СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта конструирования урока русского языка на тему : «Части речи. Имя прилагательное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителю в работе. Без затруднений младшие школьники усвоят, что такое имя прилагательное (как самостоятельная часть речи), а также научатся находить признаки имён прилагательных

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта конструирования урока русского языка на тему : «Части речи. Имя прилагательное»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык


Класс

3 «А»


Тема урока


«Части речи. Имя прилагательное»



Тип урока


Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Познакомить с именем прилагательным как с самостоятельной частью речи;

  • добиться понимая того, что имя прилагательное- самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?

  • научить находить признаки имён прилагательных.



  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • уметь планировать свою деятельность на уроке;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;

  • развивать связную речь, творческую активность и интерес к изучению русского языка.

Решаемые учебные проблемы

Учащиеся знакомы с понятием «части речи» и «имя прилагательное», но не знают, что имена прилагательные могут изменяться по родам, числам и команде вопросов.

Дети должны подробнее познакомиться с именем прилагательным как с самостоятельной частью речи для развития устной и письменной речи.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Имя прилагательное, части речи

Образовательные ресурсы

Русский язык 3 класс «Перспективная начальная школа»

М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова

(1 часть, стр.32-36)


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП. Актуализация знаний

Деятельность учителя

- Запишите слова: малина, обед, животное, хороший, винегрет, футбол, автобусы.

- Назовите «лишнее» слово. Почему оно лишнее?




- В каком словаре можем проверить написание слов?

- Мы говорили, что все слова, кроме «лишнего», имена существительные.

- Вспомним, что же мы знаем об имени существительном. Имя существительное – это какая часть речи?

- Что оно обозначает?

- В начальной форме отвечает на какие вопросы?

- Постоянный признак имени существительного? Непостоянный?


- В предложении является?

- А слово «хороший» можем ли мы охарактеризовать как части речи? Почему?


Деятельность учащихся



-Слово «хороший», т.к. это слово обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «Какой?», а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными

- В орфографическом словаре.






- Самостоятельная часть речи.

- Оно обозначает предмет.

- Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

- Постоянный – род, одушевлённое или неодушевлённое. Непостоянный – число и команда вопроса.


- В предложении является главным или второстепенным членом.

- Нет, потому что мы ещё не знаем об этой части речи.

2. ЭТАП. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- Верно. Проведём исследование. Перед вами лежат мячи. Дайте мне мячик.

- Нет. Я не этот мячик просила, а другой. Почему ты мне дал не тот мячик?

- А как мне нужно было сказать?


- Подберите слова, которые смогли бы очень точно описать мячик.

- Дай мне большой, красный, резиновый мячик. Теперь тебе было легко сориентироваться, какой мячик мне нужен.

- А что помогло тебе подать мне то, что я просила? Какие слова?

- Эти слова, называются слова – признаки. Подбери слова – признаки к этому мячику.

Деятельность учащихся

Ученик подаёт мячик учителю.


- Потому что вы не уточнили какой мячик вам был нужен.

- Уточнить какой мячик вам нужен – зелёный или красный.

- Резиновый, зелёный.



- Да.


- Большой, красный, резиновый мячик.


- Маленький, жёлтый, зелёный, прыгучий, резиновый.

3. ЭТАП. Целеполагания


Деятельность учителя

- Давайте постараемся определить цель, которую мы сегодня поставим перед собой?

Деятельность учащихся

- Узнать, что называется именем прилагательным.


4. ЭТАП Планирования.

Деятельность учителя

- Какие задачи стоят перед нами?

- Чему будем учиться?

Деятельность учащихся

-Находить имена прилагательные среди других частей речи;

-Учиться правильно задавать вопрос к имени прилагательному;

-Узнавать значение имен прилагательных;

-Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.


5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Учебник у вас открыт на 32 странице, упражнение 24. Прочитайте текст.

- Найдите имена существительные, к которым относится выделенное слово – название признака.

- Какого они рода?





- Представьте, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша. Прочитайте первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство.

- Изменился ли род слова – названия признака?

- Есть ли у слова – названия признака свой собственный род? Изменяется ли это слово по родам? А по числам? Найдите подтверждение этого в тексте стихотворения.

- Молодцы ребята. Слова – названия признаков мы будем теперь называть «Именами прилагательными».

- Прочитай на странице 33, почему прилагательные так называются.

- Почему прилагательное так назвали?

- Давайте сделаем вывод. Слова-названия признаков связаны с какой частью речи? Род прилагательных меняется, если изменяется существительное? Прилагательные изменяются по числам?

- Верно, молодцы ребята!

Деятельность учащихся

Ученик читает


- Братик Миша. Волосы. Ресницы.


- Братик Миша – существительное мужского рода.

- Волосы – существительное мужского рода.

- Ресницы – существительное женского рода.

- Братик Миша (какой?) рыжий.


Ученик читает.

- Ох, до чего же рыжая

Моя сестричка Маша.


- Да изменился.


- Да. Братик Миша рыжий.

Волосы рыжие.

Ресницы рыжие.







Ученик читает

- Потому что оно прилагается к существительному.

- С именами существительными.

- Да.

- Да.

