи: каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружние неспаренные электроны: общая электронная пара смещена к более электроотрицательному атому.

3. Примеры образования ковалентной неполярной связи: вода, аммиак, хлороводород.

4. Свойства веществ с ковалентной полярной связью:

При обычных условиях вещества газообразные, жидкие, твердые.

Большинство веществ имеют относительно низкие температуры плавления и кипения.

Растворы многих веществ проводят электрический ток, так как ковалентная сильно полярная связь преобразуется в ионную.

Если в молекулах простых веществ ковалентная полярная связь, то молекулы притягиваются друг к другу своими противоположно заряженными полюсами, но с меньшей силой, чем ионы. Это приводит к образованию молекулярной кристаллической решетки, в узлах которой находятся полярные молекулы. Большинство веществ имеют температуры плавления и кипения, поскольку межмолекулярные силы не велики (по сравнению с силами между ионами), то вещества с молекулярной кристаллической решеткой летучи, т.е. имеют довольно низкие температуры плавления и кипения.


Карточка 3.


Тема: Ионная связь. Свойства веществ с ионной связью. Ионные кристаллические решетки.


I. Изучите каждый самостоятельно, сверьте результат и объяснитесь:

Признаки ионной связи:

1. Характер химических элементов – ионную связь образуют атомы типичных металлов и атомы типичных неметаллов, резко отличающиеся друг от друга по электроотрицательности.

2. Механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; атомы неметаллов присоединяют электроны, превращаясь в анионы. Образовавшиеся ионы взаимодействуют электростатически. Правильно ли утверждение? Что удивляет?

3. Примеры образования ионной связи: хлорид натрия, фторид кальция.

4. Свойства веществ с ионной связью.

При обычных условиях вещества твердые.

Большинство веществ имеют высокие температуры плавления и кипения.

Растворы многих веществ проводят электрический ток. Почему? Чтобы ответить на вопрос, что нужно узнать?

II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллическую решетку хлорида натрия, просмотрите видеоролик, объясните партнеру ее строение. Чем обусловлена ее прочность?

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • Какие элементы образуют ионную связь?

  • Каков механизм образования ионной связи?

  • Какими свойствами обладают вещества с ионной связью? Почему?

  • Какие вещества, образцы которых выставлены на столе, имеют ионную связь? Каково их агрегатное состояние?

  • Соединения NaCl, AlP, MgS кристаллизуются в кристаллические решетки с почти одинаковыми расстояниями между катионами и анионами. Какое из этих соединений имеет самую высокую температуру плавления? Почему? Как мы можем ответить на вопрос?


Физкультминутка: режим смены динамических поз.


Обратная сторона карточки.


Растворы проводят электрический ток, так как в водных растворах образуются гидратированные ионы (положительные и отрицательные), они замыкают цепь.

Если связь ионная, то в узлах кристаллической решетки находятся противоположно заряженные ионы, между которыми во всех направлениях действуют значительные электростатические силы. Они обуславливают образование твердых, тугоплавких, нелетучих веществ.



Карточка 4.


Тема: Металлическая связь. Свойства веществ с металлической связью. Металлическая кристаллическая решетка.


I. Изучите и объясните партнеру:

Признаки металлической связи:

1.Схема ответа: характер химических элементов – металлическую связь образуют атомы металлов. Механизм образования связи: атом металла отдает наружные электроны, превращаясь в катионы; ионы металлов не в состоянии связать электроны из-за огромной скорости их движения. Поэтому электроны, движущиеся в металле, являются общими для всех ионов металлов. Металлическая связь, следовательно, осуществляется при помощи металлов и общих для них электронов, т. е. за счет электростатических сил.

2. Свойства веществ с металлической связью: высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла. Почему? Высокая теплопроводность, пластичность, ковкость,

характерный «металлический» блеск, широкие пределы изменения плотности, прочности, твердости, температуры плавления. Почему? Свяжите ответ с изученным материалом по физике и химии (9 кл).

3. Посмотрите видео ролик в электронном учебнике.

II. Рассмотрите на рисунке и моделях кристаллические решетки металлов. Объясните партнеру взаимосвязь между строением кристаллов и физическими свойствами металлов.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • Что такое металлическая связь? Для каких веществ она характерна?

  • Что такое металлическая кристаллическая решетка?

