- Называют социально – экономические и политические черты развития общества стран Запада. - Анализируют особенности модернизации в России. - Выделяют общие и отличительные черты социально -экономического и политического развития России и стран Запада. - Анализируют особенности идейных течений и политических партий в России в начале XX века. | Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации. -Осмысление прочитанной или услышанной информации. -Извлечение необходимой информации. -Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. -Определение основной и второстепенной информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Аргументирование своей точки зрения. Коммуникативные: -Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками. - Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. - Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: -Поиск и устранение причин возникших трудностей. - Постановка учебной задачи, определение последовательности действий. | -Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку. - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. -Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. |
Презентация «Новые тенденции в развитии общества» | Учебник: Волобуев О.В. Россия и мир. XX век. 11 кл. : учеб. для общеобразов. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожин. – 12 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 352 с. | Игнатов А.В. Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М. В.Пономорева, В.А. Рогожина/ А.В. Ингнатов. – М.: Дрофа, 2016.- 256 с. | Учебник. Компьютер, проектор. На доске: число, тема урока, домашнее задание. |
Основные понятия | Модернизация (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) - процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития. Авторитаризм – политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или нескольких лиц. экономический кризис, Монополия (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности. Картель – монополистическое объединение, основанное на соглашении самостоятельных в коммерческом и производственном отношении предпринимателей о единой политике в области цен. Синдикат - монополистическое объединение, основанное на соглашении самостоятельных в производственном отношении предпринимателей о совместной продаже продукции. Реформизм – политическое течение, отрицающее необходимость революционного изменения общества и выдвигающее на первый план постепенные преобразования, реформы. |
Изучение нового материала (25-26 мин.) | Страны Запада Рассказ учителя с помощью презентации. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Страны Запада стр. 5-7 и выделите черты развития, которые были характерны для западного мира. Обобщение ответов учащихся Процесс модернизации и Россия Прочитайте пункт Процесс модернизации и Россия стр. 7-9 и дайте понятие, что такое модернизация + выделите особенности модернизации в России. Обобщение ответов учащихся. Социальная структура общества Прочитайте пункт Социальная структура общества стр. 9-10 и охарактеризуйте социальную структуру стран Запада и России. + на основе предыдущих пунктов(Страны запада, Процесс модернизации и Россия) выделите общие и отличительные черты социально – экономического и политического развития России и стран Запада Обобщение ответов учащихся. Идейные течения и политические партии. Рассказ учителя с помощью презентации. | Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию. Слушают учителя. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Черты развития, которые характерны для западного мира: - Индустриальная рыночная экономика, конкуренция. - Уважение к частной собственности. - Наличие гражданского общества, правового государства, демократии, соблюдение гражданских прав. - Индивидуализм, рационализм, вера в благотворность научно – технического прогресса. - Циклический характер развития. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Модернизация - процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития. Особенности модернизации в России: - Огромное влияние на экономическое развитие государства. - Многоукладная экономика. - Значительные количественные показатели российской экономики (темпы роста производства, объемы производства и др.) сочетались с низкими качественными показателями . - Неравномерное развитие экономики по отраслям и районам страны. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. В странах Запада складывалась новая социальная структура общества. Господствовавшая ранее земельная аристократия уступила свои позиции промышленной и финансовой буржуазии. Представители крупного капитала стали ведущей силой не только в экономике, но и в политике. По мере расширения индустриального производства множились ряды наемных рабочих. Наряду с крестьянами, ремесленниками и мелкими торговцами они составляли категорию социальных низов. Новым явлением в жизни общества стало формирование «среднего слоя», в который принято включать представителей творческой и технической интеллигенции, государственных служащих, мелких и средних предпринимателей. Именно благодаря среднему слою, заинтересованному в экономической и политической стабильности, происходило укрепление демократии в странах Запада. В России процесс формирования социальных слоев, характерных для индустриального общества, шел быстрыми темпами. Еще более интенсивно росло количество предпринимателей. Однако российская буржуазия, в отличие от западной, практически не имела доступа к политической власти. Основную часть населения страны по-прежнему составляло крестьянство. Проникновение товарно-денежных отношений в российскую деревню способствовало его расслоению. Одна часть крестьян пополняла ряды пролетариата, другая расширяла свое хозяйство, постепенно вытесняя помещиков с рынка сельскохозяйственной продукции и скупая их земли. Однако терявшее свои экономические позиции поместное дворянство продолжало оставаться наиболее привилегированным сословием Российской империи. Дворянская верхушка по-прежнему определяла политику государства. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию. | Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту + работа с картой. Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Умение анализировать. Умение полно и точно выражать свои мысли. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. Осмысление услышанной информации. Дополнение и расширение имеющихся знаний. Умение структурировать знания. |
Итоги урока. Рефлексия. (7 мин.) | Подводит итоги урока. Организует рефлексивную деятельность учащихся на уроке Рефлексия: "Три М" Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Выставляет отметки за урок. | Называют три момента, которые получились хорошо в процессе урока и предлагают одно действие, чтобы улучшить работу на уроке. | Развивают способность к самооценке. Умение анализировать свою работу и одноклассников на уроке. Поиск и устранение причин возникших трудностей. |