6 ЭТАП Физкультминутка

- Давайте с вами немного отдохнем и поиграем. Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – не хлопайте:

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.

- А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

Выполняют упражнения по указанию учителя

7 ЭТАП Применение нового знания.


Деятельность учителя

- Маша составила предложение по картине. Прочитайте его.

- Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили?

- Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи?


- Упражнение 25, на странице 33. Откройте словарь на букву «В». В какой форме стоит прилагательное в словаре и какое у него окончание?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме?

- О чём говорят следующие за ним буквосочетания «-яя, -ее», «-ая, -ое»?

- Что с ними сделали? Задайте вопрос к слову.

- Давайте обобщим наши знания об имени прилагательном. Что это за часть речи? Что она обозначает?

- В начальной форме отвечает на какие вопросы?

- Может имя прилагательное изменяться? По каким признакам?

- От какой части речи зависимы прилагательные?

- Откройте страницу 34 в учебнике. Давайте прочитаем правило.

- Верно ли мы с вами охарактеризовали имя прилагательное?

- Упражнение 26 на странице 34. Прочитайте предложение.

- Нам нужно выписать из предложения любое прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит. Дать ему устную характеристику как части речи. Первое словосочетание я покажу вам как сделать. Первое словосочетание какое будет?

- Записываем его в тетрадь «По зелёному листу»

- Зелёному – имя прилагательное.

Начальная форма: зелёный.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» зелёному. Главное слово «По листу», зависимое «зелёному». Отмечаю главное слово крестиком и задаю от него вопрос.

Может изменяться по родам: зелёный – зелёная, зелёное.

Может изменяться по числам: зелёный – зелёные.

Может изменяться по команде вопросов: есть зелёный лист, нет зелёного листа.

- Следующее словосочетание какое будет? Выходи к доске и по моему образцу дай характеристику по моему образцу. Ученик делает на доске, а все остальные в тетради. Не забываем о правильной осанке при письме, а также об аккуратности.











- Есть ещё словосочетания? Выходи к доске и дай характеристику.

















- Прослушайте текст, является ли он стихотворением?

- А теперь еще один текст прослушайте.

- А этот текст является стихотворением?

- Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются?


- Почему второй текст получился выразительный, яркий?

- Назовите имена прилагательные из первого текста.

- Какой текст приятнее слушать? Почему?


- Какая часть речи «украсила» стихотворение?

- Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

- Сделайте вывод исходя из нашей беседы.



- Всё верно. А сейчас поработайте самостоятельно. Вам дана картина. Составьте из неё предложения с именами прилагательными. Дайте характеристику имени прилагательному по такой же схеме, как мы сейчас с вами сделали. Затем вместе проверим у доски.

Деятельность учителя

Ученик читает


- У леса пропали краски. Мы не можем представить какой он.

- Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать.


- Вешний – окончание – ий.

Взрытый – окончания – ый.


- В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?».

- Это изменилось окончание.

- Какая? Внешняя. Какое? Взрытое. Изменили прилагательные по родам.


- Это самостоятельная часть речи, обозначающий признак предмета.


- В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?».

- Может изменяться по родам, числам, по команде вопросов.

- Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется.

Читают правило

- Верно.


Ученик читает







- По зелёному листу.


Учащиеся записывают



















- По широкому листу.

- «По широкому листу»

Широкий – имя прилагательное.

Начальная форма: широкий

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» широкому.

Может изменяться по родам: широкий – широкая, широкое.

Может изменяться по числам: широкий – широкие.

Может изменяться по команде вопросов: есть широкий лист, нет широкого листа.

- Да. Маленькие букашки.

- «Маленькие букашки»

Маленькие – имя прилагательное.

Начальная форма: маленький.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, множественного числа, в предложении отвечает на вопрос: какие? Букашки «какие?» маленькие.

Может изменяться по родам: маленький – маленькая, маленькое.

Может изменяться по числам: маленький – маленькие.

Может изменяться по команде вопросов: есть маленькая букашка, нет маленькой букашки.


- Не является стихотворением, потому что нет рифмы.


- Является. Есть рифма.

- В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный.

- В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным.

- В нем нет имен прилагательных.


- Второй. Он более образней, яркий, выразительный.

- Имя прилагательное.


- Они делают речь краше, точнее, образной, интересной.

- Имена прилагательные важны в нашей речи. Они украшают нашу речь. Делают более полной, выразительной и понятной.


Выполняют самостоятельно упражнение

8 ЭТАП Рефлексия

Деятельность учителя

-Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке?

-Достигли мы целей, которые были поставлены?

- Вот и подошёл к концу наш сегодняшний урок. Вернёмся к названию темы урока.

- Что же такое имя прилагательное?










- Важны ли в нашей речи прилагательные? Трудно бы без них нам было? Почему?

Деятельность учащихся

- Сегодня мы изучили имя прилагательное.


- Да.



- Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета.

- В начальной форме отвечает на вопрос: какой?

-Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов.

- В предложении обычно является второстепенным членом предложения.

- Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется.

- Да, важны. Чтобы наша речь была полной. Чтобы люди нас понимали.


9 ЭТАП Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Страница учебника 35, упражнение 27. Выполнить по заданию.


Записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!