Актуализация знаний | -У каждого на парте лежит карточка. -Рассмотрите фигуры. Определите, чем каждая следующая отличается от предыдущей. Нарисуйте четвертую фигуру, не нарушая закономерности. -Ребята, куда идет направление в 1,2,3, кругу? Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, куда будет направление в последнем круге? (вправо) -Отлично, вы отлично справились. -А теперь внимательно послушайте задачу: в каждой из трех ваз стояли цветы: или колокольчики, или васильки, или ромашки. В первой вазе не было ромашек, во второй не было ни ромашек, ни васильков. Какие цветы стояли в каждой вазе? Ответ: в первой вазе стояли васильки, во второй вазе были колокольчики, а в третьей-ромашки. -Теперь посмотрите, на доску. 5 4 3 2 1 -Найдите «лишнюю» фигуру (номер 2, т.к. у нее нет углов) -Как она называется? (круг) -А как бы вы назвали эти фигуру под цифрой 5? (Окружность) На какие две группы можно разделить фигуры на рисунке? 7 3 8 -Запишите номера и общее название фигур каждой группы. I группа - это линии (2, 4, 5, 6); II Группа - это фигуры (0, 3, 7, 8). -Разделите эти же фигуры на 2 группы по другому признаку. Запишите номера фигур новых групп и объясните, в чем сходство фигур каждой группы. 1 группа - это линии, которые являются границей круга, т. е. окружности (2). II группа-это линии, которые являются границей овала (4, 5, 6) III группа -фигуры, которые являются кругами (3, 7). ІV группа -фигуры, которые являются овалами (а, 8). -Как вы, думаете, какая будет тема урока? (Окружность) -А также мы с вами узнаем, что такое центр и радиус Давайте, поставим цель урока: познакомиться с окружностью и ее элементами. Для достижения поставленной цели, нам необходимо выполнить несколько пунктов плана, но они все перемешались, давайте поставим их в правильной последовательности: 1)Узнаем, что такое окружность 2)Научимся находить ее центр и измерять окружность 3)Выполним различные задания с окружностью | Выполняют задание на карточке -Направление будет вправо в последнем круге -Слушают задачу, отвечают на поставленные вопросы учителя -Находят лишнюю фигуру, говорят, как она называется -Определяют тему урока -Определяют цель -Составляют пункты плана урока -Делят фигуры на 2 группы по другому признаку. -Делят на группы фигуры | УУД: целеполагание (самостоятельное определение цели и темы урока ) Развитие регулятивных УУД: определяют средства достижения цели. |
Основной Цель этап - выполнение упражнений на известном материале | Перед тем как приступить к работе, откроем рабочие тетради, запишем число и классная работа. 25 октября классная работа -Знакома ли вам получается фигура? (да,окружность) Посмотрите, как нужно правильно пользоваться циркулем: 1) Отмечаем точку О; она будет центром окружности. 2) Берем циркуль разводим в стороны концы его ножек на 3 см, держа циркуль правой рукой, ставим в точку О ножку циркуля с иглой. 3) Чуть отклоняя циркуль, поворачиваем ножку с карандашом вокруг точки О 4) Получается окружность. -Отмечаем на доске точку и обозначаем ее буквой О (учащиеся выполняют то же самое в своих тетрадях). Теперь возьмем раствор циркуля на растояние от точки О на 3 см(по линейке), для этого вы можете использовать линейку. Затем берем прикладываем иголку циркуля к линейке под цифрой 0 , а грифель циркуля к цифре 3. Затем ставим иглу циркуля в центр точки О чуть отклоняя циркуль, поворачиваем ножку с карандашом вокруг точки О -Теперь вы сами попробуйте начертить окружность в тетрадях. Отмечайте центр окружности. Далее берите циркуль. Проводя окружность, придерживайте тетрадь левой рукой. Рассмотрите рисунок, Что здесь изображено? (Рис. а - круг, рис.б-окружность.) О а) О б) -Каким инструментом удобно начертить окружность? (циркулем) -Как называется точка О? (Центр окружности) -Откройте учебник на стр. 87.Посмотрим на картинку, которая дана после определения, что такое окружность. -Ребята, а сейчас мы с вами от центра окружности О, поставим точку на окружности и обозначим ее буквой латинского алфавита А. Затем проведём отрезок от центра окружности О , до точки А, это и будет радиус окружности Правило: если соединить любую точку окружности с ее центром, то получится отрезок, который называется радиусом окружности. -Постройте еще несколько радиусов этой окружности. -Назовите радиусы на чертеже. (ОА, ОВ, ОС, ОD, OЕ.) -Сколько радиусов можно провести в одной и той же окружности? (бесконечное количество) -Измерьте длину каждого радиуса. Запишите, сколько «см» вышел каждый радиус. -Почему все радиусы окружности имеют одну и ту же длину? (потому что радиус измеряется от центра окружности и до окружности) Откройте учебники на 87 странице, выполним с вами задание №1. Прочитаем задание, что нам