СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку по теме "Мастерство работника".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по теме "Мастерство работника".»

Предмет: Обществознание.

Класс: 7.

Учитель: Сат Баяна Орлановна.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

Форма урока: Урок-соревнование «Интеллектуальный турнир».

Дата урока: 18.02.2021.

Образовательные ресурсы:

1) Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение 2019 – 175 с.

2) Презентация «Мастерство работника»;

3) Раздаточный материал: карточки с терминами; иллюстрации;

4) Лист ответов и др.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

«Мастерство работника».

Цель

Обобщить и систематизировать знания по теме «Мастерство работника».

Задачи

Образовательные: повторить основные термины и понятия темы; совершенствовать умения решать логические задачи разного уровня сложности; научиться применять полученные знания и умения в новой творческой ситуации.

Воспитательные: совершенствовать умение работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения, продолжить формирование информационной культуры через содержание и форму урока.

Развивающие: продолжить работу над формированием логического мышления, развить умения решать задачи разного уровня сложности.

Формируемые УУД

Метапредметные и личностные УУД:

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения; выстраивание собственного целостного мировоззрения; оценка информационного пространства; формирование самоотношения и самооценки.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии); целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; оценка – осознание качества и уровня усвоения; умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и в рамках плана урока.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение объяснять взаимосвязь понятий и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь); формирование объектно-ориентированного мышления; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение работать индивидуально и в группе, оценивание работы коллектива, определение своей позиции и ее формулирование.

Предметные компетенции:

совершенствование знаний по теме «Мастерство работника»; развитие знаний по вопросу критериев определения размера заработной платы и зависимости зарплаты от квалификации работника.

Формы и методы

обучения

По характеру учебной деятельности: поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические.

По степени активности педагога и учащихся: активные.

По источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

По способу организации учебно-познавательной деятельности: методы проверки и оценивания.

План урока

I. Организационный этап;

II. Постановка цели и задач урока;

III. Интеллектуальный турнир;

IV. Динамическая пауза;

V. Рефлексия;

VI. Домашнее задание.

Основные понятия и термины

Мастер, мастерство, работник, труд, производительность труда, заработная плата, деньги.

Ресурсы

Презентация к уроку, мультимедиапроектор, карточки с терминами, листы бумаги формата А4, лист ответа (ватман), иллюстрации и др.

Организация пространства

Рассадка по кругу (конференц-зал) для организации группового взаимодействия.



Ход урока


Этап урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формы
организации
взаимодействия
на уроке

Планируемые результаты


Предметные


УУД

I. Организационный этап.

Цель – эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала.

4

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мы с вами сегодня проведем урок обществознания.

Перед началом урока предлагаю вам посмотреть следующий видеоролик.

О чём данный видеоролик?

Существует пословица «Дерево ценят по плодам, а человека – по делам».

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы учащихся)

Желаю вам сегодня на уроке плодотворной работы.

Приветствие.

Просматривают видеоролик, обсуждают его.

Раскрывают смысл пословицы.

Работа с видеороликом и пословицей.

Фронтальная беседа.


Р. Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

II. Постановка цели и задач урока.

Цель – мотивация учебной деятельности учащихся.

4

Организация беседы о целях и задачах урока, помощь в формулировке мыслей.

На прошлом уроке вы изучали тему «Мастерство работника».

Сегодня урок-повторение по этой теме.

Какие цели и задачи мы должны поставить перед собой на обобщающем уроке?

(повторить основные термины и понятия, обобщить знания, закрепить умения решать задания разного уровня сложности, определить личный уровень достижений)

Пройдет урок в форме интеллектуального турнира. Сформируем для начала три команды.

Участие в беседе, формулировка мыслей, нахождение оптимального ответа.

Формулировка мыслей относительно целей и задач урока.


Приложение 1. Метод распределения учащихся на группы в групповой форме работы.

Фронтальная беседа.

Определение места пройденной темы в курсе обществознания.

Л. Выстраивание собственного целостного мировоззрения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

III. Интеллектуальный турнир.

Цель – провести турнир между командами для систематизации, закрепления знаний и определить победителей.

5

Объясняет условия проведения турнира, организует работу над заданием.


Предлагает придумать названия команд.


При помощи сетки турнира, заносит названия команд.

Участвуют в обсуждении условий турнира.



Обсуждают в группе название для команды, отстаивают свою точку зрения, находят компромиссное решение.

Интеллектуальный турнир состоит из 4 туров. По итогам каждого тура командам начисляются очки, которые фиксируются в таблице интеллектуального турнира.


Приложение 2. Таблица интеллектуального турнира.

Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место и получает «5» за урок, участники остальных команд получают «4».

