СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку физики 7 класса по теме "Барометр-анероид"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке полностью расписан весь ход комбинированного урока физики 7 класса по теме "Барометр-анероид"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку физики 7 класса по теме "Барометр-анероид"»

Технологическая карта конструирования урока
в системно - деятельностном подходе

Хомченко Оксана Владимировна

МОУ Ишненская СОШ Ростовский МР

учителя Ф.И.О., место работы



Предмет, класс , УМК

Физика, 7 класс, УМК Пёрышкина А.В.

Тема урока,

урока по теме

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

№ 9 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока

Объяснить устройство и принцип действия барометра-анероида, причину зависимости давления от высоты; выработать практические навыки пользования барометром-анероидом и навыки решения задач

Планируемые результаты обучения

Личностные сформировать познавательный интерес к приборам для измерения атмосферного давления, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу; уметь принимать решения и обосновывать их, оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.

Предметные проводить исследовательский эксперимент по изучению изменения атмосферного давления с высотой и по его результатам делать выводы, применять теоретические знания по физике на практике при измерении давления с помощью барометра, для объяснения принципа действия барометра-анероида, решать практические задачи в повседневной жизни (научиться измерять давление с помощью барометра-анероида, объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря, применять знания из курсов биологии и географии)

Метапредметные: научиться самостоятельно приобретать знания, ставить цели, предвидеть возможные результаты своих действий при изучении барометра-анероида

К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать действия сверстников.

Р: составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль в форме сравнения алгоритма действий с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него, вносить необходимые исправления.

П: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты.

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

ПК, экран, монитор, презентация учителя, интернет-ресурсы (ЦОР), барометр-анероид, таблица-плакат «Барометр-анероид», лабораторное оборудование (стакан, «груша», вода, лист бумаги, игрушка-присоска).

Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности

Задачи

Мотивация ученика к познавательной деятельности. Психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

Словесный и проблемно-поисковый методы; беседа

Деятельность уча­щихся

Приветствие учителя, принятие сигнала к началу учебной деятельности. Готовят рабочее место. Решение проблемы, выдвижение гипотез

Деятельность преподавателя

Организует деятельность по подготовке к уроку.

Мотивирует ученика к познавательной деятельности: «Атмосферное давление является одним из основных факторов, определяющих состояние погоды и климата, поэтому знания об атмосферном давлении необходимы в прогнозировании погоды. Большое практическое значение имеет умение измерить атмосферное давление. Эти знания необходимы в медицине, в технологических процессах и жизнедеятельности живых организмов».

Создание проблемной ситуации через постановку вопросов «Какими приборами можно измерить атмосферное давление? Как меняется атмосферное давление при изменении высоты над уровнем моря? Как предсказать погоду на ближайшие дни по изменению атмосферного давления?»

Формируемые УУД

Самоопределение (Л); учебно-познавательная мотивация (Л)

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Подготовка учащихся к открытию нового знания, повторение и систематизация ранее изученного материала

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Наглядно-образные и практические методы и приёмы (фронтальный опыт, демонстрация опытов учащимися: "Игрушка-присоска", «Груша», «Перевёрнутый стакан»), логические методы. Словесный метод: беседа, фронтальный опрос.

Деятельность уча­щихся

Объяснение опыта (Выдвигают свои гипотезы, находят правильные ответы. Применяют знания по физике и свой жизненный опыт).

Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу.

Систематизируют информацию.

Делают предположения.

Деятельность преподавателя

Предлагает провести фронтальный опыт и объяснить его учащимся.

Фронтальный опыт: предложить учащимся взять чистый лист бумаги, приложить ко рту и сделать глубокий вздох. Что происходит? Объяснить.

Организует беседу по домашнему заданию через постановку вопросов (слайд 1):

  1. На основании каких явлений или опытов можно доказать существование атмосферного давления? (демонстрация опытов учащимися: "Игрушка-присоска", «Груша», «Перевёрнутый стакан»)

  2. Кем и как было впервые измерено атмосферное давление? (слайд 2, в помощь ученику)

  3. Почему со временем изменяется высота столбика ртути в трубке Торричелли?

