«___» ________________ 20 ___ г. «___» ______________ 20 ___ г.
Дата проведения урока: 01.02.2022.
Ейск, 2022 г.
Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, Танцы»
Цель: познакомить обучающихся с творчеством польского композитора Ф. Шопена.
Личностные УУД: 1) проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке; 2) расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой, испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 3) осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия композиторов.
Познавательные УУД: 1) уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной и классической музыки различных жанров; 2) уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; 3) определять средства музыкальной выразительности; 4) умение слышать и слушать музыку.
Регулятивные УУД: 1) развивать слух, голос; 2) уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; 3) определять средства музыкальной выразительности.
Коммуникативные УУД: 1) воспитывать интерес к классической музыке; 2) участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 3) слушать и отвечать на вопросы; 4) высказывать и обосновывать свою точку зрения, прививать любовь к музыке; 4) развивать музыкальный вкус.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, электронная доска, карточки с текстом.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация самоопределение к деятельности | Здравствуйте, ребята! Тут затеи и рисунки Игры, песни, все для вас! Пожелаем всем удачи- За работу! В добрый час! Меня зовут Юлия Витальевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я. Повернитесь к своему соседу, и подарите ему свою улыбку. И пусть это хорошее настроение будет у вас на протяжении всего урока. | Добрый день! Делятся хорошим настроением | Л1 |
Актуализация фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | -Ребята, к нам в гости сегодня пришел трубадур и менестрель (музыкант) Они предлагают вам прослушать музыкальное произведение. Звучит фрагмент «Чешская полька» - Как вы думаете, к какому киту относится это произведение? (Какой жанр?) - Верно, песня-танец. - Посмотрите на портрет, как вы думаете, кто на нем изображен? (если не отгадают) Послушайте слова французского писателя Марселя Пруст: Шопен, ты словно море выплаканных слёз, Круженье, виражи и игры над волной Воздушных бабочек, стремительных стрекоз. Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой… - О ком писал французский писатель? Перед вами выдающийся польский композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается Фредерик Шопен. Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней, выразив ее в своих музыкальных произведениях. Любимым инструментом Шопена был – рояль. И для него он сочинял множество музыкальных произведений, в том числе танцевальные произведения: вальсы, полонезы, мазурки. Ф. Шопен писал музыкальные произведения именно для рояля. - О чем же мы с вами будем говорить? -Да, сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена. Тема нашего урока «Не смолкнет сердце чуткое Шопена» - Какие задачи вы поставите перед собой? -Молодцы! | -Песня-танец -Мы не знаем -Фредерик Шопен -О танцевальных произведениях Шопена -Узнать, как звучит музыка Шопена -Разучить новое музыкальное произведение | К3 Л3 П1 К1,4 |
Выявление места и причины затруднения в пробном действии | Вам знаком танец полонез? Самый древний танец - полонез. В старину он назывался "великим", или "пешим" танцем. Сейчас его название - французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, открывались придворные балы. Гордо и величественно под звучание своеобразного торжественного марша, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный. - Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент музыкального произведения Фредерика Шопена, и узнаем, как же звучит полонез. Звучит фрагмент полонеза - Что мы с вами прослушали? - Что вы почувствовали во время прослушивания? - О чем рассказало вам это произведение? - Как звучит музыка полонеза? Полонез – танец шествие. | -Нет Прослушивают фрагмент музыкального произведения. -Ответы детей -Острый ритм, мелодия взлетает вверх, четкие окончания фраз, мажорный лад придает музыке блеск и торжественность | К2 |
