СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока русского языка с использованием национально-регионального компонента в 7 классе на тему "Наречие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого урока русского языка с использованием национально-регионального компонента в 7 классе на тему "Наречие как часть речи"

Тип урока - комбинированный

Методы и формы обучения - проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока русского языка с использованием национально-регионального компонента в 7 классе на тему "Наречие как часть речи"»

Наречие как часть речи

Цели деятельности педагога

Показать общее значение наречия, морфологические признаки наречий; развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа

методы и формы
обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальных заданий

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Наречие, часть речи, раздел языкознания

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
обуч-ся

Формы организации
взаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

Мотивация к учебной деятельности


Учитель создает условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

- Добрый день, ребята!

Мы с вами уже говорили на предыдущих уроках о том, как богат и красив наш язык, сколько всего можно описать с помощью слов русского языка. Сегодня мы ещё раз в этом убедимся.

Оценивают свою готовность к уроку.



Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.



2. Актуализация и пробное учебное действие


Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа


Создает проблемную ситуацию, в которой обучающиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).


Прочитайте стихотворение Церена Леджинова, данное на слайде, и подумайте, о чём оно?

Степной мой край,

Родился здесь я,

Родной мой край,

Я вырос здесь.

Как в капле –

Выси поднебесья,

Ты до травинки –

В сердце весь!

Мне говорила мать когда-то:

«Тебя большое счастье ждет!»

В моей груди светло и свято

Ее пророчество живет!

Простор ковром вокруг расстелен…

Мой край,

Тебе я отдан весь!

Спасибо, мать!

Спасибо, степи,

За то, что я родился здесь!


О чём говорится в стихотворении? (О Калмыкии, о родном крае, о Родине)

Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия)

Итак, ребята, сформулируйте тему урока.

(«Наречие как часть речи»)


Осваивают лингвистические термины.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для

партнера высказывания


Групповая, индивидуальная


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других


Устные ответы, выполнение заданий

в тетрадях

3. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам, работа
с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Почему вы решили, что выделенные слова - наречия?

(Отвечают на вопросы КАК?)

- Значит, если слово отвечает на вопросы КАК? – это наречия?

- А эти слова - наречия: без отдыха, с радостью?

(Нет).

- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?

(Недостаточно)

- Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Да)

- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?


1. Научиться определять, что такое наречие.


2. Распознавать наречие среди других частей речи


Правильно, молодцы!


Приём «Мозговой штурм»


- Ребята, А теперь вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе ватмана. Оформите ваши записи в «Кластер».


На какие вопросы отвечает наречие?

От каких слов в предложении зависит наречие?

Изменяется ли по лицам, числам, падежам?

Есть ли у наречия окончание?


- Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии.

Формулируют цель учебной

деятельности.

Отвечают на вопросы, работают с учебником

Фронтальная, индивидуальная


Уст-
ные ответы,

задают

вопросы для уточнения

информации

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров


1) Давайте посмотрим, с какими частями речи может быть связано наречие, чьим помощником оно является.

На ваших столах лежат карточки с заданиями. У каждой группы свои тексты. Вам нужно вставить по смыслу наречия.


Задание для 1 группы

Вместо пропусков вставьте в текст подходящие по смыслу наречия

……ночью пошёл дождь. Он ……….стучал в окна, ………шумел в густой листве, …………журчал в водосточных трубах.

Слова для справок: поздно, весело, звонко, деловито.


-Чьим помощником можно назвать наречие? (Здесь наречие – помощник глагола, поясняет его).


Задание для 2 группы

И ………наступает день, когда на эту притихшую землю ………….начинают падать миллионы …………..красивых снежинок, и она вся становится …………..белой.

Слова для справок: вдруг, быстро, удивительно, ослепительно.


- Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и прилагательному).


Задание для 3 группы

Тимошка ……..быстро оказался ………….с Дашей и, борясь с потоками воды, несколько раз …………..отряхнулся. Затем он сел и ……….посмотрел на промокшую Дашу.

Слова для справок: очень, рядом, весело, яростно.


- Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и другому наречию).


2) Выясним значения наречия, его роль в предложении, разобрав словосочетания. ( К доске выходят представители каждой группы и разбирают словосочетания из своих карточек, остальные работают в тетрадях).