Формируемые УУД

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

Этап 3. Постановка учебной задачи

Задачи

Формулирование учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Длительность этапа

4-5 минут

Методы и приемы работы

Наглядно-образные методы и приёмы (демонстрация презентации, слайд 3), словесные и логические методы; частично-поисковый метод

Деятельность уча­щихся

Формулируют: что требуется узнать и изучить

Деятельность преподавателя

Постановка вопросов: Каковы достоинства и недостатки ртутного барометра? Какой прибор для измерения атмосферного давления не будет иметь столько недостатков?

Сделаем вывод: Ртутный барометр прост в конструкции – это хорошо. Но это же преимущество оборачивается своей противоположностью по отношению к тому, что этот прибор громоздок, непрочен, да к тому же и неэкологичен. Это плохо. Как разрешить это противоречие? Может быть, Торричелли что-то не додумал?

Как можно сделать ртутный барометр менее громоздким?
Опустить трубку в ртуть
К чему это приведет?
Давление ртути в трубке будет меньше, чем атмосферное давление, поэтому ртуть выливаться не будет.
Каким образом ртутный барометр можно сделать прочнее?
Стеклянную трубку заменить металлической.
Хорошо? Хорошо, да не очень. К чему это приведет?
Невозможность вести измерение, так как трубка не прозрачна.
Увеличение общей массы прибора,

Ртуть, пары которой ядовиты, можно заменить на любую другую жидкость. Но к каким-то положительным результатам это приведет?
Нет
Какой высоты будет столб воды в водяном барометре?
(вспомним барометр Паскаля, 1646 г.)
Таким образом , мы видим, что если в качестве рабочего тела взять жидкость, то недостатки жидкостного барометра малоустранимы. Какой напрашивается вывод? 
Возможно, в качестве рабочего тела нужно взять твердое или газообразное вещество. Нужно изменить рабочее тело.
Что мы будем наблюдать, если ртуть заменить, например, песком?
Давление твердого тела передается только в направлении действия силы, поэтому атмосферное давление измерить невозможно.
Таким образом, твердое вещество в качестве рабочего тело применять нецелесообразно, подобно жидкому веществу. А газ? Какими свойствами обладает газ? 
НЕ сохраняет ни форму, ни объем.
Поэтому, если в ртутном барометре заменить ртуть на газ, навряд ли что-то получится. Что делать?
Газ нужно поместить в какой-то сосуд, оболочку.
Давайте в качестве сосуда возьмем металлическую коробочку. Соединим крышку и дно коробочки. Что можно сказать о давлении внутри и о давлении снаружи?
Оно равное и равно атмосферному давлению.
Поэтому коробочка и не изменяет своей формы. А если давление снаружи увеличится?
Коробочка изменит форму, она станет более плоской.
Если к коробочке сверху присоединить стрелку, она будет регистрировать это изменение.
Какое давление будет измеряться в этот момент?
Разность давлений снаружи и внутри.

Что нужно сделать, чтобы измерять только атмосферное давление?
Нужно сделать так, чтобы внутри давления не было...

Формируемые УУД

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений(П);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П)

Этап 4. Открытие нового знания

Задачи

Создание условий для усвоения новых знаний

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Аудиовизуальные методы: сочетание словесных и наглядных методов и приемов (мультимедийная презентация). Информационно-поисковые (работа с учебником и ресурсами Интернета). Практические методы. Логические методы.

Деятельность уча­щихся

Воспринимают и обсуждают информацию, сообщаемую учителем. Наблюдают, слушают, осмысливают, запоминают, формулируют выводы. Работают с учебником в парах (записывают в тетрадь устройство барометра и рассказывают об этом друг другу, сверяют со слайдом). Выполняют практическую работу в группах (знакомятся со шкалой барометра-анероида и измеряют атмосферное давление, ответ проверяют на слайде 12). Решают задачу совместно с учителем.

Деятельность преподавателя

Организует изучение нового материала по плану, сопровождающееся беседой, показом презентации и демонстрацией прибора (барометра-анероида), организация работы учащихся с учебником и работы в группах, помогает, контролирует.

