- Знают ход основных событий военных компаний, итоги. - Называют примеры массового героизма солдат в годы Первой Мировой войны. - Характеризуют экономику страны в годы Первой мировой войны. - Анализируют причины изменений настроений в русском обществе и на фронте в 1916 году. | Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации. -Осмысление прочитанной или услышанной информации. -Извлечение необходимой информации. -Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. -Определение основной и второстепенной информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Аргументирование своей точки зрения. Коммуникативные: -Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками. - Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. - Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: -Поиск и устранение причин возникших трудностей. - Постановка учебной задачи, определение последовательности действий. | -Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку. - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. -Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. - Почтительное отношение к прошлому своей страны. - Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма. |
Презентация «Российская империя в Первой мировой войне» | Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 3 ч. Ч. 1/ под ред. А.В. Торкунова. М.- Просвещение, 2016. – 175 с. | История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 (Электронная форма) История России. Поурочные рекомендации.10 класс: пособие для учителей общеобразов. организаций / Т.П.Андреевская. – М. : Просвещение, 2015. – 240 с. | Учебник Компьютер, проектор. На доске: число, тема урока, домашнее задание. Раздаточный материал: тест. |
Изучение нового материала (24-25 мин.) | Военная компания 1914 г. Рассказ учителя с помощью презентации. Военные действия в 1915 г. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Военные действия стр.18- 19 и выделите причины поражения русской армии в 1915 г. Кампания 1916 г. Рассказ учителя с помощью презентации. Мужество и героизм российских воинов. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Мужество и героизм российских воинов стр.21- 22 и приведите примеры массового героизма солдат в годы Первой мировой войны . Экономика России в годы войны. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Экономика России в годы войны стр.22- 23 и ответьте на вопрос как России удалось перестроить экономику на военный лад? Власть и общество в годы войны. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Власть и общество в годы войны стр.24 и ответьте на вопрос как изменилось отношение к войне российского общества? | Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Причины поражения русской армии в 1915 г. - Переброска на Восточный фронт основных сил противника. - Недостаток в снабжении армии вооружением и боеприпасами. - Не было помощи со стороны союзников. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Первым кавалером офицерского ордена Св. Георгия стал П. Н. Врангель, отличившийся в бою у немецкой деревни Каушен в августе 1914 г. Поручик Н. Нечаев за год до войны из-за взрыва ракеты лишился глаза. Это не помешало ему вернуться в действующую армию и успешно воевать. Военный лётчик Ю. В. Гильшер сбил около десяти самолётов противника, потерял ногу, но продолжал летать на задания. М. Л. Бочкарёва спасла 48 бойцов, за что была награждена Георгиевским крестом 4-й степени. К началу 1917 г. она была уже старшим унтер-офицером и имела четыре георгиевские награды. 16-летний москвич, воспитанник Строгановского училища В. Соколов за снятие неприятельского дозора и захват неприятельского пулемёта был произведён в унтер-офицеры, награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Решающую роль в этом переломе сыграло объединение усилий государства, промышленной буржуазии, земской и городской общественности, кооперации. В 1915 г. по инициативе крупных промышленников были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта – Особое совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием, по перевозкам, артиллерийскому снабжению и т. д. В них входили правительственные чиновники, члены Государственной думы, представители капитала. Для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др. В Петрограде и Москве действовал Комитет научно-технической помощи – объединение русских ученых и изобретателей, быстро и оперативно решавшее военно-технические проблемы и внедрявшее свои изобретения в производство. Такими новинками, как самолет-бомбардировщик, пистолет-пулемет, самозарядная винтовка, гусеничный автомобиль, противогазы, армия обязана этому Комитету. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Затяжная война резко ухудшила жизнь людей. Взлет российской промышленности, работавшей на оборону, произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления, что стало причиной повышения цен. Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания. Осенью 1916 г. Петроград и Москва познакомились с необычным для них явлением – очередями. Утихшее в начальный период войны забастовочное движение вновь стало набирать силу. Нередко вместе с экономическими стачечники выдвигали и политические требования. Неспокойно было в деревне. Мобилизованные крестьяне требовали выплаты их семьям пособий, снижения налогов. Вновь оживились антипомещичьи настроения. И хотя за время войны производство сельскохозяйственной продукции практически не уменьшилось, крестьяне не спешили везти хлеб на рынок, предпочитая дожидаться лучших времен. В конце 1916 г. в 31 губернии правительство ввело продразверстку. В армии росло влияние партии большевиков. В конце 1916 г. в войсках действовало более 150 большевистских организаций и групп. Широкий размах приобрело братание с противником, дезертирство. Армия все сильнее мечтала о мире, скорейшем окончании чуждой народу войны. | Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. |