СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по истории на тему "Гражданская война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по истории на тему "Гражданская война"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по истории на тему "Гражданская война"»


Технологическая карта конструирования урока: Комбинированный 10 класс

(укажите тип урока) (кл)

Учитель: Абузярова Рамиля Рустямовна

(ФИО полностью)


Предмет


История России

Класс


10

Тема урока


Гражданская война

Цели урока



  Познакомить учащихся с причинами, основными событиями и итогами Гражданской войны.

Задачи урока



  1. Выявить причины, характер, особенности и основные этапы Гражданской войны.

  2. Охарактеризовать в чем состояли основные различия позиций левых эсеров и большевиков.

  3. Рассмотреть каков был социальный состав антибольшевистских сил.

  4. Рассмотреть важнейшие события 1918-1919 гг.

  5. Выделить причины и масштабы красного и белого террора.

  6. Охарактеризовать особенности советско – польской войны. Проанализировать итоги гражданской войны.

  7. Выделить причины победы Красной армии в Гражданской войне.

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

- Называют причины, характер, особенности и основные этапы Гражданской войны.

- Характеризуют в чем состояли основные различия позиций левых эсеров и большевиков.

- Имеют общее представление о социальном составе антибольшевистских сил.

- Знают важнейшие события 1918-1919 гг.

- Выделяют причины и масштабы красного и белого террора.

- Характеризую особенности советско – польской войны. Анализируют итоги гражданской войны.

- Выделяют причины победы Красной армии в Гражданской войне.




Познавательные:

-Поиск и выделение необходимой информации.

-Осмысление прочитанной или услышанной информации.

-Извлечение необходимой информации.

-Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.

-Определение основной и второстепенной информации.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Аргументирование своей точки зрения.

Коммуникативные:

-Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками.

- Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей.

- Умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

-Поиск и устранение причин возникших трудностей.

- Постановка учебной задачи, определение последовательности действий.

-Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку.

- Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

-Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

-Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

- Почтительное отношение к прошлому своей страны.

- Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма.



Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Презентация

«Гражданская война»

Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 3 ч. Ч. 1/ под ред. А.В. Торкунова. М.- Просвещение, 2016. – 175 с.


История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 (Электронная форма)

История России. Поурочные рекомендации.10 класс: пособие для учителей общеобразов. организаций / Т.П.Андреевская. – М. : Просвещение, 2015. – 240 с.

Учебник

Компьютер, проектор.

На доске:   число, тема урока, домашнее задание.

Раздаточный материал: тест.

Основные

понятия

Гражданская война – это вооруженный конфликт между гражданами одного государства, который сопровождался разделением страны на две и более внутренне организованные части, открыто борющиеся друг с другом с целью претворения в жизнь своей программы будущего устройства.

Локальный – местный, свойственный данному месту.

Эскалация – расширение, наращивание, постепенное усиление, распространение (конфликта), обострение (противостояния).

«Демократическая контрреволюция» - лозунг, выдвинутый эсерами после прихода к власти большевиков, означающий возвращение к демократическим завоеваниям Февральской революции.

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов.

Концентрационный лагерь – место изоляции военнопленных, заключенных.

Террор – устрашение с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения противника.

Основные

даты

Ноябрь 1917—1921 г. — период Гражданской войны.

Май 1918 г. — восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной Гражданской войны в России.

Июль 1918 г. — выступление левых эсеров против большевиков.

5 сентября 1918 г. — объявление большевиками красного террора.

18 ноября 1918 г. — свержение Директории и установление диктатуры А. В. Колчака.

Май— октябрь 1919 г. — наступление белой армии под командованием А. И. Деникина.

Октябрь 1919—январь 1921 г. — общее наступление Красной Армии.

Апрель— октябрь 1920 г. — боевые действия в ходе польско-советской войны.

Ноябрь 1920 г. — разгром армии П. Н. Врангеля в Крыму.

1921 г. — Рижский мир с Польшей

Персоналии

Я.Г. Блюмкин, Н.А. Андреев, В. Мирбах, Д.И. Попов, Ф.Э. Дзержинский, М.А. Спиридонова, М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, А.В. Колчак, Б.В. Савинков, П.Н. Краснов, Н.Н. Юденич, Е.К. Миллер, М.В. Фрунзе, Н.И. Махно, С.М. Буденный, П.Н. Врангель, Б.В. Анненков, А.И. Дутов, Г.М. Семенов, И.П. Калмыков, И.Н. Красильников, В.И. Ленин, М.С. Урицкий, Ю. Пилсудский, М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, В.К. Блюхер.

Форма

проведения урока

Рассказ учителя + самостоятельная работа учащихся.

Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

Организационный

(2 мин.)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Умение организовать рабочее место.

Проверка домашнего задания

(10 мин.)

Раздает задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий.


Выполняют тестовые задания разной степени сложности.

Умение работать с тестовыми заданиями.

Определение задач данного урока

(1мин.)

Сообщает тему и план урока. Определяет цель и ставит соответствующие задачи.

Записывают в тетрадь.

Внимательно слушают, осмысление цели и задач урока. Первичное усвоение темы урока.

Умение анализировать.

Изучение нового материала

    1. мин.)

  1. Причины и основные этапы Гражданской войны в России.

Рассказ учителя с помощью презентации.


  1. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.59-60 и ответьте на вопрос:

- В чем состояли различия позиций левых эсеров и большевиков?

- Как в 1918 г. была установлена однопартийная диктатура большевиков?

Обобщение ответов учащихся.

















































  1. Палитра антибольшевистских сил.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр. 60- 61 ответить на вопрос:

- Какие социальные и политические силы противостояли большевикам в период Гражданской войны?

























































  1. Важные события 1918- 1919 гг.

Рассказ учителя с помощью презентации


  1. Террор красный и белый: причины и масштабы.

Рассказ учителя с помощью презентации


  1. Польско – советская война. Окончание Гражданской войны.

Рассказ учителя с помощью презентации


  1. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.

Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.67-68 и ответьте на вопрос:

- Каковы причины победы красных в Гражданской войне?

Обобщение ответов учащихся




Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.




Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

- Драматично развивались взаимоотношения большевиков со своими союзниками — левыми эсерами. Поддержав большевиков по вопросу роспуска Учредительного собрания, левые эсеры резко выступили против заключения Брестского мирного договора. После ратификации последнего на IV Всероссийском съезде Советов в марте 1918 г. левые эсеры заявили, что снимают с себя ответственность за его последствия и выходят из СНК. Двухпартийное советское правительство закончило существование. Но левые эсеры сохранили свое присутствие во ВЦИК и Советах всех уровней.

Новый взрыв негодования вызвали у левых эсеров чрезвычайная продовольственная политика , продотряды и комитеты деревенской бедноты. Проанализировав ситуацию, партия левых социалистов-революционеров пришла к выводу, что чрезвычайные меры в деревне являются следствием Брестского мира. Они считали необходимым разорвать этот мир любым способом, отвоевать у Германии хлебные районы Украины и тем самым решить продовольственную проблему.
Понимая, что большевики не пойдут на войну с Германией, левые эсеры решили спровоцировать военный конфликт с ней.

6 июля 1918 г. левыми эсерами Я. Г. Блюмкиным и Н. А. Андреевым был убит немецкий посол в России граф Мирбах. Большевики расценили этот акт как начало эсеровского мятежа с целью свержения советской власти и провели операцию по его «подавлению». Левые эсеры были изгнаны из Советов всех уровней и пополнили ряды «демократической контрреволюции». В августе 1918 г. ПЛСР перешла на нелегальное положение. В стране фактически установилась однопартийная диктатура большевиков.



Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

- Наиболее последовательным врагом большевизма было Белое движение. Ожесточённое военное противостояние между белыми и красными являлось стержнем Гражданской войны. Большевикам противостояла также так называемая «демократическая контрреволюция» — эсеро-меньшевистские правительства, возникшие в районах свержения советской власти и провозгласившие лозунги возврата к завоеваниям Февраля.