План урока:

  1. Устройство барометра-анероида (работа с учебником в парах, желающего объяснить всему классу к доске, слайд 10);

Сейчас вы изучите схему устройства барометра-анероида. Напишите в тетрадь, для каких целей применяется такой барометр, и выпишите названия его составных частей.

Назовите названия частей барометра-анероида.

Подготовьтесь рассказать об устройстве барометра своему товарищу.

  1. Принцип действия барометра-анероида (интерактивная модель, слайд 11);

  2. Практическая работа в группах «Определение атмосферного давление с помощью барометра-анероида», слайд 12;

  3. Нормальное атмосферное давление и атмосферное давление на различных высотах, слайды 13-17, интерактивный рисунок «давление на разных высотах» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e07af338-795a-4b0b-95e0-bd1b7074a76b/view/

  4. Анероиды-высотомеры, альтиметры, слайды 18-19.

Формируемые УУД

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- построение речевых высказываний (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К


Этап 5. Первичное закрепление

Задачи

Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений (при решении задач)

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Практические методы (решение задач), логические методы; наглядно-образные методы (мультимедийная презентация)

Деятельность уча­щихся

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух; обсуждение влияния атмосферного давления на организм человека

Деятельность преподавателя

Организует фронтальную проверку понимания нового материала и фронтальное решение задачи на атмосферное давление на разных высотах над уровнем моря. Беседует, задает наводящие вопросы, объясняет.

Формируемые УУД

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

-- использование общих приемов решения задач (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Практические методы (решение задач), логические методы; наглядно-образные методы (мультимедийная презентация, слайды 20-24); методы контроля и самоконтроля

Деятельность уча­щихся

Индивидуальная форма работы – решение задачи на расчёт атмосферного давления на высоте: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Деятельность преподавателя

Предлагает к решению аналогичную задачу на основе учебного материала, изученного на уроке.

организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Формируемые УУД

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- построение речевых высказываний (П);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- познавательная инициатива (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи

Выявление границы применимости нового знания, установление межпредметных связей

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Словесные и практические методы (решение задач), логические методы; наглядно-образные методы (мультимедийная презентация, слайды 25-30)

Деятельность уча­щихся

Повторяют, для чего применяют барометры. Делают предположения и обсуждают информацию, применяя новые знания и отслеживая совместно с учителем взаимосвязь новых знаний с жизнью и другими науками.

Деятельность преподавателя

Подбирает информацию и задания практической направленности, в которых тренируется использование изученного материала.

Пример задания: Допустим, вы в научных целях сосали колпачок от авторучки и он крепко присосался к языку. Как, не действуя руками и не пользуясь услугами лошадей, избавиться от слишком уж сильно присосавшегося к языку колпачка авторучки?

Ответ: Подняться вместе с барометром на самую высокую вершину горы. Когда стрелка барометра приблизится к нулю, колпачок сам отпадет.

Организует отслеживание межпредметных связей (рубрика презентации «Это интересно!», слайды 25-30):

  • с биологией (атмосферное давление и жизнедеятельность организмов, природные барометры);

  • с географией (давление на различных высотах на Земле, границы обитания человека на высоте);

  • с математикой (работа со степенями, задача на математические действия);

  • с историей (история открытия атмосферного давления, факты из жизни Торричелли).

Формируемые УУД

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- умение структурировать знания (П);

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Словесный (репродуктивный) и логические методы

Деятельность уча­щихся

Отвечают на вопросы (презентация, слайд 31), формулируют выводы о достижении цели урока, заполняют таблицу по самоконтролю, записывают домашнее задание.

Деятельность преподавателя

Организует проверку усвоения материала по вопросам презентации, обсуждение результатов занятия.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, предлагая заполнить таблицу по самоконтролю Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях.docx

Формируемые УУД

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К).

Итоговый контроль, подведение итогов

Ответить на вопросы (презентация, слайд 31)

Учитель даёт домашнее задание (слайд 32):

для всех – § 43, 44, вопросы;

упр. 20 (письменно);

упр. 21 № 1 (устно),

№ 2, 4 (письменно);

задание для желающих: изготовить «домашний барометр»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!