СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Глагол. Изъявительное, повелительное, условное наклонения глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТК урока по родному языку для первых курсов СПО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Глагол. Изъявительное, повелительное, условное наклонения глагола"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина/ПМ родной язык

Специальность/профессия: 49.02.01 ФЗК

Группа: 1 ф1

Курс: 1

Преподаватель: Адаскевич Виктория Евгеньевна

(Ф.И.О. полностью)

Тема: Глагол. Изъявительное, повелительное, условное наклонения глагола.

Цели занятия:

дидактические: научиться различать и правильно употреблять глаголы разных наклонений в речи, избегая речевых ошибок; рассмотреть разносторонние сферы употребления глаголов и обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт студентов;

воспитательные:, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решении профессиональных задач, профессионального и личностного развития; воспитать интерес к русскому языку(родному) языку

развивающие: развивать речевые умения студентов с опорой на изученный грамматический материал; самостоятельную познавательную деятельность, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся

Тип урока: учебно-теоретический

Образовательные результаты в соответствии с ФГОС СОО, формируемые на занятии:

знания: знать понятия темы, наклонения, различия наклонений.

умения: строить и анализировать свою речь в соответствии с языковыми и коммуникативными нормами; устранять ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка

Оборудование и методическое обеспечение занятия: ТСО: презентация ppt, раздаточный материал


Краткий ход занятия:

Элемент занятия

Норма времени

1

Организационная часть

Вступительное слово. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.

-Как вы понимаете слово «животворит»?

(Значение слова «животворить». ЖИВОТВОРИ́ТЬ, -рю́, -ри́шь; прич. наст. животворя́щий; несов., перех. Книжн. устар. Наполнять жизненной силой; оживлять)

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. («Глаголом жги сердца людей» А.Пушкин)

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных).

Итак, мы продолжаем говорить о глаголе.

2

2

Мотивация учебной деятельности

  1. Повторение. На слайде написаны признаки глагола, расставьте их по степени важности, применяя метод ранжирование)

  • Число

  • Действие

  • Спряжение

  • Глагол

  • Вид

  • Род

  • Лицо

  • Член предложения

  • Вопросы

  • Наклонение

  • Часть речи

  • Возвратные/невозвратные

  • Время

  • Переходные/непереходные


  • Глагол

  • Часть речи

  • Действие

  • Вопросы

  • Вид

  • Возвратные/невозвратные

  • Переходные/непереходные

  • Спряжение

  • Наклонение

  • Число

  • Время

  • Лицо

  • Род

  • Член предложения

Почему вы расставили признаки глагола в такой последовательности?

(сначала нужно определить общее значение глагола, потом морфологические признаки- постоянные и непостоянные, затем синтаксическую роль в предложении)


2.Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю решить проблемную задачу. Нет ли здесь ошибки?

ВыпишИте из текста глаголы. Когда выпишЕте , определите их наклонение.

(Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратить внимание на один морфологический признак глагола- НАКЛОНЕНИЕ)

Итак, тема урока Изъявительное, повелительное и условное наклонения глаголов


3

3

Сообщение темы, цели, задач занятия

- чтобы понять цель нашего урока прослушайте одно шутливое стихотворение (пародия)

Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.

Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.

О чём с улыбкой предупреждает нас в своей пародии Александр Матюшкин-Герке?

(незнание и неумелое употребление глаголов в речи ведет к речевым ошибкам)


2

4

Объяснение нового материала

  1. Наклонения глагола(слайд)

  2. Решение проблемы (на слайде):

  • Что сделайте? выпишИте (повелительное наклонение,

суффикс –И- и окончание -ТЕ)

  • Что сделаете? выпишЕте

(изъявительное наклонение, 2 л, мн.ч.,

окончание –ЕТЕ, 1 спр.)


3.Обратите внимание на глаголы , запишите их и определите наклонение.

Ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите, жжёт – жжёте, машет – машут, бережёт – бережёте, течёт – текут, бережёт – берегут, стрижём – стригут; хочет – хотят, вылезай – вылезайте, слезай – слезайте, поезжай – поезжайте и т. п.

4. .Л. Филатов в сказке «Про Федота – стрельца» намеренно допускает грамматические ошибки в некоторых глаголах, таким образом создаётся ощущение просторечья, достигается комический эффект. Это не ошибки, а языковой приём. Однако вне текста художественного произведения подобные глагольные формы недопустимы – найдите и исправьте их:

      Коли ты в Расее власть, 
      Дак и правь Расеей всласть, 
      А в мою судьбу не суйся 
      И в любовь мою не влазь! 

