Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Звучит романс «Не пой, красавица, при мне». Учитель литературы: Приветствие. - Наше занятие началось с прослушивание замечательного романса .Вы вспомнили, кто написал эти строки? (А.С.Пушкин) слайд Учитель музыки: - А музыку к этому романсу написал великий композитор, М.И.Глинка, родоначальник русской музыки, которого называли Пушкиным в музыке. Слайд Учитель литературы: Наверное, вы догадались о чем, а точнее о ком мы будем говорить сегодня? (о Пушкине и Глинке, о романсах) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Устные ответы |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Эвристическая беседа, систематизация знаний | Деление на группы- у вас под партами наклеины цветные стикеры- посмотрите у кого какой цвет и распределитесь пожалуйста в группы определённого цвета. | Отвечают на вопросы, строят предложения, записывают в тетради | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след- ственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные и письменные ответы |
3. Ориентинро-вочный Актуализация знаний | Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей урок, беседа, ответы на вопросы, оценивание учащихся. | Учитель литературы: - В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя поэта, творчество которого так бы отразилось в музыке, как имя А.С.Пушкина. Но не только творчество связывало великого поэта и великого композитора. А.С.Пушкин и М.И.Глинка были знакомы, их пути пересекались неоднократно, вплоть до конца жизни поэта. Учитель музыки: В 1817 г. в возрасте 13 лет Глинка едет в Петербург, где поступает учиться в новое учебное заведение - Благородный пансион для юношей при Педагогическом институте. Начинается новый этап его жизни…Здесь состоится его первое знакомство с Пушкиным, который часто бывал в пансионе. Учитель литературы: Встречи Пушкина и Глинки возобновились через несколько лет. Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга. Как-то Грибоедов, вернувшись из Грузии, сообщил Глинке мелодию одной грузинской песни. Учитель музыки: Глинка почти ничего не изменил в этой простой и пленительной мелодии, он лишь написал к ней фортепианное сопровождение. В присутствии Пушкина он исполнил ее друзьям. Кто-то заметил, что мелодии недостает стихов. Пушкин написал их. Так родился романс «Не пой, красавица, при мне». | Воспринимают на слух информацию, осваивают линг- вистические термины. | Индивидуальная, парная. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. | Вопросы для уточнения информации. |
4. Откры- тие нового знания | Групповая работа | Учитель литературы: - Сейчас вам будет дано задание, узнать, что общего было у этих двух великих современников, давайте посмотрим, что получилось. (опрос детей, делаем выводы: - знали жизнь народа не понаслышке; имели благодатную почву для развития таланта; оба получили прекрасное образование; были знакомы с юности; общались с передовыми людьми своего времени; частично или полностью разделяли взгляды декабристов; использовали все жанры в своем творчестве.) | Выполняют упражнения; отвечают на вопросы, под руководством педагога; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и од- ноклассниками делают выводы | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осу ществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Слушают, сравнивают, заполняют таблицу |
5. Работа по тексту, анализ слов | Работа с утверждениями | Учитель литературы: - А сейчас давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ученики вашего класса. (чтение мальчиками «Я помню чудное мгновенье», в это время учитель зажигает свечу на столе, с декорациями – письмо и перо) - В 1819 г., в гостях, в доме Олениных, А.П.Керн и А.С.Пушкин впервые встретились. Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825г., когда она была в Тригорском. Он ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина». Слайд Учитель музыки: - Стихотворение Пушкина, впервые опубликованное в 1827г., сразу же привлекло русских музыкантов. Прекрасный романс на этот текст написал в 1832г. А.А.Алябьев. Но только М. И. Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства поэта, всю красоту и гармонию пушкинских стихов. Почему так случилось? такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно. А ведь так оно и было. Глинка любил, когда сочинял этот романс. Любил дочь Анны Керн – Екатерину.