СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме "Опера "Иван Сусанин". Сцена в лесу" для 4 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Опера "Иван Сусанин". Сцена в лесу" для 4 класса»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс

4

Предмет

Музыка

Тема урока

Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу (4-е действие) М. Глинка.

Тип урока (урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок контроля и оценки)

Урок решения учебной задачи.

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в духовно-нравственном развитии человека.

Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений (классической), понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

Готовность к логическим действиям: анализ, синтез, обобщение.

Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Получит возможность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.









Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Формирование умения

анализировать и оценивать свою

деятельность


Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию.


Личностные УУД: Развитие доброжелательности

и эмоциональной отзывчивости;

Ответственное отношение к учению, готовность и

способность к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный

момент:

Приветствие.

-Здравствуйте, ребята!

Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, учитель!

Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют.


Л: Развитие доброжелательности

и эмоциональной отзывчивости.

2.Проверка домашнего задания (может быть, может отсутствовать)

Повторить понятия: опера, полонез, мазурка.









В чем различие этих танцев? (включить фрагменты)


В каком действии оперы звучали эти танцы и как оно называлось?


Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра.

Полонез (танец – шествие) – польский танец, которым открывались балы у королей.

Мазурка – польский танец. В опере - символ воинственного начал, образ поляков.


торжественный полонез, темпераментная подвижная мазурка.


В 2 действии. «Бал у короля».


Личностные:

Ответственное отношение к учению, готовность и

способность к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение к музыкальным

произведениям при их восприятии.


3.Мотивация к учебной

деятельности:

Подготовка учащихся к

учебной деятельности.

Введение в тему урока.

С какой оперой начали знакомство на прошлом уроке?

Кто написал оперу «Иван Сусанин?

Каково второе название оперы?

О каких событиях в ней рассказывается?

- Опера «Иван Сусанин» рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам .


Сегодня на уроке мы познакомимся с 4 действием оперы, посмотрим «Сцену в лесу» и послушаем предсмертную арию Сусанина. Определим, какие чувства испытывал наш герой в последние минуты свой жизни, какие средства выразительности помогли создать такой образ.


- опера «Иван Сусанин»


- М.И.Глинка

- «Жизнь за царя»

- О войне с поляками и подвиге костромского крестьянина И.Сусанина.

он завел отряд поляков в непроходимую глушь, сам погиб и погубил врага.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

Открытие и усвоение новых знаний

Откроем тетрадь и запишем тему нашего урока: Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу.

Представьте себе картину: лес, непроходимая чаща, зима, холод. Поляки подозревают неладное.

Послушайте, о чем они поют, с какими интонациями.

Слушают «Устали мы, продрогли мы».

Как звучит хор поляков?

Т.Е по мелодии мазурки вы сразу догадались, что поют поляки.


А теперь послушайте Арию И.Сусанина «Ты взойдешь моя заря».

Враги спят, намаявшись за день, а Ив. Сусанин, чувствуя свою смерть, поет свою последнюю арию.

Что такое АРИЯ?


Презентация:

О чем поет И. Сусанин? К кому обращается?

Расскажите о настроении и чувствах героя, выраженных в арии.

Расскажите о мелодии арии.

Можете ли вы назвать Ивана Сусанина героем? Если да, то почему?


Смотрят фрагмент оперы. Работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека работают у доски

Делаем анализ арии совместно.


Хотел ли он умирать?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

И заканчивается опера сценой на площади. Звучит хор «Славься». Послушайте, в каком характере звучит хор и какие чувства народа передает?


Вывод: опера посвящена героизму не только одного Ивана Сусанина, а героизму всего русского народа.








- мелодия звучит медленно, протяжно, грустно, напряженно, а в аккомпанементе мы слышим ритмы мазурки, но уже не такой веселой и темпераментной как на балу.





Это сольная песня, характеризующая героя.

Ария звучит напевно, протяжно, как русская нар песня. Герой прощается с детьми, с зарей - «Настало время моё»;

- «Ужасная тоска закралась в грудь мою». Обращается к богу «Ты укрепи меня».

- Да, он отдал свою жизнь за Родину.








Высказывают свое мнение.


Хор звучит торжественно, радостно, в духе победного канта, передает всеобщее ликование и торжество.

Народ вспоминает подвиг Сусанина и всего русского народа.


Личностные УУД:

Проявлять эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение к музыкальным

произведениям при их восприятии.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию.









Обобщение и

систематизация новых знаний.

С какой оперой познакомились?

Какие номера из оперы послушали и посмотрели?

Что такое Ария?

Как называется заключительный хор оперы?

Чему посвящена опера?



Кто и вас знает, какой современный праздник посвящен событиям 1612 года?


4 ноября – это праздник «День Народного Единства», Праздник день народного единства связан с событиями 4 ноября 1612 года, когда народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Москву, и освободили город от польско-литовских захватчиков.

День народного единства является символом того, что когда народ вместе, независимо от национальности и сословия, он непобедим.




-подвигу русского народа в борьбе с польскими интервентами.


День народного единства (4 ноября).

Личностные УУД: формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Рефлексия деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Произвела ли на вас впечатление опера и музыка М.И.Глинки?

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

Продолжи фразу:

- Я познакомился…

- Я слушал…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

- Теперь я могу…


Оцените свои знания и умения.

Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Ответы детей себе.

















Оценивают свои умения и ответы на уроке.


Регулятивные УУД:

Формирование умения

анализировать и оценивать свою

деятельность

Домашнее задание

Найти в интернете и послушать (скачать) песни о Сусанине.




Познавательные УУД: получит возможность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!