      Хороша ль, плоха ли весть, – 
      Докладай мне всё как есть! 
      Лучше горькая, но правда, 
      Чем приятная, но лесть! 

      Ну даёшь, ядрёна вошь! 
      И олень тебе не гож? 
      А вчерась мытарил душу: 
      Вынь оленя да положь!.. 

      Ну-ко, нянька, подь сюды, 
      Принимайся за труды – 
      Рви из темечка волосья 
      Те, которые седы. 

Ответ. Не влазь – не влезай; докладай – докладывай; положь – положи; подь – пойди. (глаголы повелительного наклонения)



5. Поставьте глаголы в нужной форме. Определите наклонение

1) Одно дерево (срубить) – (посадить) сорок. (Одно дерево срубил – посади сорок)

2) (Взглянуть) на цветок, и он (согреть) твоё сердце. (Взгляни на цветоки он согреет твое сердце)

3) Кто землю (лелеять) – того земля (жалеть). (Кто землю лелеет того земля жалеет)

4) (Быть) бы лес, соловьи (прилететь).( Был бы лес, а соловьи прилетят)

6. В чем особенность употребления наклонений глагола в данных примерах?(Формы одного наклонения могут употребляться в значении другого, что определяется из контекста)

1.Встать! (в качестве повел. наклон. используется инфинитив)

2.Пойдем вместе со мной!( в качестве повелительного используется изъявит. накл)

3.Ты бы помолчал! (в качестве повел. использ. условное)

4. Закрой глаза - и увидишь.(в значении условного используется повелительное)

5.Поставьте глаголы в условное наклонение. Выразительно прочитайте получившийся текст.

Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами, застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики-хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался Новый год. Новый, новый, молодой с золотою бородой.

6.Помогите Винни-Пуху поставить глагол в правильную форму:

Хорошо быть медведем, ура!

Побежу...

(Нет, победю!)

Победю я жару и мороз,

Лишь бы мёдом был вымазан нос!

Победю...

(Нет, побежду!)

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапки в меду! Проверим: Одержу победу.

Так, не имеют форм 1 лица ед.ч. глаголы: победить, убедить, затмить, чудить, дерзить, бузить, галдеть, шелестеть и др. (заменяем описательными оборотами)



30

5

Закрепление, повторение полученных знаний

Определите наклонение глаголов:

Мчался, рассматриваю, слушай, порыбачил бы, подумай, отдохнул бы, живут




3

6.

Подведение итогов

Слово учителя.

Однажды в школе темой урока истории было: «Семь чудес света».

Учитель рассказал о чудесах древнего мира, упомянул о чудесах современности и необычных творения природы. В конце урока он дал детям задание подумать и написать, что является семью чудесами света по их мнению.

Класс довольно быстро справился с полученным заданием. Когда учитель стал собирать тетради, то заметил, что одна девочка сидит, глубоко задумавшись и не сдаёт свою работу.

– Может быть, тебе нужна помощь, – спросил он у неё.

– Нет, я уже почти справилась. Просто на свете так много чудес, что я долго не могла выбрать самые главные из них, - ответила ученица.

- Хорошо, прочитай нам, на чём ты остановила свой выбор. Девочка немного засмущалась, но решилась прочитать написанное.

– На мой взгляд, семь чудес света это: видеть, слышать, двигаться, осязать, чувствовать, смеяться, любить.

В классе воцарилась тишина.


Эта притча возвращает нас к началу урока, когда мы говорили о животворящей силе глагола. Согласны ли вы с девочкой?

Это будет вашим письменным домашним заданием.


5

7

Задание на дом: мини-сочинение по притче.




































Замените устойчивые словосочетания возвратными глаголами в неопределённой форме:

1. Совать нос –

2. Надуть губы –

3. Бежать со всех ног –

4. Распускать руки –

5. Повесить голову –

6. Сложить оружие –

7. Не сварить каши –

1. Вмешиваться

2. Обидеться

3. Мчаться

4. Драться

5. Огорчиться

6. Сдаться

7. Не договориться









МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Название ОО

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Тема: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Цель работы: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы при допуске к занятию: _________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Порядок выполнения работы:

п/п

Содержание работы, последовательность выполнения операций

Оборудование

Инструктивные указания

Норма времени

1





2





3





4





5





6







Оценка результатов работы:

_____________________________________________________________________________

В критерии оценки уровня подготовленности студента входят:

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Уровень подготовки студента оценивается в баллах:

5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!