СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока литературы и истории

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного урока литературы и истории "Картины жизни руссокого барства. Конфликт Троекурова и Дубровского".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока литературы и истории»












Интегрированный урок литературы и истории

Тема урока: «Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова»









Выполнил(а): Стрелкова Е.Ю.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ школа № 32






г.о. Самары


Технологическая карта интегрированного урока

литературы и истории в 6 классе



Ф.И.О. учителя/учителей,

которые будут проводить урок:

Стрелкова Е.Ю.

Князева А.Г.

Класс:

6

Предметы:


Литерату-ра, история

Дата урока:

20.10.19

Тема:


Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова.

Объект интеграции (межпредмет-ные понятия)

Конфликт, крепостное право, барин, барство, помещик, крепостник, крепостной, холоп.


Проблема:





Цели:

1) Знакомство с содержанием произведения;

2) Прояснение мотивировку поступков героев;

3) Формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения;

4) Развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;

5) Активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности;

6) Воспитание культуру связной речи;

7) Воспитание толерантности, умения общаться.


Планируемые результаты:

Личностные:


Метапредметные:




Предметные:




Познавательные:






Регулятивные:


Коммуникативные:

Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний; рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки.

Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.


Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Время / Деятельность

Этап урока, учебная задача

Детальное описание этапа урока (осуществляемые действия и формируемые способы деятельности)

Обоснованные необходимости этого этапа

Материалы / IT ресурсы



1-2 мин.

1. Оргмомент


Приветствие.

Активация учащихся.


1) https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-po-literature-i-po-istorii-klass-2489718.html

5 мин.

2. Проверка домашнего задания.



Жанровые черты в произведении.

-Какая история, рассказанная Нащокиным, легла в основу сюжета романа? (близкий приятель Пушкина рассказал историю про одного небогатого белорусского дворянина по фамилии Островский…)


2)

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7458

3) http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met61/node13.html

4) Ершова Е.В., Кайдаш Т.Л., Платицына В.В.. Замятина Н.В. Интегрированный уроки истории, литературы, ИЗО в 6 классе

1 мин.





2 мин.













5мин.























5-7 мин.

3. Мотивация к учебной деятельно-

сти.


4. Постановка учебных задач.










5.

Сообщение темы урока

6.

Вступительное слово учителя истории.












7. Словарная работа







Слайд 2.

От одного слова – да навек ссора

Одна задириха, а другая неспустиха

Нелады да свары хуже пожара



- Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа.

-Что становится причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.)

Вывод: Возникают разногласия, а это уже конфликт.

Мотивация:

- На какой вопрос мы должны ответить? (Что привело к конфликту между помещиками?) Чтобы разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь, изучить их жизнь, быт.

Слайд 3-4.

Картины жизни русского барства

Введение в историко – культурологический контекст:

В начале 30-х годов Пушкин начинает писать прозаические произведения. Над романом « Дубровский» поэт работает с октября 1832 года по февраль 1833года. Начало « Несколько лет тому назад…» позволяет нам говорить о том, что действие происходит в 20 - е годы 19 века. В России существовало крепостное право. Крестьяне были крепостными и вольными. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Помещики владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, но у некоторых владения были небольшими. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как хотели. Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания. Дворяне жили, в основном, в своих поместьях. Крестьяне называли своего хозяина барином, хозяйку – барыней, а их детей – барчуками и барчатами.


Слайд 5:

Из словаря И.С.Ожегова:

Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права.

Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника.

Холоп, 1. В крепостной России - крестьянин, слуга.

2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства

Слайд 6: Н.Г.Чернышевский: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

Создание условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности














Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.


3 мин.

9. Беседа

Слайд 8-10.

-Какими занятиями был заполнен быт Троекурова?

-Почему Дубровский был исключением из числа жертв?

-Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза)

Организация осмысленного восприятия новой информации



10 мин.

10. Образы Троекурова и Дубровского.

Сравнитель-

ная характеристика образов.


1. Практическая работа по группам

Учитель: Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия

-Попробуйте представить сходство Дубровского и Тоекуровав виде кластера

Слайд 15:

Кластер

женились по любви

рано овдовели

родились в одном сословии

ровесники

характеры и наклонности

одинаково воспитаны

бывшие сослуживцы

Вывод: Много общего, поэтому дружили

Составление сопоставительной таблицы. Слайд 14.

