Деятельностная: организовать учебную деятельность обучающихся по формированию у них регулятивных универсальных учебных действий: умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебной деятельности; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Содержательная: повторить и обобщить ранее изученное по морфемике и словообразованию; развивать умение различать однокоренные слова и формы слова; показать роль однокоренных слов как средства связи предложений в тексте.
Прогнозируемые результаты:
развивают умение формулировать собственное затруднение;
принимают и сохраняют творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин) | - Здравствуйте, ребята.. Урок – это наше с вами совместное творчество. Открывайте тетради запишите число, классная работа. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, оформляют записи в тетради. | Личностные Познавательные Регулятивные |
2. Этап целеполагания (4 мин) | Постановка проблемы, определение темы и цели урока. – Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю «собрать» слово. Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка. Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок. Что помогло вам догадаться, какие слова я загадал? Какую большую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? – Да, правильно. Запишем тему урока: морфемика и словообразование. – Какие задачи поставим перед собой? | Подсказка. Переводчик Знание морфемного состава слов. Состав слова Повторить тему морфемика и словообразование | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
3. Изучение нового материала (8 мин) | Чтение определений, обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоятельного изучения» – Повторим. Что такое морфемика? Что она изучает? Что такое морфема? Из каких частей состоит слово? Какие части слова входят в основу? Какие слова называются однокоренными? Давайте вспомним, что такое форма слова. Запишите в тетрадь. Как образуются формы слова? Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? | Открывают учебник. Вставляют пропущенные слова. Вспоминают названия и определение морфем. Отвечают на вопросы. Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин) | Выполним упражнение из учебника. | Отвечают на вопросы. Пишут тексте по памяти. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
5.Физкультминутка(2 мин) | | | |
6. Закрепление нового знания. (14 мин) | С окончанием и основой слова разобрались, вспомнили. Давайте же перейдём к формам слова и однокоренным словам. Посмотрим на упражнение 202. Изучим поподробнее однокоренные слова. Выполним упражнение | Письменно делают все самостоятельно в тетрадях. Под буквой а) делает 1 вариант, под буквой б) делает 2 вариант. Взаимопроверка. Один ученик у доски. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
7. Рефлексия. Итог урока. (4 мин) | Вот подходит к концу урок. Как ваше настроение. Как связаны морфемика и словообразование? Все ли слова имеют окончание? Что вам стало более понятно? Что узнали нового, а что уже знали? На полях тетради нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение после этого урока. | Отвечают на вопросы. Обдумывают. Выражают своё настроение. | |