I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок словесности, надуюсь, вы поработает отлично и покажете свои знания и активную работу нашим гостям. На ваших партах вы увидите 3 смайлика-настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Комментирую обозначение каждого. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! (Слайд1) | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Сегодня мы продолжим изучение богатства русской лексики и узнаем, что в нашей речи существует множество слов, нежелательных для употребления; постараемся научиться избавляться от них. Так же мы попробуем разобраться, а в чем-то даже и повторить -возможно ли существование нашего языка без употребления нежелательной лексики. В продолжение тысячелетий народ создавал наш язык. Это один из совершеннейших языков мира. Каждое его слово-результат мыслей и чувств многих поколений. -С какой лексикой мы уже познакомились? -В чем особенность каждого вида лексики. Приведите примеры. | Фронтальный опрос. Ответы учащихся. -Общеупотребительная лексика, диалектная лексика, специальная (профессиональная лексика), неологизмы. Ответы учащихся | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. | Ознакомьтесь с эпиграфами к уроку: Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает Д.С. Лихачев. В языке что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг… Н.В.Гоголь. (Слайд 2) - Давайте попробуем сформулировать тему урока. «Слова -паразиты в современной речи школьников» (Слайд 3) - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? -Каковы задачи урока? (Слайд 4) | Читают эпиграфы, пытаются сформулировать тему урока | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Открытие нового знания. | - Сейчас мы послушаем чтение стихотворения А. Ахматовой «Мужество» в исполнении Перевозниковой Аксиньи: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! (Слайд 5) -Как сегодня обстоят дела с русской речью, с «великим русским словом»? - Как Вы считаете, ребята, что привело к появлению такой языковой ситуации? - Давайте подумаем, что же такое слова-паразиты? (Слайд 6) - Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. -Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковского (читает Смагин Андрей): Слайд 7 Жил-был этот, как его, Ну, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это в общем значит так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать. А жену звали ну… А соседа звали это… А его родители- Видишь ли И видите ли… А еще какой-то э-э-э Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну и значит, и вообще. -Нам удалось что-то понять из этого стихотворения? Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. -А засоряют ли нашу речь слова-паразиты?! - Проверим!!! Сможете ли Вы понять, о чем идет речь (работает каждый ряд) Слайд (8,9) Перелистываю | Аксинья читает стихотворение наизусть с места. Фронтальный опрос, ответы учащихся. Ответы учащихся Подбирают определения к каждому слову-паразиту. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
V. Физминутка | - Если в перечне слов есть слова-паразиты, присядаем, если нет, топаем правой ногой раз: Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... Встретимся завтра у кинотеатра. Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з! На завтра я подготовил презентацию по литературе. Так всё и было, факт. Мне очень понравилась эта кинокартина! Клёвый был фильм, реально! Ох, мамочка моя, бабуся! | Выполняют задание | Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
VI. Обобщение и систематизация знаний: индивидуальное задание, работа в парах. | -Отдохнули, продолжаем работать. Выполняют задание-найти в тексте Н. В. Гоголя слова-паразиты. Работа со словарной статьей. | Выполняют задание, 1 человек читает предложения и находит слова-паразиты. Читают, комментируют словарную статью. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарями разных типов. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. |
VII.Рефлексия | - А теперь подведем итог нашей работы. Вы заполняли анкеты, где необходимо было указать советы, рекомендации, способы борьбы со словами-паразитами. (Слайд 12) - Оцените свою работу на уроке. -Ребята, у Вас на столах лежат «мобильные телефоны», напишите своему другу краткое смс о том, был ли для Вас полезен этот урок. | Отвечают на вопросы. Отвечают устно. Работают с нарисованным мобильным телефоном. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. |