Деятельность учителя - Запишите слова: малина, обед, животное, хороший, винегрет, футбол, автобусы. - Назовите «лишнее» слово. Почему оно лишнее? - В каком словаре можем проверить написание слов? - Мы говорили, что все слова, кроме «лишнего», имена существительные. - Вспомним, что же мы знаем об имени существительном. Имя существительное – это какая часть речи? - Что оно обозначает? - В начальной форме отвечает на какие вопросы? - Постоянный признак имени существительного? Непостоянный? - В предложении является? - А слово «хороший» можем ли мы охарактеризовать как части речи? Почему? | Деятельность учащихся -Слово «хороший», т.к. это слово обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «Какой?», а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными - В орфографическом словаре. - Самостоятельная часть речи. - Оно обозначает предмет. - Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?». - Постоянный – род, одушевлённое или неодушевлённое. Непостоянный – число и команда вопроса. - В предложении является главным или второстепенным членом. - Нет, потому что мы ещё не знаем об этой части речи. |
Деятельность учителя - Верно. Проведём исследование. Перед вами лежат мячи. Дайте мне мячик. - Нет. Я не этот мячик просила, а другой. Почему ты мне дал не тот мячик? - А как мне нужно было сказать? - Подберите слова, которые смогли бы очень точно описать мячик. - Дай мне большой, красный, резиновый мячик. Теперь тебе было легко сориентироваться, какой мячик мне нужен. - А что помогло тебе подать мне то, что я просила? Какие слова? - Эти слова, называются слова – признаки. Подбери слова – признаки к этому мячику. | Деятельность учащихся Ученик подаёт мячик учителю. - Потому что вы не уточнили какой мячик вам был нужен. - Уточнить какой мячик вам нужен – зелёный или красный. - Резиновый, зелёный. - Да. - Большой, красный, резиновый мячик. - Маленький, жёлтый, зелёный, прыгучий, резиновый. |
Деятельность учителя Учебник у вас открыт на 32 странице, упражнение 24. Прочитайте текст. - Найдите имена существительные, к которым относится выделенное слово – название признака. - Какого они рода? - Представьте, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша. Прочитайте первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство. - Изменился ли род слова – названия признака? - Есть ли у слова – названия признака свой собственный род? Изменяется ли это слово по родам? А по числам? Найдите подтверждение этого в тексте стихотворения. - Молодцы ребята. Слова – названия признаков мы будем теперь называть «Именами прилагательными». - Прочитай на странице 33, почему прилагательные так называются. - Почему прилагательное так назвали? - Давайте сделаем вывод. Слова-названия признаков связаны с какой частью речи? Род прилагательных меняется, если изменяется существительное? Прилагательные изменяются по числам? - Верно, молодцы ребята! | Деятельность учащихся Ученик читает - Братик Миша. Волосы. Ресницы. - Братик Миша – существительное мужского рода. - Волосы – существительное мужского рода. - Ресницы – существительное женского рода. - Братик Миша (какой?) рыжий. Ученик читает. - Ох, до чего же рыжая Моя сестричка Маша. - Да изменился. - Да. Братик Миша рыжий. Волосы рыжие. Ресницы рыжие. Ученик читает - Потому что оно прилагается к существительному. - С именами существительными. - Да. - Да. |
6 ЭТАП Физкультминутка - Давайте с вами немного отдохнем и поиграем. Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – не хлопайте: Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая. - А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий. | Выполняют упражнения по указанию учителя |
Деятельность учителя - Маша составила предложение по картине. Прочитайте его. - Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили? - Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи? - Упражнение 25, на странице 33. Откройте словарь на букву «В». В какой форме стоит прилагательное в словаре и какое у него окончание? - На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме? - О чём говорят следующие за ним буквосочетания «-яя, -ее», «-ая, -ое»? - Что с ними сделали? Задайте вопрос к слову. - Давайте обобщим наши знания об имени прилагательном. Что это за часть речи? Что она обозначает? - В начальной форме отвечает на какие вопросы? - Может имя прилагательное изменяться? По каким признакам? - От какой части речи зависимы прилагательные? - Откройте страницу 34 в учебнике. Давайте прочитаем правило. - Верно ли мы с вами охарактеризовали имя прилагательное? - Упражнение 26 на странице 34. Прочитайте предложение. - Нам нужно выписать из предложения любое прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит. Дать ему устную характеристику как части речи. Первое словосочетание я покажу вам как сделать. Первое словосочетание какое будет? - Записываем его в тетрадь «По зелёному листу» - Зелёному – имя прилагательное. Начальная форма: зелёный. