Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта « О девочках и мальчиках»»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.
Современный учитель
– это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования , на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.
Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя .
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ
- Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
- Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
- Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
- Управленческая компетенция : владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности : умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .
- Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
- Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
- Общекультурная компетенция:
· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
· умение рефлектировать личностную систему;
· толерантность к разным этнокультурам.
- Компетенция личностного самосовершенствовании:
· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
- · потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
· способность к саморазвитию.
- Познавательно-творческая компетенция:
· умения определения цели, , планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
- · умения определения цели, , планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;
· развитость творческих способностей;
· способность самостоятельно приобретать новые знания.
Компетенции педагога
- Ценностно-смысловая ориентация личности:
· осознание своей роли и предназначения
- · осознание своей роли и предназначения
· потребность и способность самореализации
· увлеченное построение жизни и профессиональной
деятельности
- Коммуникативная компетенция:
· владение технологиями устного и письменного общения,
включая общение через Интернет
- · владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет
- Информационная компетенция:
· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
· нормативно-правовое обеспечение педагогической
деятельности;
· владение информационными технологиями
Компетенции педагога
- Социально-трудовая компетенция:
· способность взять на себя ответственность;
- · способность взять на себя ответственность;
· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.
- Профессиональная компетенция педагога:
· активная жизненная позиция
- · активная жизненная позиция
· профессиональные знания и умения
· профессиональные личностные качества
· творческие умения.
Система профессиональных компетенций учителя
- Владение содержанием и методологией предмета.
- Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.
- Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.
- Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.
- Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.
- Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).
- Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).
- Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.
- Способность к профессиональному самосовершенствованию.
Квалификация педагогических работников должна отражать:
- компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
- сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
- самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.