1.Организационный момент: Приветствие. | -Здравствуйте, ребята! Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие. | Здравствуйте, учитель! Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют. | Л: Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
2.Проверка домашнего задания (может быть, может отсутствовать) | Повторить понятия: опера, полонез, мазурка. В чем различие этих танцев? (включить фрагменты) В каком действии оперы звучали эти танцы и как оно называлось? | Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра. Полонез (танец – шествие) – польский танец, которым открывались балы у королей. Мазурка – польский танец. В опере - символ воинственного начал, образ поляков. торжественный полонез, темпераментная подвижная мазурка. В 2 действии. «Бал у короля». | Личностные: Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии. |
3.Мотивация к учебной деятельности: Подготовка учащихся к учебной деятельности. Введение в тему урока. | С какой оперой начали знакомство на прошлом уроке? Кто написал оперу «Иван Сусанин? Каково второе название оперы? О каких событиях в ней рассказывается? - Опера «Иван Сусанин» рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам . Сегодня на уроке мы познакомимся с 4 действием оперы, посмотрим «Сцену в лесу» и послушаем предсмертную арию Сусанина. Определим, какие чувства испытывал наш герой в последние минуты свой жизни, какие средства выразительности помогли создать такой образ. | - опера «Иван Сусанин» - М.И.Глинка - «Жизнь за царя» - О войне с поляками и подвиге костромского крестьянина И.Сусанина. он завел отряд поляков в непроходимую глушь, сам погиб и погубил врага. | Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану. |
Открытие и усвоение новых знаний | Откроем тетрадь и запишем тему нашего урока: Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу. Представьте себе картину: лес, непроходимая чаща, зима, холод. Поляки подозревают неладное. Послушайте, о чем они поют, с какими интонациями. Слушают «Устали мы, продрогли мы». Как звучит хор поляков? Т.Е по мелодии мазурки вы сразу догадались, что поют поляки. А теперь послушайте Арию И.Сусанина «Ты взойдешь моя заря». Враги спят, намаявшись за день, а Ив. Сусанин, чувствуя свою смерть, поет свою последнюю арию. Что такое АРИЯ? Презентация: О чем поет И. Сусанин? К кому обращается? Расскажите о настроении и чувствах героя, выраженных в арии. Расскажите о мелодии арии. Можете ли вы назвать Ивана Сусанина героем? Если да, то почему? Смотрят фрагмент оперы. Работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека работают у доски Делаем анализ арии совместно. Хотел ли он умирать? - Как бы вы поступили в такой ситуации? И заканчивается опера сценой на площади. Звучит хор «Славься». Послушайте, в каком характере звучит хор и какие чувства народа передает? Вывод: опера посвящена героизму не только одного Ивана Сусанина, а героизму всего русского народа. | - мелодия звучит медленно, протяжно, грустно, напряженно, а в аккомпанементе мы слышим ритмы мазурки, но уже не такой веселой и темпераментной как на балу. Это сольная песня, характеризующая героя. Ария звучит напевно, протяжно, как русская нар песня. Герой прощается с детьми, с зарей - «Настало время моё»; - «Ужасная тоска закралась в грудь мою». Обращается к богу «Ты укрепи меня». - Да, он отдал свою жизнь за Родину. Высказывают свое мнение. Хор звучит торжественно, радостно, в духе победного канта, передает всеобщее ликование и торжество. Народ вспоминает подвиг Сусанина и всего русского народа. | Личностные УУД: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию. |
Обобщение и систематизация новых знаний. | С какой оперой познакомились? Какие номера из оперы послушали и посмотрели? Что такое Ария? Как называется заключительный хор оперы? Чему посвящена опера? Кто и вас знает, какой современный праздник посвящен событиям 1612 года? 4 ноября – это праздник «День Народного Единства», Праздник день народного единства связан с событиями 4 ноября 1612 года, когда народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Москву, и освободили город от польско-литовских захватчиков. День народного единства является символом того, что когда народ вместе, независимо от национальности и сословия, он непобедим. | -подвигу русского народа в борьбе с польскими интервентами. День народного единства (4 ноября). | Личностные УУД: формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Рефлексия деятельности. - Что нового вы узнали на уроке? - Произвела ли на вас впечатление опера и музыка М.И.Глинки? - Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Продолжи фразу: - Я познакомился… - Я слушал… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… - Теперь я могу… Оцените свои знания и умения. Поставьте себе оценку за работу на уроке. | Ответы детей себе. Оценивают свои умения и ответы на уроке. | Регулятивные УУД: Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |