Предмет | История России | Класс | 10 |
Тема урока | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. |
Цели урока | Познакомить учащихся с экономической политикой советской власти. |
Задачи урока | Проанализировать первые мероприятия советской власти в области экономики. Охарактеризовать аграрную политику большевиков. Рассмотреть в чем суть политики военного коммунизма Охарактеризовать план ГОЭЛРО. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- Анализируют первые мероприятия советской власти в области экономики. - Характеризуют аграрную политику большевиков. - Называют основные мероприятия политики военного коммунизма. - Характеризуют план ГОЭЛРО. | Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации. -Осмысление прочитанной или услышанной информации. -Извлечение необходимой информации. -Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. -Определение основной и второстепенной информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Аргументирование своей точки зрения. Коммуникативные: -Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками. - Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. - Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: -Поиск и устранение причин возникших трудностей. - Постановка учебной задачи, определение последовательности действий. | -Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку. - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. -Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. - Почтительное отношение к прошлому своей страны. - Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма. |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование |
Презентация «Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм» | Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 3 ч. Ч. 1/ под ред. А.В. Торкунова. М.- Просвещение, 2016. – 175 с. | История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 (Электронная форма) История России. Поурочные рекомендации.10 класс: пособие для учителей общеобразов. организаций / Т.П.Андреевская. – М. : Просвещение, 2015. – 240 с. | Учебник Компьютер, проектор. На доске: число, тема урока, домашнее задание. Раздаточный материал: тест. |
Основные понятия | Экспроприация - принудительное отчуждение имущества частных собственников. Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам Комбеды - орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма», созданный декретами ВЦИКа от 11 июня и Совнаркома от 6 августа 1918 года Военный коммунизм - название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны. Продразвёрстка — система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок продовольствия, в первую очередь, зерна. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам. |
Основные даты | 1 декабря 1917 г. – создан государственный орган непосредственного регулирования народного хозяйства и управления – Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) 19 февраля 1918 г. – закон о социализации земли. 11 января 1919 г. – издан декрет о разверстке хлеба и фуража. 1918 -1920 гг. – «Военный коммунизм» 1920 г. – принятие плана ГОЭЛРО. |
Персоналии | В.И. Ленин, Г.М. Кржижановский |
Форма проведения урока | Рассказ учителя + самостоятельная работа учащихся. |
Этап урока (с хронометражем) | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
Организационный (2 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет отсутствующих. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Умение организовать рабочее место. |
Проверка домашнего задания (10 мин.) | Раздает задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий. | Выполняют тестовые задания разной степени сложности. | Умение работать с тестовыми заданиями. |
Определение задач данного урока (1мин.) | Сообщает тему и план урока. Определяет цель и ставит соответствующие задачи. | Записывают в тетрадь. Внимательно слушают, осмысление цели и задач урока. Первичное усвоение темы урока. | Умение анализировать. |
Изучение нового материала мин.) | Национализация промышленности. Рассказ учителя с помощью презентации. Политика в деревне. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.52-53 и ответьте на вопрос: - Какие первоочередные меры в экономической области предприняло большевистское правительство? - В чем причины и сущность перехода большевиков к чрезвычайным мерам в деревне? Военный коммунизм. Рассказ учителя с помощью презентации План ГОЭЛРО. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр. 55- 56 ответить на вопрос: - Назовите обстоятельства создания Государственной комиссии электрификации России? Какие задачи призван был решить план ГОЭЛРО? | Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. - 9 февраля 1918 г., в день отмены крепостного права, был опубликован Закон о социализации земли. В основе закона лежал эсеровский принцип распределения земли на «уравнительно-трудовых началах» (вспомните, в чём состоял этот принцип). К весне 1918 г. первый передел земельного фонда был почти полностью завершён, частная собственность на землю ликвидирована. Собственником земли являлось государство, которое наделяло ею крестьян по уравнительно-трудовой норме. Весной 1918 г. ситуация значительно ухудшилась. Резко снизилось количество хлеба, поставляемого на рынок, над страной нависла угроза голода. В чём были его причины? По условиям Брестского мира от России отторгались богатые хлебом районы. Были разрушены помещичьи хозяйства. Но главное было в другом. Крестьяне не хотели продавать хлеб государству по низким ценам, тем более что и купить на деньги было нечего: промышленность и торговля не работали. В конце апреля 1918 г. суточная норма хлебного пайка в Петрограде была сокращена до 50 г. В Москве рабочие получали в среднем 100 г хлеба в сутки. Начались голодные бунты. В этих условиях правительство ужесточило курс в отношении крестьянства, решив силой отобрать у него хлеб. 13 мая 1918 г. были установлены нормы потребления — 12 пудов зерна, 1 пуд крупы в год на человека. Весь хлеб, превышавший эти нормы, получил название излишков и подлежал насильственному изъятию. Те, кто не отдавал свой хлеб, считались врагами народа. Создавались вооружённые продотряды с чрезвычайными полномочиями. Но большевики опасались, что «крестовый поход», объявленный городом деревне, может вызвать ответную реакцию — объединение крестьянства для организованной хлебной блокады. Ставка была сделана на раскол деревни, противопоставление бедноты остальным крестьянам. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. | Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. |
Закрепление изученного материала (3мин.) | Прочитать документы на стр. 56-58 и ответить на вопросы к нему. | Читают документы и отвечают на вопросы. | Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения. |
Итоги урока. Рефлексия. (2 мин.) | Беседа с учащимися по вопросам: - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Какие первоочередные меры в экономической области предприняло большевистское правительство? - Определите условия, при которых большевикам в 1918 г. пришлось реализовывать экономическую политику? - Объясните смысл термина «военный коммунизм» Выставляет отметки за урок. | Отвечают на вопросы учителя. | Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения. |
Домашнее задание (2 мин.) | Объясняет выполнение домашнего задания: учить параграф 6. | Записывают домашнее задание в дневник. | |