СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку словесности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку словесности»

Технологическая карта урока словесности 6 класс




Составила:

 учитель русского языка и литературы

 Лоскутова Елена Владимировна

МАОУ «Видновская гимназия»




















г. Видное, 2017 год

Технологическая карта урока


Тема урока: Слова-паразиты в современной речи школьников

Класс: 6

Предмет: русская словесность

Тип урока: применения и совершенствования знаний, урок-исследование

Цели урока:

-формирование опорной системы знаний по теме («Лексика и фразеологии»).

-первичное осознание нового учебного материала.

-осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечение значимости решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:

Понятия: лексический состав языка, лексикон, общеупотребительные слова, профессиональная лексика, диалектизмы, неологизмы, антонимы, синонимы.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), смайлики трех цветов у каждого ученика, изображения мобильных телефонов для заключительного этапа урока.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Актуализация знаний – 3 мин.

  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 3 мин.

  4. Открытие нового знания – 15 мин.

  5. Физкультминутка – 2 мин.

  6. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 10 мин.

  7. Рефлексия – 4 мин.

  8. Домашнее задание. Прощание – 1 мин.

















Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.





- Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок словесности, надуюсь, вы поработает отлично и покажете свои знания и активную работу нашим гостям. На ваших партах вы увидите 3 смайлика-настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Комментирую обозначение каждого.


- Как много улыбок засветилось. Спасибо! (Слайд1)






Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.










Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Сегодня мы продолжим изучение богатства русской лексики и узнаем, что в нашей речи существует множество слов, нежелательных для употребления; постараемся научиться избавляться от них. Так же мы попробуем разобраться, а в чем-то даже и повторить -возможно ли существование нашего языка без употребления нежелательной лексики. В продолжение тысячелетий народ создавал наш язык. Это один из совершеннейших языков мира. Каждое его слово-результат мыслей и чувств многих поколений.

-С какой лексикой мы уже познакомились?

-В чем особенность каждого вида лексики. Приведите примеры.

















Фронтальный опрос. Ответы учащихся.


-Общеупотребительная лексика, диалектная лексика, специальная (профессиональная лексика), неологизмы.


Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

Ознакомьтесь с эпиграфами к уроку:


Самая большая ценность народа – его язык.

Язык, на котором он пишет, говорит, думает

Д.С. Лихачев.

В языке что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг…

Н.В.Гоголь.

(Слайд 2)

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

«Слова -паразиты в современной речи школьников» (Слайд 3)


- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Каковы задачи урока?

(Слайд 4)












Читают эпиграфы, пытаются сформулировать тему урока


Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие нового знания.

- Сейчас мы послушаем чтение стихотворения А. Ахматовой «Мужество» в исполнении Перевозниковой Аксиньи:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

(Слайд 5)

-Как сегодня обстоят дела с русской речью, с «великим русским словом»?

- Как Вы считаете, ребята, что привело к появлению такой языковой ситуации?

- Давайте подумаем, что же такое слова-паразиты? (Слайд 6)

- Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

-Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковского (читает Смагин Андрей): Слайд 7

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

-Нам удалось что-то понять из этого стихотворения?

Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты.

 -А засоряют ли нашу речь слова-паразиты?!

- Проверим!!!

Сможете ли Вы понять, о чем идет речь (работает каждый ряд)

Слайд (8,9) Перелистываю








Аксинья читает стихотворение наизусть с места.
























Фронтальный опрос, ответы учащихся.





































Ответы учащихся






















Подбирают определения к каждому слову-паразиту.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;


Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V. Физминутка

- Если в перечне слов есть слова-паразиты, присядаем, если нет, топаем правой ногой раз:

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...

Встретимся завтра у кинотеатра.

Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!

На завтра я подготовил презентацию по литературе.

Так всё и было, факт.

Мне очень понравилась эта кинокартина!

Клёвый был фильм,
реально!

Ох, мамочка моя, бабуся!














Выполняют задание

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

-Отдохнули, продолжаем работать.


  1. Выполняют задание-найти в тексте Н. В. Гоголя слова-паразиты.



  1. Работа со словарной статьей.



Выполняют задание, 1 человек читает предложения и находит слова-паразиты.



Читают, комментируют словарную статью.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.




VII.Рефлексия

- А теперь подведем итог нашей работы. Вы заполняли анкеты, где необходимо было указать советы, рекомендации, способы борьбы со словами-паразитами.

(Слайд 12)


- Оцените свою работу на уроке.

-Ребята, у Вас на столах лежат «мобильные телефоны», напишите своему другу краткое смс о том, был ли для Вас полезен этот урок.




Отвечают на вопросы.






Отвечают устно.




Работают с нарисованным мобильным телефоном.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.


VIII.Домашнее задание.

Прощание.

Нарисовать рисунок, выражающий значение любого слова-паразита.

(Слайд 13)


Благодарю Вас за работу! Так же хочу поблагодарить наших гостей за присутствие на нашем уроке, будем рады видеть Вас снова!

Хорошего дня!

Слайд

Записывают домашнее задание.


Прощаются





Список литературы:

  1. Учебник Русская словесность 6 класс Альбеткова

  2. Энциклопедии и словари: http://encdic.com







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!