оциальный состав антибольшевистских сил был неоднородным. Его ядро составляло русское офицерство (более 125 тыс. офицеров служили в белых армиях). Ярыми антибольшевиками были многие бывшие чиновники, представители привилегированных классов, политически активная либеральная и демократическая интеллигенция. Политика «расказачивания», проводившаяся большевиками, привела в антибольшевистский стан и значительное число казаков, а также часть рабочих и крестьян, недовольных введением продразвёрстки и резким снижением уровня жизни.

Политическая палитра антибольшевистского движения тоже была весьма пёстрой. В нём объединились и монархисты, мечтавшие о возрождении монархии, и русские национал-патриоты, возмущённые развалом Российской империи, а также представители национальных движений, опасавшиеся «собирания» большевиками России, и либеральные и демократические силы, стремившиеся закрепить завоевания Февральской революции. Все эти столь разнородные политические силы объединяла борьба с большевиками. Главным лозунгом антибольшевистского движения стал лозунг «непредрешенчества», под которым подразумевалось, что решить вопрос о государственном устройстве страны может только избранное всем народом Учредительное собрание.




Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.



Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.




Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты.




Читают учебник и отвечают на вопрос учителя.

- Прежде всего белые лидеры не сумели предложить народу привлекательной программы. На контролируемых ими территориях восстанавливались законы Российской империи, собственность возвращалась прежним владельцам. Особенно неудачной была белая политика в аграрном вопросе. Лидеры движения не смогли понять, что без поддержки крестьянства победа в Гражданской войне невозможна. А поддержку крестьян можно было обеспечить, лишь узаконив перераспределение помещичьих земель.

Часть населения оттолкнула от Белого движения его национальная политика, непреклонная приверженность лозунгу «единой и неделимой России», антисемитизм, выливавшийся в еврейские погромы. Вызывали подозрение в национальной измене и тесные связи белых генералов с иностранными государствами.

Белое движение не смогло стать ядром, которое сплотило бы все антибольшевистские силы. Более того, отказавшись от сотрудничества с социалистическими партиями, белые генералы раскололи антибольшевистский фронт, превратив меньшевиков, эсеров, анархистов и их сторонников в своих противников. Да и в самом белом стане не было единства ни в политической, ни в военной области. Между многими лидерами существовали неприязненные личные отношения. И наконец, по горькому признанию белых, причиной поражения было моральное разложение армии, применение к населению мер, которые никак не укладывались в белый кодекс чести (грабежи, погромы, карательные экспедиции).

Напротив, большевики сумели выдвинуть понятные для народа лозунги. Они смогли убедить его в том, что, сражаясь за красных, он сражается за построение в России самого справедливого на земле общества. Иностранная интервенция в поддержку белых позволила большевикам представить себя единственными защитниками национальной независимости России.

Большевики создали центральное правительство, местные органы власти, централизованное военное управление. Словом, они сумели воссоздать государственность, благодаря чему гораздо эффективнее могли концентрировать ресурсы, проводить массовые мобилизации в армию.

На стороне большевиков было и ещё одно важное преимущество — центральное положение в России, где был сосредоточен мощный экономический потенциал. Это позволяло им быстро маневрировать силами, оперативно перебрасывать их на наиболее опасные участки.




Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.




Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.





















































Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.


























































Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.



Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.




Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания.




Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений.

Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту.



Закрепление изученного материала

(3мин.)

Прочитать документы на стр. 69 и ответить на вопросы к нему.

Читают документы и отвечают на вопросы.

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения.

Итоги урока. Рефлексия.

(2 мин.)

Беседа с учащимися по вопросам:

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Дайте определение Гражданской войны?

- Каковы причины и основные этапы Гражданской войны в России?

-Как развивались события на Восточном/Южном фронте в 1918-1919 гг.? Почему Красной армии удалось одержать победу над Колчаком?

- Какие цели и особенности вмешательства иностранных государств во внутренние дела России?

Выставляет отметки за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения.


Домашнее задание

(2 мин.)

Объясняет выполнение домашнего задания: учить параграф 7+ задание 4 на стр. 70.

Записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!