СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта. Урок 87-88. Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"»

Урок 87-88. Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Замотаева Айгуль Раисовна

Педагогическая цель

Проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».


Задачи урока

Образовательная: создать условия для ознакомления с фактами из биографии писателя; показать автобиографический характер рассказа «Конь с розовой гривой», своеобразие его композиции и языка.

Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, способствовать формированию представления о В. П. Астафьеве как современном русском писателе.

Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение русской литературы; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции.


Тип, вид урока

комбинированный

Планируемы результаты

(предметные)

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Личностные результаты

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма, веры в торжество законов справедливости и добра. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога


Формы и методы обучения

Индивидуальная, групповая

Понятия и термины

Нравственность, нравственные ценности, безответственность, корысть, воспитание, правда, обман

Образовательные ресурсы

  1. .Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2014.

  2. Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.


Оборудование

Компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению; раздаточный материал



Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

1

2

3

4

5

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку.



Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева и попытаемся открыть тайну рассказа «Конь с розовой гривой»


-Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

-Почему же своему рассказу Астафьев даёт такое поэтическое название «Конь с розовой гривой».

Попытайтесь составить ассоциограмму ключевого слова в названии ( «конь»)

-Чем был конь для героя?

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.



Выразительное чтение отрывка «Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей…



Находят в тексте и зачитывают авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь»,



составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике


Наблюдение, устные ответы

II. Этап мотивации к учебной деятельности

Фронтальная беседа.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Вызов

Предлагает просмотреть анимационную притчу «Два волка».

Предлагает ответить на проблемные вопросы.

-Знаете ли вы, что такое нравственность?

-Что такое нравственные ценности?

- Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям.

Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Какие проблемы поднимает автор в рассказе.

Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, поставить себя на место главного героя. ( В основе рассказа лежит обман самого родного человека, бабушки)

Отвечают на вопросы

Просмотр и осмысление притчи

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём.


Пытаются сформулировать тему и цель урока.


Устные ответы

III. Этап актуализации. Осмысление

Фронтальная беседа.

1.Левонтий и его семья

Семейные ценности

Как тебя воспитали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? (СЕМЬЯ)

Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж.

1 группа «Как воспитывали Витьку»

2 группа « Как воспитывали детишек Левонтия?»


Предлагает детям найти взаимосвязь между примерами семей и примерами из притчи.

Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься?



Предлагает ответить на вопросы.

- Какие нравственные ценности есть в семье Вити?

- Есть ли такие ценности в семье Левонтия?


Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Проверка знания текста.

Организация игры «Перепутанный план».

Организует обсуждение

Установите хронологическую последовательность событий.

1. Левонтий и его семья – экспозиция

2. Сбор ягод.

3. Нечестный поступок мальчика - завязка

4. Поездка бабушки в город

5. В гостях у двоюродного брата

6. На рыбалке

7. Раскаяние мальчика- кульминация

8.Прощение. Пряник конем – развязка

Учебная задача:

-Почему мальчик отправился в лес?

-Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо?

Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа.

Анализ эпизода.

Групповая работа

1.Почему герой попался на «уду» Саньки? Как это произошло? Приведите цитаты из текста и прокомментируйте поведение Саньки и Вити. Сделайте вывод о том, почему мальчик слушает совет Саньки.

2. Выделите основные события в эпизоде, озаглавьте их и найдите элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

3. Сформулируйте основную мысль эпизода (идея - зачем автор рассказывает эту историю), последствия этого эпизода для героя.

4.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода (краткий пересказ) 5-7 предложений



- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя.

- Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка?

(Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) .

- Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода)

- Как герои относятся к своим поступкам?

- Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?



- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день?

(Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд. Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей).

- Какова развязка истории?

- Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов)

- Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою?

(Дедушка помогает выйти из невыносимого положения: “Попроси прощения…”)

- Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?



(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”

Жизненные уроки героя:
-Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой?

- Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

-Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

-Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их  (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске).

-Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?


Определяют композиционные элементы рассказа Отвечают на вопросы







Работа с учебником (5мин.)

-Найти и зачитать , как воспитывали Витю

( стр.____)

-Найти и зачитать, как воспитывали детей в семье Левонтия (стр._______)

Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы.

Выступления учащихся о семьях. Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод .

Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе .


Групповая работа

Восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов рассказа.























Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка)

Работа в группах.

  1. группа - Поведение главного героя (Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д.)

  2. группа - Поведение Левонтьевых (Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д.)






























































Жизненные уроки героя-ответы учащихся





Устные ответы

IV. Творческая работа


Фронтальная беседа.

Организует групповую работу учащихся. Работа с пословицами.

— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Верная указка не кулак, а ласка.

Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

Добро сильнее зла.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Добрый пример лучше ста слов.

(После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.)

В группах выполняют задания

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.




Устные ответы.








Письменная работа

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.



Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке

— Было ли интересно на уроке?

— Что показалось непонятным, трудным?

— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?

Подведение итогов. Выставление отметок.


Заключительное слово учителя:

В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе. Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки.



Домашнее задание:

1.Небольшая письменная работа по теме:

-Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?

2.Готовят художественный пересказ эпизода

Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ!


Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности


Оценивают свою работу на уроке

















Записывают домашнее задание.


Устные ответы



Приложения:



ГРУППА



Семья Левонтия



















Нравственные ценности



Левонтий и тетя Васеня



Санька



Остальные дети



































ГРУППА



Семья ВИТИ





Семья Левонтия



















Нравственные ценности



БАБУШКА



ДЕДУШКА



ВИТЯ
































ВЕРА ЗЛОБА ДОБРО ВРАЖДА ПАМЯТЬ ЗАВИСТЬ

ПРАВДА ОБМАН СВОБОДА ЭГОИЗМ СОВЕСТЬ КОРЫСТЬ СЧАСТЬЕ ЛЕСТЬ ЧЕСТЬ ГРУБОСТЬ ВОСПИТАНИЕ СЕМЬЯ ЖИЗНЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ




Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольдбах)



Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций)



Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность".

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!