СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по истории на тему "Великая российская революция: октябрь 1917 г."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по истории на тему "Великая российская революция: октябрь 1917 г."

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по истории на тему "Великая российская революция: октябрь 1917 г."»


Технологическая карта конструирования урока: Комбинированный 10 класс

(укажите тип урока) (кл)

Учитель: Абузярова Рамиля Рустямовна

(ФИО полностью)


Предмет


История России

Класс


10


Тема урока



Великая российская революция: октябрь 1917 г.

Цели урока



  Сформировать у учащихся представление о событиях октябрьской революции 1917 г.

Задачи урока



  1. Рассмотреть каково было отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России?

  2. Охарактеризовать выступление генерала Л.Г. Корнилова.

  3. Выявить с чем был связан рост влияния большевиков.

  4. Рассмотреть подготовку и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

  5. Проанализировать процесс свержения Временного правительства и взятие власти большевиками.

  6. Охарактеризовать создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

- Характеризуют каково было отношение Русской православной церкви к революционным события в России.

- Называют причины и результаты выступления генерала Л.Г. Корнилова.

- Выделяют с какими причинами был связан рост влияния большевиков.

- Имеют общее представление о вооруженном восстании в Петрограде.

- Анализируют процесс свержения Временного правительства и взятие власти большевиками.

-Характеризуют создание коалиционного правительства

большевиков и левых эсеров.





Познавательные:

-Поиск и выделение необходимой информации.

-Осмысление прочитанной или услышанной информации.

-Извлечение необходимой информации.

-Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.

-Определение основной и второстепенной информации.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Аргументирование своей точки зрения.


Коммуникативные:

-Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками.

- Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей.

- Умение полно и точно выражать свои мысли.


Регулятивные:

-Поиск и устранение причин возникших трудностей.

- Постановка учебной задачи, определение последовательности действий.

-Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку.

- Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

-Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

-Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

- Почтительное отношение к прошлому своей страны.

- Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма.



Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Презентация

«Великая российская революция: октябрь 1917 г.»

Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 3 ч. Ч. 1/ под ред. А.В. Торкунова. М.- Просвещение, 2016. – 175 с.


История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 (Электронная форма)

История России. Поурочные рекомендации.10 класс: пособие для учителей общеобразов. организаций / Т.П.Андреевская. – М. : Просвещение, 2015. – 240 с.

Учебник

Компьютер, проектор.

На доске:   число, тема урока, домашнее задание.

Раздаточный материал: тест.

Основные

понятия

Корниловский мятеж – вооруженное антиправительственное выступление 25- 31 августа 1917 под руководством Верховного главнокомандующего Л. Г. Корнилова с целью установления военной диктатуры в России.

Поместный собор - в Русской православной церкви один из высших органов церковной власти и управления, которому принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда.

Совнарком- наименование советского правительства в Советской России, СССР и республиках Союза ССР, использовавшееся в период c 1918 по 1946 годы.

Наркомат- центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства.

Основные

даты

25-31 августа 1917 г. – Корниловский мятеж

25-26 октября 1917 г. –свержение Временного Правительства, взятие власти большевиками.

26 октября 1917 г.- создание Совета народных комиссаров.

Октябрь 1917-1924 гг. – В.И. Ленин во главе страны.

Персоналии

Николай II, В.Н. Львов, Патриарх Тихон, Л.Г. Корнилов, Б.В. Савинков, А.М. Крымов, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин

Форма

проведения урока

Рассказ учителя + самостоятельная работа учащихся.

Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

Организационный

(2 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Умение организовать рабочее место.

Проверка домашнего задания

(10 мин.)

Раздает задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий.


Выполняют тестовые задания разной степени сложности.

Умение работать с тестовыми заданиями.

Определение задач данного урока

(1мин.)

Сообщает тему и план урока. Определяет цель и ставит соответствующие задачи.

Записывают в тетрадь.

Внимательно слушают, осмысление цели и задач урока. Первичное усвоение темы урока.

Умение анализировать.

Изучение нового материала

    1. мин.)

  1. Русская православная церковь в условиях революции.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.36- 37 и назовите каково было отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России?































































  1. Выступление генерала Л.Г. Корнилова.

Рассказ учителя с помощью презентации.



  1. Рост влияния большевиков.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.38-40 и ответить на вопрос: Чем был обусловлен рост влияния большевиков летом- осенью 1917 г.?


























































  1. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

Рассказ учителя с помощью презентации.



  1. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками.

Рассказ учителя с помощью презентации.



  1. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.41- ответить на вопрос: каково было соотношение политических сил на II съезде Советов? Какую позицию на съезде меньшевики, правые и левые эсеры?




Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

Революционные события февраля 1917 г. руководство Русской православной церкви восприняло спокойно. После отречения Николая II от престола Синод принял решение установить контакт с Временным правительством. 3 марта 1917 г. обер-прокурором Святейшего синода во Временном правительстве был назначен В. Н. Львов. Была достигнута договорённость о невмешательстве власти в церковные дела. Духовенству предписывалось во время богослужения вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление «о богохранимой державе Российской и благоверном Временном правительстве её». 9 марта Святейший синод обратился к мирянам с посланием, которое начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни».

14 июля Временное правительство выпустило постановление «О свободе совести»: «Каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию, и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры».

В августе 1917 г. упразднили должности обер-прокурора Синода и создали Министерство исповеданий.

Революция и отречение царя ускорили решение проблемы, которая давно волновала духовенство, — зависимости Церкви от властей. Многие архиереи ставили вопрос о созыве Поместного собора и введении патриаршества. Временное правительство поддержало эту идею.

Собор начал работу 15(28) августа 1917 г. в Москве торжественным богослужением в Успенском соборе Кремля. С приветственной речью на открытии собора выступил Керенский. 5(18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя было оглашено имя патриарха. Им, согласно жребию, стал митрополит Московский и Коломенский Тихон 




Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.



Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

Война продолжалась. Её влияние на экономику страны и на положение населения было самым пагубным. На военные нужды шло более 80 % государственных расходов. Из-за недостатка топлива и сырья осенью 1917 г. закрылось свыше 800 предприятий. Выпуск промышленной продукции за год сократился почти на 36 %. В упадок пришёл железнодорожный транспорт. Города испытывали острый недостаток продовольствия.

В мае—июне были введены продуктовые карточки. Из торговли исчезли основные потребительские товары: мыло, чай, обувь, гвозди. В конце августа хлебный паёк в Москве и Петрограде был сокращён до 200 г в день. Временное правительство продолжало выпускать бумажные деньги. Цены на хлеб выросли в 16 раз, на картофель — в 20 раз, на сахарный песок — в 27 раз.

Недовольство росло. Общее число бастующих в сентябре— октябре составило 2,5 млн человек — почти в 8 раз больше, чем весной. Крестьяне захватывали помещичьи земли, громили усадьбы, не подчинялись властям.

Критическим стало положение на фронте: нередким явлением было неподчинение приказу. Немцы захватили Моонзундские острова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив. Угроза Петрограду становилась всё более реальной. В такой обстановке большевики с их понятными, доходчивыми лозунгами — власть Советам, мир народам, земля крестьянам, заводы и фабрики рабочим — приобретали всё большую популярность. Ряды партии стремительно росли. В самом начале сентября 1917 г. прошли довыборы в Петроградский Совет. Большевики получили в нём большинство. Председателем Исполкома Петроградского Совета был избран большевик Л. Д. Троцкий, который в 1905 г. уже был фактическим главой Петербургского Совета рабочих депутатов. 5 сентября большевики получили большинство в Московском Совете.





Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.





Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты





Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

- Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство на нём составляли большевики и левые эсеры, поддерживавшие вооружённое восстание. Меньшевики и правые эсеры резко осудили действия большевиков и потребовали от съезда начать переговоры с Временным правительством об образовании нового кабинета министров, опирающегося на все слои общества.

Не получив одобрения съезда, меньшевистская и правоэсеровская фракции покинули заседание. Они лишили себя возможности принять участие в формировании новых органов власти, а значит, и не могли корректировать действия большевиков изнутри. Левые эсеры объявили о создании новой организации — Партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР).

25 октября на первом заседании II съезда Советов был принят Декрет о власти. Он провозгласил переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд избрал новый состав ВЦИК, в который вошли 62 большевика и 29 левых эсеров. Определённое количество мест было оставлено и другим социалистическим партиям. Исполнительная власть передавалась Совету народных комиссаров (Совнарком, СНК) во главе с В. И. Лениным. СНК должен был действовать до созыва Учредительного собрания.

Большевики предложили левым эсерам войти в СНК, но те ответили отказом, надеясь на формирование в будущем правительства из представителей всех социалистических партий. Однако позднее, в ноябре—декабре 1917 г., левые эсеры согласились войти в Совнарком, возглавив 7 наркоматов. Правые эсеры согласились на своё представительство во ВЦИК.





Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.































































Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.



Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.



























































Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.





Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.





Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.

Закрепление изученного материала

(3мин.)

Прочитать документы на стр. 42-43 и ответить на вопросы к нему.

Читают документ и отвечают на вопросы.

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения.

Итоги урока. Рефлексия.

(2 мин.)

Подводит итоги урока.

«Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

Выставляет отметки за урок.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Развивают способность к самооценке.

Умение анализировать свою работу на уроке. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Домашнее задание

(2 мин.)

Объясняет выполнение домашнего задания: учить параграф 4 + задание 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!