необходимо выполнить. -Какие предметы похожи на окружность? А какие предметы на круг? -Почему? Как вы поняли? -Рассмотрите чертеж в учебнике. Покажите концом указки окружность (конец указки должен скользить по окружности). - Покажите центр окружности. (Это точка.) -Покажите радиус окружности. (Это отрезок.) -Рассмотрите правую часть чертежа, Что здесь изображено? (Способ построения окружности с длиной радиуса 4 см.) -Расскажите о порядке работы. -Выполните данное построение окружности на доске и в тетрадях. | -Записывают число и классную работу в тетрадях -Выполняют работу в тетрадях -Окружность -Слушают учителя -Слушают, что такое окружность -Пробуют самостоятельно выполнить окружность -Рассматривают рисунки -Циркулем -Центр окружности -Открывают учебники -Слушают определение, что такое радиус. -Слушают правило -Строят еще несколько радиусов этой окружности -Бесконечное количество -Записывают «см» радиусов -Потому что радиус измеряется от центра окружности и до окружности -Читают задание На окружность похожи: Рисунок 1 (горящее кольцо) и рисунок 3 (обруч). На круг похожи: Рисунок 2 (леденец) и рисунок 4 (солнце). -Выполняют задание в тетради | Развитие коммуникативных УУД: работа в группах Развитие логических познавательных УУД: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование Вызвать и обсудить затруднение Развитие коммуникативных УУД: работа в парах |
Физминутка | Мы отлично поработали, теперь можно и отдохнуть, встаньте, пожалуйста Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Выполняют движения, повторяя за учителем . | Соблюдение правильного режима труда и отдыха: проведение физкультминутки |
Продолжение работы по теме урока | Теперь выполним с вами номер 2 на 87 странице. Используя циркуль, Постройте в тетради три разных окружности. -Отметьте центр каждой окружности. -Измерьте и укажите длину радиуса -Отлично, вы молодцы Теперь приступаем к 3 заданию -Постройте окружность и проведите в ней 3 радиуса -Скажи, пожалуйста, сколько радиусов можно провести в 1 окружности? ( много, т.к. радиус мы можем провести из каждой точки на окружности) -Отлично, приступаем к следующему заданию под номером 4. Для этого, давайте вспомним план построения окружности: 1)Отметить произвольную точку О-центр окружности. 2)Установить расстояние между ножками циркуля, равное 5 см, то есть длине радиуса окружности 3)Выполнить построение окружности -молодцы, все справились с этим заданием Приступаем к следующему Давайте с вами рассмотрим 8 задание и проверим ваше внимание. Внимательно, посмотрите на 1 рисунок и скажите, пожалуйста, сколько окружностей вы видите? (6) Ответ принимаю по поднятой руке Ответ: 6 окружностей -Центр - общий - А теперь рассмотрим 2 рисунок, сколько окружностей вы смогли рассмотреть? Ответ: 10 окружностей -Радиус - разные -Ребята, что же такое радиус? (если соединить любую точку окружности с ее центром, то получится отрезок, который называется радиусом окружности) -Откройте учебники на 89 странице и выполним с вами 11 упражнение на повторение -Какую фигуру называют треугольником? (треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек соединённых отрезком) -Что известно в задаче? (известны его стороны, которые равны 2 дм 6 см, 5 дм и 3 дм 8 см) -Что требуется узнать? (его периметр) -Как вычислить периметр многоугольника? ( сложить все длины сторон многоугольника) -Сейчас один из вас решить задачу у доски, а все остальные запишут у себя в тетради -Саша, выйди, пожалуйста, к доске и реши задачу -Какое действие у нас будет? (сложение) 2дм 6 см + 5 дм + 3 дм 8 см = 11 дм 4 см -молодец, присаживайся -Теперь выполним номер 17, на стр. 90. Прочитаем задание. Сначала нам необходимо найти сумму чисел, а затем разность чисел. Работать будем по цепочке. | Выполняют самостоятельную работу -много, т.к. радиус мы можем провести из каждой точки на окружности -Вспомнили план построения окружности -Рассматривают картинку, определяют, сколько окружностей видят -треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек соединённых отрезком 1 сторона − 2 дм 6 см 2 сторона − 5 дм 3 сторона − 3 дм 8 см Периметр − ? см Решение: 1) 2 дм + 5 дм + 3 дм = 10 дм 2) 6 см + 8 см = 14 см = 1 дм 4 см 3) 10 дм + 1 дм 4 см = 11 дм 4 см Ответ: 11 дм 4 см периметр треугольника. 1)35 + 29 = 64 35 − 29 = 6 2)63 + 35 = 98 63 − 35 = 28 3)46 + 46 = 92 46 − 46 = 0 4)50 + 30 = 80 50 − 30 = 20 | Развитие познавательных УУД: постановка и решение проблемной ситуации Развитие личностных УУД: осознание практической важности изучаемого материала. Выполняют самостоятельную работу Развитие регулятивных УУД: самооценка результатов своей деятельности . Развитие личностных УУД: осознание результатов каждого этапа урока. |