1.Левонтий и его семья Семейные ценности Как тебя воспитали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? (СЕМЬЯ) Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж. 1 группа «Как воспитывали Витьку» 2 группа « Как воспитывали детишек Левонтия?» Предлагает детям найти взаимосвязь между примерами семей и примерами из притчи. Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься?
Предлагает ответить на вопросы. - Какие нравственные ценности есть в семье Вити? - Есть ли такие ценности в семье Левонтия? Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему? Проверка знания текста. Организация игры «Перепутанный план». Организует обсуждение Установите хронологическую последовательность событий. 1. Левонтий и его семья – экспозиция 2. Сбор ягод. 3. Нечестный поступок мальчика - завязка 4. Поездка бабушки в город 5. В гостях у двоюродного брата 6. На рыбалке 7. Раскаяние мальчика- кульминация 8.Прощение. Пряник конем – развязка Учебная задача: -Почему мальчик отправился в лес? -Почему этому плану не суждено было сбыться, если вначале всё шло хорошо? Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа. Анализ эпизода. Групповая работа 1.Почему герой попался на «уду» Саньки? Как это произошло? Приведите цитаты из текста и прокомментируйте поведение Саньки и Вити. Сделайте вывод о том, почему мальчик слушает совет Саньки. 2. Выделите основные события в эпизоде, озаглавьте их и найдите элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. 3. Сформулируйте основную мысль эпизода (идея - зачем автор рассказывает эту историю), последствия этого эпизода для героя. 4.Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода (краткий пересказ) 5-7 предложений
- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя. - Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка? (Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) . - Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода) - Как герои относятся к своим поступкам? - Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?
- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день? (Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд. Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей). - Какова развязка истории? - Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов) - Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою? (Дедушка помогает выйти из невыносимого положения: “Попроси прощения…”) - Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку? Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?
(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой” Жизненные уроки героя: -Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой? - Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл. -Можно ли у него чему-нибудь поучиться? -Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске). -Какие выводы из рассказа вы сделали для себя? | Определяют композиционные элементы рассказа Отвечают на вопросы
Работа с учебником (5мин.) -Найти и зачитать , как воспитывали Витю ( стр.____) -Найти и зачитать, как воспитывали детей в семье Левонтия (стр._______) Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы. Выступления учащихся о семьях. Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод . Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе . Групповая работа Восстанавливают хронологическую последовательность эпизодов рассказа.
Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка) Работа в группах. группа - Поведение главного героя (Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д.) группа - Поведение Левонтьевых (Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д.)
Жизненные уроки героя-ответы учащихся
|