  • Какими физическими свойствами обладают металлы и сплавы?

  • Объясните на основе представлений о сущности металлической связи такие физические свойства металлов как:

  • а) высокая, электрическая проводимость, уменьшается с повышением температуры металла.

  • б) высокая теплопроводность;

  • в) пластичность, ковкость;

  • г) характерный «металлический» блеск;



Обратная сторона карточки.


Кристаллическая решетка, в узлах которой находятся положительно заряженные ионы металла, связываемые относительно свободными электронами, движущимися по всему объему кристалла, называется металлической.

Для металлов характерны кристаллические решетки с плотной упаковкой ионов в узлах. Прочность металлической связи и плотность упаковки обуславливают прочность, твердость, относительно высокие температуры плавления.

То, что металлы хорошо проводят электрический ток, объясняется присутствием в них свободных электронов. С повышением температуры усиливаются колебания ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки металла, что затрудняет направленное движение электронов и тем самым приводит к уменьшению электрической проводимости металла.

Теплопроводность металлов обуславливается как высокой подвижностью свободных электронов, так и колебательным движением ионов.

Кристаллы с металлической связью пластичны; в этом случае при деформации кристалла возможно смещение ионов без нарушения связи. «Блуждающие» электроны в металле – причина «металлического блеска».



Вопросы закрепления и взаимоконтроля (между группами)


  • Что такое химическая связь? Какова ее природа?

  • По каким признакам характеризуются различные виды химической связи?

  • Обратитесь к таблице № 7 стр. 54 учебника для коррекции полученных знаний.


Вопросы для фронтальной беседы между учащимися и учителем.


  • Является ли электронно-ядерное взаимодействие причиной всех типов и видов химических связей?

  • Могут ли различные типы связей переходить друг в друга?

  • Могут ли присутствовать различные типы связи в одном и том же веществе?

  • Какую кристаллическую решетку имеет вещество, обладающее следующими свойствами: очень твердое, тугоплавкое, нерастворимое в воде, но проводящее электрический ток в расплавленном виде? К какому классу может принадлежать это вещество?

  • Почему пластинки из кремния при сильном ударе разлетаются на куски, а из олова или свинца только деформируются? В каком случае происходит разрушение химической связи?


Контрольный мини-тест


Проверка правильности поставленной учебной задачи и степени достижения цели. Выполняют тесты из электронного учебника, получают результат. Делают выводы.


Анализ. Рефлексия


Анализ результатов деятельности и оценка их оптимальности. Впечатления от урока. Минута психологического общения и разгрузки.


Домашнее задание

Обсуждение домашнего задания.

Используя примерную схему работы самостоятельно изучите водородную и донорно-акцепторную химическую связь, опираясь на учебник и дополнительные источники информации. Разберите упражнения № 4 и 5 стр. 56 учебника.


Планируемые образовательные результаты: по окончании урока ученик научиться и будет знать:

1.Определять и формулировать проблему.

2. Проводить анализ, синтез и ставить цель на основе выше изложенных факторов и прогнозировать результат.

3.Применять предложенную схему изучения или вносить свои изменения.

4.Планировать информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.

5. Представлять результаты своей работы и оценивать их.

6. Будет знать и уметь:

  • Понятия типа связи;

  • Способы определения типа связи и их отличительные особенности;

  • Зависимость свойств веществ от типа связи;

  • Характеризовать механизм образования связи;

  • Устанавливать типы кристаллических решеток и свойства веществ, в зависимости от типа кристаллических решеток;

  • Объяснять партнеру проработанный материал (по мере необходимости);

  • Оформлять результат работы и проводить контроль, в том числе с использованием ЦОР;



Анализ урока и его результативность.


Организация форм учебного сотрудничества может быть разной, так как на разных этапах обучения, для решения определенных задач может быть востребована самая разная методика: современная или самая простая, главное, чтобы она была к месту и полезной. Те формы обучения, которые были использованы учителем на данном уроке, по моему мнению, помогли использовать все ресурсы, в том числе знания, умения и навыки учеников группы для достижения поставленных задач. Почему? Потому что присутствовала личная ответственность ученика за познавательную, регулятивную и коммуникативную сферу деятельности, а также присутствовала благоприятная атмосфера в классе.

☺ ♫♫♫


♪ ♫ ♫







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!