Мотивация к учебной деятельности | | Учитель создает условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. - Добрый день, ребята! Мы с вами уже говорили на предыдущих уроках о том, как богат и красив наш язык, сколько всего можно описать с помощью слов русского языка. Сегодня мы ещё раз в этом убедимся. | Оценивают свою готовность к уроку. | | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. | |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | Создает проблемную ситуацию, в которой обучающиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Прочитайте стихотворение Церена Леджинова, данное на слайде, и подумайте, о чём оно? Степной мой край, Родился здесь я, Родной мой край, Я вырос здесь. Как в капле – Выси поднебесья, Ты до травинки – В сердце весь! Мне говорила мать когда-то: «Тебя большое счастье ждет!» В моей груди светло и свято Ее пророчество живет! Простор ковром вокруг расстелен… Мой край, Тебе я отдан весь! Спасибо, мать! Спасибо, степи, За то, что я родился здесь! О чём говорится в стихотворении? (О Калмыкии, о родном крае, о Родине) Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия) Итак, ребята, сформулируйте тему урока. («Наречие как часть речи») | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других | Устные ответы, выполнение заданий в тетрадях |
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам, работа с учебником | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Почему вы решили, что выделенные слова - наречия? (Отвечают на вопросы КАК?) - Значит, если слово отвечает на вопросы КАК? – это наречия? - А эти слова - наречия: без отдыха, с радостью? (Нет). - Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово? (Недостаточно) - Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Да) - Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке? 1. Научиться определять, что такое наречие. 2. Распознавать наречие среди других частей речи Правильно, молодцы! Приём «Мозговой штурм» - Ребята, А теперь вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе ватмана. Оформите ваши записи в «Кластер». На какие вопросы отвечает наречие? От каких слов в предложении зависит наречие? Изменяется ли по лицам, числам, падежам? Есть ли у наречия окончание? - Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии. | Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы, работают с учебником | Фронтальная, индивидуальная | | Уст- ные ответы, задают вопросы для уточнения информации |
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров | 1) Давайте посмотрим, с какими частями речи может быть связано наречие, чьим помощником оно является. На ваших столах лежат карточки с заданиями. У каждой группы свои тексты. Вам нужно вставить по смыслу наречия. Задание для 1 группы Вместо пропусков вставьте в текст подходящие по смыслу наречия ……ночью пошёл дождь. Он ……….стучал в окна, ………шумел в густой листве, …………журчал в водосточных трубах. Слова для справок: поздно, весело, звонко, деловито. -Чьим помощником можно назвать наречие? (Здесь наречие – помощник глагола, поясняет его). Задание для 2 группы И ………наступает день, когда на эту притихшую землю ………….начинают падать миллионы …………..красивых снежинок, и она вся становится …………..белой. Слова для справок: вдруг, быстро, удивительно, ослепительно. - Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и прилагательному). Задание для 3 группы Тимошка ……..быстро оказался ………….с Дашей и, борясь с потоками воды, несколько раз …………..отряхнулся. Затем он сел и ……….посмотрел на промокшую Дашу. Слова для справок: очень, рядом, весело, яростно. - Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и другому наречию). 2) Выясним значения наречия, его роль в предложении, разобрав словосочетания. ( К доске выходят представители каждой группы и разбирают словосочетания из своих карточек, остальные работают в тетрадях). Разбираются словосочетания: весело стучал ( гл.+нареч., признак действия); удивительно красивых (нареч.+прилаг., признак признака); очень быстро (нареч.+нареч., признак признака). - Сделаем выводы и внесём добавления в «Кластер»: от каких частей речи может зависеть наречие и что оно обозначает. - Итак, давайте попробуем сформулировать правило, что же такое наречие, какими признаками оно обладает. (Слабым обучающимся предлагаются для ответа опорные слова на карточках). | Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий и уп- ражнений в тетрадях, уст- ные ответы |
5. Физминутка | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | Поиски ответов на вопросы отняли много сил, поэтому давайте проведем физминутку. Обратите внимание, в ней также будут присутствовать наречия. Разминка Встали. Поднимите руки вверх, наклонитесь вправо, влево, вперед, назад. Опустите руки | Выполняют упражнения | | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
6. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Итак, продолжим закрепление темы. На столах у вас лежат задания разного уровня сложности. Вы сами выбираете задание, работаете в парах, прямо на этих листах. Сложный уровень. К данным фразеологизмам подобрать синонимы-наречия. Например, На всю Ивановскую – громко. 1. Положа руку на сердце – честно. 2. У черта на куличках – далеко. 3. Рукой подать – близко. 4. Как в аптеке – точно. 5. Черным по белому – ясно. 6. Битый час – долго. 7. Бок о бок – рядом. 8. На вес золота – дорого. 9. Душа в душу – дружно. Простой уровень. Подберите к данным наречиям антонимы. Быстро | | Вежливо | | Часто | | Трудно | | Холодно | | Поздно | | По-новому | | Вдали | | Низко | | Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Оценивание учащихся за работу на уроке |
7. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Кому тема сегодняшнего урока показалась сложной? – Как вы считаете, цели, которые вы поставили в начале урока, достигнуты? - Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить составить пожелание себе, друзьям и конечно же, нашим гостям, вставляя по смыслу наречия. 1. __________________ не болеть. 2. ___________________выглядеть. 3. ___________________улыбаться. 4. ___________________готовиться к урокам. 5. ____________писать в тетрадях по русскому языку. 6. ______________быть преданным своему делу. 7. Живите ______________________. 8. _____________________ проводить время 9. _____________________ слушать объяснения учителя 10. __________________учить орфограммы. Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, постоянно, весело, внимательно | Принимают участие в опросе | Индивидуальная, групповая | Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Оценивание работы учащихся на уроке |