Построение проекта выхода из затруднения | -Для того что бы узнать название следующего танца, послушайте загадку. Этот танец так прекрасен, Времени он неподвластен. Пары движутся, кружась, А зовется танец… -Нестареющий, вечно молодой – вальс! - Назовите главное движение вальса? Вальс - бальный танец с плавным вращательным движением пар. Характеризуется лиризмом и романтической настроенностью. Одна из версий происхождения вальса, от скромного австрийского лендлера. Лендлер – это народный австрийский танец. Именно для лендлера характерны круговые вращения в паре. В течение некоторого времени вальс из народного лендлера превратился в танец для светского общества. Темп различен - от медленного до очень быстрого. Был очень популярен в ХVII - XX вв. Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, вальс-мазурка. - Прослушаем фрагмент музыкального произведения Фредерика Шопена. Звучит фрагмент музыкального произведения вальс - Что мы с вами прослушали? - Что вы почувствовали во время прослушивания? - О чем рассказало вам это произведение? - Как звучит музыка вальса? Как вы думаете, какой танец был кульминацией бала? - Это танец мазурка. Мазурка— весёлый, подвижный танец. Исполняют танец парами. В мазурке нет определённых фигур, поэтому танцоры импровизируют — придумывают движения в ходе танца. - Прослушайте фрагмент произведения Шопена –мазурка. - Что мы с вами прослушали? - Что вы почувствовали во время прослушивания? - О чем рассказало вам это произведение? - Как звучит музыка мазурка? - Итак, с какими танцами, мы с вами познакомились? ФИЗМИНУТКА | -Вальс -Вращательное движение -Вы прослушали вальс -Ответы детей -Спокойно, темп умеренный, плавно Мнения детей -Мы прослушали мазурку -Радость, веселое настроение -Ответы детей -Громко, четко -Полонез, вальс, мазурка -Выполняют физминутку | Л2 К2,4 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Сейчас мы с вами познакомимся с песней, которая называется «Веселая мышка». Автором данной песни является: Андрей Усачев. Слушание песни «Веселая мышка» - Вам понравилась песня? -Что вы прослушали? -Что вы почувствовали? -О чем эта песня? -Куда привела эта песня? - Как вы думаете, почему мы познакомились именно с этой песней? - Да, Ф. Шопен писал музыкальные произведения именно для рояля. -Ребята, давайте её разучим. - Сядем правильно и красиво. - Представим, что у нас в руках торт, а на нем горит свеча, давайте сдуем ее. Делаем глубокий вдох через нос, и выдох через рот. -Теперь, у нас три свечи. Делаем глубокий вдох и три выдоха. - Проговорим скороговорку: Карл у Клары украл кораллы а, Клара у Карла украла кларнет. Работа над текстом песни (текст на слайде) -Прочитываем сначала шепотом по руке (тихо и медленно) потом добавить звук (не очень громко и умеренно) Весёлая мышка в рояле жила Она музыкальною мышкой была И часто под звуки рояля пищала она Тра-ля-ля,тра-ля-ля Тра-ля, тра-ля-ля,тра-ля-ля-ля Хозяин рояля о мышке не знал Он топал ногой и по крышке стучал Когда начинало в рояле фальшиво звучать Тра-ля-ля,тра-ля-ля Тра-ля,тра-ля-ля,тра-ля-ля-ля Но вот знаменитый настройщик пришёл И сразу дефект у рояля нашёл! Ах вот он воскликнул в чём дело! И мышь от стыда Тра-ля-ля,тра-ля-ля Тра-ля,тра-ля-ля покраснела А мастер из сумки достал инструмент И правильно мышку настроил в момент И вот она вместе с роялем Отлично поёт Тра-ля-ля,тра-ля-ля Тра-ля,тра-ля-ля,тра-ля-ля-ля Поют композитор,настройщик и мышь Зовут их троих на гастроли в париж А если там нету рояля им все подпоют Тра-ля-ля,тра-ля-ля тра-ля,тра-ля-ля,тра-ля-ля-ля А если там нету рояля им все подпоют Тра-ля-ля,тра-ля-ля Тра-ля,тра-ля-ля,тра-ля-ля-ля -Попробуем спеть песню с детским хором. | -Да -Фрагмент песни -Ответы детей -Это песня о мышке, которая жила в рояле. -Песня о рояле, Шопен писал для рояля. Выполнят дыхательную гимнастику Проговаривают скороговорку Разучивают песню -Поют | Л2,3 П4 К 3,4 |
Включение в систему знаний | Быстро пролетел урок Подведем теперь итог Чем сегодня занимались В чем с охотой упражнялись Что узнали и познали Почему умней вы стали!? -Какова тема нашего урока? -Кто такой Шопен? -С какими танцами вы сегодня познакомились? -Какой танец понравился вам больше всего? Почему? -Решили ли мы свои задачи, поставленные на уроке? | -Не смолкнет сердце чуткое Шопена -Полонез, вальс, мазурка -Высказывают мнения -Да | К3,4 |
Рефлексия | -Итак, вы большие молодцы! Если на сегодняшнем уроке у вас все получилось и не возникло трудностей, то покажите класс, но если же вам что-то удавалось с трудом, то покажите закрытые ладошки. Спасибо за сегодняшний урок, с вами было приятно работать, до скорых встреч! | -Оценивают свою работу на уроке. -Прощаются с учителем. | Л1 |