- Используя цитаты из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском

(каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1-2 глав произведения)***

Вывод: Одной из главных в романе является тема так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик К.П.Троекуров. Пушкин живо рисует сцены, которые показывают самодурство и жестокость помещика. Всем этим Пушкин рисует обобщённый тип быта и нравов провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова типичен для того времени.

-Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова)

Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний, приобретения умений и навыков



5 мин.

11.

Конфликт между Троекуровым и Дубровским.

- Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (псовая охота, поэтому держали собак).

-Какая была у Троекурова псарня?

1.Работа с иллюстрацией (слайд 12)

-Подберите цитату к ним из текста (Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться перед своими гостями.)

(В сие время поднесли в лукошке К.П. новорожденных щенят. Он выбрал двоих, остальных велел утопить.)

2.Беседа по эпизоду «Описание псарни»

Слайд 13: Псарня

-Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться)

-У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти)

- Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончихи одну свору борзых)

Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян.


Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний



12. Беседа по эпизоду «Нечаянный случай»


3.Беседа по эпизоду «Нечаянный случай»

- О каком нечаянном случае говорится в романе? ( Ссора Дубровского с одним из псарей Троекурова)

- Что оскорбило Дубровского? (Псарь указал на его бедность)

- Что явилось причиной гнева Троекурова? (Письмо Дубровского)

-Какое происшествие усилило конфликт? (Случай в роще Дубровского)

- Какой способ мести избрал Троекуров? (Пришла в голову мысль отобрать имение своего приятеля)

Вывод:

- Какую черту его характера подтверждают слова «Я не шут, а старинный дворянин» (гордость своим старинным дворянским родом).

- Какую черту характера Троекурова подтверждают слова: «Врёшь, братец, какие документы. В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение» (гордость от осознания своей силы и богатства)

-Кто помог Кириле Петровичу в осуществлении мести? (Заседатель Шабашкин)

-Как ведёт себя Шабашкин с Троекуровым?

( Подобострастно)

-Почему?

Вывод: Маленький человек выслуживается перед богатым и влиятельным человеком.

Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний


5 мин.

13.

Сцена в суде.

Синквейн. Слайд 18.

2 прилагательных (раскрывают тему)

3 глагола (действия, относящиеся к теме )

Предложение (характеризует тему в целом)

Слово – резюме (личное отношение к теме)

2.Проверка: Чтение синквейнов, комментарии, оценивание

Вывод - Суд должен быть справедливым!

-Автор в романе также поднимает проблему приспособленчества, взяточничества, продажности судебных чиновников, которая, к сожалению, есть и в наши дни!

Творческое самовыражение


3 мин.

14. Рефлексия

Размышляем о прочитанном

1.Соедини линиями

От одного слова – да навек ссора

Решение суда

Нелады да свары хуже пожара

Поведение бывших друзей

Одна задириха, а другая неспустиха

Случай в псарне

Слайд 19-20.

Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа

А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена;Дубровский тоже виноват.)

- Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?


Анализ учащимися собственной деятельность на уроке. (Осуществление самооценку собственной учебной деятельности)



5 мин.

15.

Итоги урока

16.Само-оценивание

Слайд 22.

На экране:

Я узнал о … Я понял, что…

Заполнение оценочных листов, оценивание учителем

1) Организация самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2)

Подведение итогов проделанной работы на уроке.


2 мин.

17.Домашнее задание

Прочитать главы 3-8.

Написать мини-сочинение.

Темы:«Отцы и дети в повести А. С. Пушкина «Дубровский», «Значимые имена героев повести», Смысл названия повести», «Дубровский» - повесть о любви», «Пейзаж в повести А. С Пушкина «Дубровский».























Раздаточный материал***

Сравнительная характеристика


Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Как назывались поместья?

Покровское

Кистеневка

Описание дома и двора

«…в одном из своих поместий…», «…пространных его владений…»

Поселился «в остальной своей деревне», домишко

Как автор определяет социальный статус Троекурова и Дубровского-старшего?

«старинный русский барин»

Обедневший помещик

Нам известно, что Троекуров и Дубровский служили. До какого чина каждый из них дослужился?

Генерал-аншеф (высший генеральский чин)

Отставной поручик гвардии

Опишите материальное положение и черты характера героев, используя цитаты.

«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…»

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Вывод

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.

Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!