Задание 1 (внеконкурсное). Придумать для команды название за 30 секунд и записать его на листах А4 (листы и письменные принадлежности лежат на столах обучающихся).

Фронтальная беседа, групповая работа.


Л. проявление творческого отношения к процессу обучения

Р. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

К. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Тур 1 «Блиц-опрос».

5

Сообщает условия проведения тура, руководит презентацией, выставляет баллы обучающимся, подводит итоги, записывает их в сетку турнира, демонстрирует промежуточные итоги.

Выбирают номер вопроса, отвечают на вопросы блиц-опроса.

Правила тура: перед обучающимися 10 вопросов.

Участники команды поочередно выбирают вопросы, если отвечают правильно, то команде начисляется 1 балл.


Приложение 3. Тур 1. Блиц-опрос.

Фронтальная беседа, групповая работа.

Пр. повторение основных терминов и понятий, аспектов темы «Мастерство работника», развитие умений решать логические задачи.

Л. оценка информационного пространства;

Р. оценка – осознание качества и уровня усвоения;

П. установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений.

К. умение работать и индивидуально, и в группе.

Тур 2 «Знатоки терминов».

5

Сообщает условия проведения тура, раздает конверт с терминами и определениями к ним. Демонстрирует промежуточные итоги.

Распределяют индивидуальные карточки в команде, работают с заданием, выбирают правильный ответ, фиксируют его в листе ответов.

Правила тура: команды получают конверты с заданием. Соотносят термины с их определениями.

Приложение 4. Тур 2. «Знатоки терминов».


Начисление баллов: за каждое верное соотнесение – 1 балл.

Фронтальная беседа, групповая работа.

Пр. умение объяснять взаимосвязь терминов с их смысловым значением.


Л. оценка информационного пространства;

Р. оценка и осознание качества и уровня усвоения;

П. установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений.

К. умение работать индивидуально и в группе.

Тур 3 Ребусы «Профессии».

5

Сообщает условия проведения тура, организует коллективную работу команд над решением ребусов.

Демонстрирует промежуточные итоги.

Команды решают логические ребусы и фиксируют ответ с помощью листа ответов.

Правила тура: команды решают ребусы, также фиксируют ответ при помощи листа ответов.


Приложение 5. Тур 3. «Ребусы «Профессии»


Начисление баллов: за каждый разгаданный ребус – 1 балл.

Фронтальная беседа, групповая работа.

Пр. совершенствование умений решать логические задачи в формате ребусов.

Л. проявление творческого отношения к процессу обучения

Р. оценка и осознание качества и уровня усвоения;

П. выбор наиболее эффективных способов решения задач

К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

IV. Динамическая пауза.

1

Организует проведение динамической паузы.

Проводят комплекс упражнений.

Приоритетным является проведение динамической паузы самими обучающимися.

Приложение 6. Комплекс упражнений для динамической паузы.



Р. Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

Тур 4. Кроссворд «Труд и оплата труда».

6

Сообщает условия проведения тура и организует коллективную работу команд над решением кроссворда.

Демонстрирует итоги игры.

Команды решают кроссворд и фиксируют ответ в лист ответов.

Правила тура: команды решают кроссворд, также фиксируют ответ при помощи листа ответов.

Приложение 7. Тур 4. «Кроссворд».


Начисление баллов: за каждый отгаданный термин или понятие – 1 балл.


Фронтальная беседа, групповая работа.

Пр. совершенствование умений решать логические задачи по теме.

.

Л. оценка информационного пространства;

Р. оценка и осознание качества и уровня усвоения;

П. установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений.

К. умение работать индивидуально и в группе.

V. Рефлексия.

Цель – осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей, команды и всего класса.


4

Организует ситуацию для рефлексии с помощью приема «Дерево успеха».

Оценивает работу класса, выставляет отметки за урок.

Проводят самооценку, оценивают работу своей команды.

С помощью «Дерева успеха» обучающиеся последовательно оценивают индивидуальную и коллективную работу.


Приложение 8. Комбинированный приём рефлексии «Дерево успеха&Смайлики»

Фронтальная беседа, индивидуальная работа.

Пр. определение личного уровня учебных достижений по теме.

Л. формирование самооценки.

Р. оценка - осознание качества и уровня усвоения

К. оценивание работы коллектива, определение своей позиции и ее формулирование.

VI. Домашнее задание.

1

Разъясняет выполнение домашнего задания. отвечает на вопросы обучающихся.

Записывают домашнее задание. Формулируют вопросы учителю.

1. Решить кроссворд;

2. Подготовить сообщение о необычной профессии.

3. А у нас в Туве есть мастера своего дела? Ответьте на вопрос в виде доклада либо сообщения.

Фронтальная беседа, индивидуальная работа.