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» зелёному. Главное слово «По листу», зависимое «зелёному». Отмечаю главное слово крестиком и задаю от него вопрос. Может изменяться по родам: зелёный – зелёная, зелёное. Может изменяться по числам: зелёный – зелёные. Может изменяться по команде вопросов: есть зелёный лист, нет зелёного листа. - Следующее словосочетание какое будет? Выходи к доске и по моему образцу дай характеристику по моему образцу. Ученик делает на доске, а все остальные в тетради. Не забываем о правильной осанке при письме, а также об аккуратности. - Есть ещё словосочетания? Выходи к доске и дай характеристику. - Прослушайте текст, является ли он стихотворением? - А теперь еще один текст прослушайте. - А этот текст является стихотворением? - Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются? - Почему второй текст получился выразительный, яркий? - Назовите имена прилагательные из первого текста. - Какой текст приятнее слушать? Почему? - Какая часть речи «украсила» стихотворение? - Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи? - Сделайте вывод исходя из нашей беседы. - Всё верно. А сейчас поработайте самостоятельно. Вам дана картина. Составьте из неё предложения с именами прилагательными. Дайте характеристику имени прилагательному по такой же схеме, как мы сейчас с вами сделали. Затем вместе проверим у доски. | Деятельность учителя Ученик читает - У леса пропали краски. Мы не можем представить какой он. - Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать. - Вешний – окончание – ий. Взрытый – окончания – ый. - В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?». - Это изменилось окончание. - Какая? Внешняя. Какое? Взрытое. Изменили прилагательные по родам. - Это самостоятельная часть речи, обозначающий признак предмета. - В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?». - Может изменяться по родам, числам, по команде вопросов. - Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется. Читают правило - Верно. Ученик читает - По зелёному листу. Учащиеся записывают - По широкому листу. - «По широкому листу» Широкий – имя прилагательное. Начальная форма: широкий Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» широкому. Может изменяться по родам: широкий – широкая, широкое. Может изменяться по числам: широкий – широкие. Может изменяться по команде вопросов: есть широкий лист, нет широкого листа. - Да. Маленькие букашки. - «Маленькие букашки» Маленькие – имя прилагательное. Начальная форма: маленький. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, множественного числа, в предложении отвечает на вопрос: какие? Букашки «какие?» маленькие. Может изменяться по родам: маленький – маленькая, маленькое. Может изменяться по числам: маленький – маленькие. Может изменяться по команде вопросов: есть маленькая букашка, нет маленькой букашки. - Не является стихотворением, потому что нет рифмы. - Является. Есть рифма. - В них говорится о березе. Первый текст сухой, не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный. - В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным. - В нем нет имен прилагательных. - Второй. Он более образней, яркий, выразительный. - Имя прилагательное. - Они делают речь краше, точнее, образной, интересной. - Имена прилагательные важны в нашей речи. Они украшают нашу речь. Делают более полной, выразительной и понятной. Выполняют самостоятельно упражнение |
Деятельность учителя -Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке? -Достигли мы целей, которые были поставлены? - Вот и подошёл к концу наш сегодняшний урок. Вернёмся к названию темы урока. - Что же такое имя прилагательное? - Важны ли в нашей речи прилагательные? Трудно бы без них нам было? Почему? | Деятельность учащихся - Сегодня мы изучили имя прилагательное. - Да. - Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. - В начальной форме отвечает на вопрос: какой? -Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов. - В предложении обычно является второстепенным членом предложения. - Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется. - Да, важны. Чтобы наша речь была полной. Чтобы люди нас понимали. |