Разбираются словосочетания:

весело стучал  ( гл.+нареч., признак действия);

удивительно красивых (нареч.+прилаг., признак признака);

очень быстро (нареч.+нареч., признак признака).

- Сделаем выводы и внесём добавления в «Кластер»: от каких частей речи может зависеть наречие и что оно обозначает.

- Итак, давайте попробуем сформулировать правило, что же такое наречие, какими признаками оно обладает. (Слабым обучающимся предлагаются для ответа опорные слова на карточках).


Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение заданий

и уп-
ражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

5.

Физминутка

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Поиски ответов на вопросы отняли много сил, поэтому давайте проведем физминутку. Обратите внимание, в ней также будут присутствовать наречия.


Разминка


Встали. Поднимите руки вверх, наклонитесь вправо, влево, вперед, назад. Опустите руки

Выполняют упражнения


Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье


6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Итак, продолжим закрепление темы.

На столах у вас лежат задания разного уровня сложности. Вы сами выбираете задание, работаете в парах, прямо на этих листах.


Сложный уровень. К данным фразеологизмам подобрать синонимы-наречия. Например, На всю Ивановскую – громко.

1. Положа руку на сердце – честно.

2. У черта на куличках – далеко.

3. Рукой подать – близко.

4. Как в аптеке – точно.

5. Черным по белому – ясно.

6. Битый час – долго.

7. Бок о бок – рядом.

8. На вес золота – дорого.

9. Душа в душу – дружно.



Простой уровень. Подберите к данным наречиям антонимы.

Быстро


Вежливо


Часто


Трудно


Холодно


Поздно


По-новому


Вдали


Низко


 

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Оценивание учащихся

за работу
на уроке

7. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Кому тема сегодняшнего урока показалась сложной?


– Как вы считаете, цели, которые вы поставили в начале урока, достигнуты?


- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить составить пожелание себе, друзьям и конечно же, нашим гостям, вставляя по смыслу наречия.


1.     __________________ не болеть.

2.     ___________________выглядеть.

3.     ___________________улыбаться.

4.     ___________________готовиться к урокам.

5.     ____________писать в тетрадях по русскому языку.

6.     ______________быть преданным своему делу.

7.     Живите ______________________.

8. _____________________ проводить время

9. _____________________ слушать объяснения учителя

10.     __________________учить орфограммы.


Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, постоянно, весело, внимательно


Принимают участие в опросе

Индивидуальная, групповая

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы учащихся на уроке















Приложение 1

«Кластер»










Наречие






Приложение 2.

Задание для 1 группы


Вместо пропусков вставьте в текст подходящие по смыслу наречия


……ночью пошёл дождь. Он ……….стучал в окна, ………шумел в густой листве, …………журчал в водосточных трубах.

Слова для справок: поздно, весело, звонко, деловито.


-Чьим помощником можно назвать наречие?


Задание для 2 группы


И ………наступает день, когда на эту притихшую землю ………….начинают падать миллионы …………..красивых снежинок, и она вся становится …………..белой.


Слова для справок: вдруг, быстро, удивительно, ослепительно.


- Чьим помощником является здесь наречие?


Задание для 3 группы


Тимошка ……..быстро оказался ………….с Дашей и, борясь с потоками воды, несколько раз …………..отряхнулся. Затем он сел и ……….посмотрел на промокшую Дашу.


Слова для справок: очень, рядом, весело, яростно.


-Чьим помощником можно назвать наречие?











Приложение 3.


Сложный уровень. К данным фразеологизмам подобрать синонимы-наречия. Например, На всю Ивановскую – громко.


1. Положа руку на сердце – ……………

2. У черта на куличках – ………………..

3. Рукой подать – ………………

4. Как в аптеке – ……………….

5. Черным по белому – ……………….

6. Битый час – …………………….

7. Бок о бок – …………………….

8. На вес золота – ……………………

9. Душа в душу – ……………………



Простой уровень. Подберите к данным наречиям антонимы.

Быстро - ……………

Вежливо - ………………

Часто -……………….

Трудно - …………………..

Холодно - ……………………

Поздно - ……………………..

По-новому - ……………………

Вдали - …………………………

Низко -……………………………………..








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!