Список источников для подготовки урока


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) // СПС «КонсультантПлюс».

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19682) // СПС «КонсультантПлюс».

  4. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 № 59808) // СПС «КонсультантПлюс».

  5. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утвержден

  6. ии федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 № 19676) // СПС «КонсультантПлюс».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993) // СПС «КонсультантПлюс».

  8. Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение 2019 – 175 с.

  9. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 63 с.

  10. Страхова Н. В., Харитонова Л. А. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания : учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. – 166 с


Интернет- ресурсы

  1. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов;











ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. Метод распределения учащихся на группы в групповой форме работы


По определению Е.И. Пассова, группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением []. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа.

Мы в своей работе будем придерживаться следующего его определения: группа – это определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру.

Групповое обучение заключается в выполнении определенных дидактических заданий группой из нескольких человек.

Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.

Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация групп по различным критериям.

Критерий

Типы групп

1

Количество членов группы.

Малые – 3-4 человека.
Большие – 5-15 человек.

2

Продолжительности работы в группе.

Постоянные.
Временные (на четверть, на полугодие).
Сформированные для выполнения одного учебного задания.

3

Устойчивость состава.

Постоянные.
Подвижные.

4

Уровень учебных способностей учащихся.

Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями.
Состоящие из учащихся со средними учебными способностями.
Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями.
Смешанные.

5

Место в структуре урока.

Для повторения изученного материала.
Для выполнения учебных заданий.
Для проверки качества усвоения знаний и т.д.

6

Цель организации группы.

Получение знаний.
Формирование умений.
Формирование навыков.


Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Методисты выделяют и некоторые другие способы формирования групп на уроке. Рассмотрим некоторые из них.

1. По выбору педагога. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся. Недостатком такого способа являются:

  • излишняя эмоциональность процесса формирования групп;

  • возможная затянутость;

  • возможность формирования неравных по уровню учебных возможностей групп.

3. По набору лидеров. В данном случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу.

4. По определенному признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т.д.).

Недостатки такого способа:

  • группы могут оказаться разными по количественному составу;

  • группы могут быть не равны по уровню учебных возможностей.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер).

6. Случайным образом (жребий, четный/нечетный, «фанты»).

При этом исследователи утверждают, что для продуктивной работы учащихся необходимо создать комфортные психологические условия и благоприятный микроклимат в группе.


















Приложение 2 «Таблица турнира»


п/п



Название команды

Туры, задания, баллы



Итого

Место

1

2

3

4


1








2








3








4
























Приложение 3.

Тур 1 «Блиц-опрос»

  1. Кто может считаться мастером?

  2. Что должен знать человек, чтобы получить достойную работу?

  3. Найди лишнее слово: шьёт, готовит, считает, загорает.

  4. Почему люди получают разную зарплату?

  5. В чем разница между высококвалифицированным и малоквалифицированным трудом?

  6. Когда человек становится мастером?

  7. «Можно ли стать мастером своего дела?» Чем для этого необходимо овладеть человеку?

  8. А можно ли стать мастером, не любя свой труд?

  9. Деньги, которые люди получают за свой труд?

  10. Найди лишнее слово: воспитывает, учит, ругает, объясняет.
















Приложение 4. Тур 2. «Знатоки терминов».


Термин

Определение термина

Производительность труда

количество продукции, произведённое за определённое время.

Труд

целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей.

Заработная плата


форма материального вознаграждения за труд.

Мастерство

умение, владение профессией, трудовыми навыками

Мастер

человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Квалификация

степень профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы.















Приложение 5.

Тур 3. Ребусы «Профессии»
















Приложение 6. Комплекс упражнений для динамической паузы


1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмёрки»  (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.






















Приложение 7. Тур 4 «Кроссворд «Труд и оплата труда»


Задания к кроссворду по теме «Труд и оплата труда» (вопросы по горизонтали):

  1. Социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

  2. Деньги или ценности, выдаваемые вперёд в счёт заработка.

  3. Денежное вознаграждение в дополнение к окладу.

  4. Увеличение в должности.

  5. Размер заработной платы.

  6. Награда за работу или услугу.

  7. Форма деятельности, направленная на достижение практически полезного результата.

  8. Наука об использовании ресурсов для производства, распределения и потребления товаров и услуг.


Приложение 8. Комбинированный приём рефлексии «Дерево успеха&Смайлики»



«Смайлики» - самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

  • Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать – улыбка (1-ый смайлик);

  • Нормальный, обычный – полоска (2-ой смайлик);

  • Скучный, работа без интереса. Бесполезный – опущенные уголки губ (3-ий смайлик).

«Дерево успеха». Каждый ученик закрепляет на дереве соответствующие смайлики.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!