Он посвятил ей музыкальное произведение- «Вальс –фантазию» и сочинённый романс «Я помню чудное мгновенье» Слайд (Слушание романса, анализ, средства выразительности, количество частей – работа по группам, одна группа – музыкальный анализ, вторая группа – анализ стихотворения). Слайд Учитель литературы: - Художественное совершенство романса Глинки – в полном слиянии музыки и текста, средств музыкальной и поэтической выразительности. Замысел пушкинского стихотворения тонко передан в композиционном строении романса. Три основных раздела произведения отображают важнейшие смысловые моменты развития лирического сюжета – встречу, разлуку и новую встречу. Радостное воспоминание, льнущее к любимому образу, - тема первой части романса и стихотворения. Учитель музыки: - драматического характера, полный печали и меланхолии. Но ведь «душе настало пробужденье»! И тема 1-й части звучит снова, теперь уже как юношески непосредственная реальная радость, в финале доходящая до подлинного упоения.Аккомпанемент у Глинки не становится простой поддержкой. Он омывает и наполняет тихим светом слова первого куплета романса, он бурно, как бы угрожая затопить голос, взрывается в середине, ликует вместе с голосом в финале. Как богато оттенками сопровождение каждой из трех частей и как цельно единое движение музыки, пронизывающее весь романс! Учитель литературы: - Так сплелись в одном романсе творчество и любовь двух великих художников, двух гениев - А.С. Пушкина и М.И. Глинки. Несомненно, это был талантливый союз. И мы все убедились в этом сегодня, послушав и музыку Глинки, и стихи Пушкина. К чему побуждают каждого их произведения? (ответы детей) Учитель литературы: - Конечно, вы все правы. Наверное, самое главное, чем бы мы не занимались, что бы мы не делали – оставаться хорошими людьми. Учитель литературы: Предлагаем исполнить романс «Я помню чудное мгновенье». Учитель музыки: А сейчас мы перейдем в Президентскую библиотеку, чтобы самим проявить свои способности. Учитель литературы: - Урок окончен, все молодцы!Спасибо за сотрудничество. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, | Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы |
2 урок в президентской библиотеке |
1. Актуализация и пробное учебное действие | Эвристическая беседа, систематизация знаний | Учитель музыки: урок у нас с вами необычный – мы с вами осваиваем новый вид деятельности – проектную; а это значит, что мы вместе сочиним урок; Учитель литературы: 176 лет назад закончилась земная жизнь А.С. Пушкина и началась жизнь после смерти, отразившаяся в бесчисленных мифологических зеркалах. К тем тысячам людей, кто (как сказала А. Ахматова), услышав роковую весть, бросился к дому поэта и навсегда остался, добавляются новые и новые тысячи и миллионы. Пушкин окружает нас повсюду… Учитель музыки: И чтобы это было не только внешнее, формальное окружение, мы поставили проблему увидеть Пушкина в разных направлениях и с точки зрения разных людей: слайды , , Пушкин-художник и иллюстратор; портреты Пушкина и его потомки. Учитель литературы: Выдвигая проблему проекта, вы поставили перед собой именно такие вопросы: все знакомы с традиционным представлением о Пушкине как о великом русском поэте, «солнце русской поэзии»; а каким Пушкина видели художники – иллюстраторы, и совпадает ли их видение с нашими представлениями о поэте? А сам Пушкин, делая быстрые наброски к своим произведениям, не помогает ли по-новому прочесть те или иные шедевры? Каким поэта видели художники-современники? Сейчас мы предлагаем Вам разделиться на 3 группы, чтобы найти собственный путь решения данной проблемы. И сегодня у нас урок-презентация ваших проектов на тему «Пушкин – наше все!» 1 группа. «Пушкин – талантливый художник, иллюстратор»( Приложение 1) 2 группа «Портреты А.С. Пушкина» ( Приложение 1) 3 группа «Потомки А.С. Пушкина» ( Приложение 1) Формирование групп | Отвечают на вопросы, строят предложения, записывают в тетради | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след- ственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные и письменные ответы |
2. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Для оценки проекта предлагается экспертная карта, которую заполняют эксперты, а экспертами сегодня являются все присутствующие. Заполняем 1-ю часть карточки. Экспертная карта проекта группы №__1, 2,3__ № группы | Название проекта | Что знали | Что узнали нового | Оценка | 1 | Пушкин – иллюстратор, художник | | | | 2 | Портреты Пушкина | | | | 3 | Потомки А.С.Пушкина | | | | | | Итого: № понравившегося проекта | | Пишут мини-сочинения, оценивают себя и товарищей, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Работа в группах |
3. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | Учителя консультируют ребят, работающих в группах. Ученики готовят проект и защищают его. Каждый учащийся заполняет экспертный лист, оценивая защиту проекта. № группы | Название проекта | Что знали | Что узнали нового | Оценка | 1 | Пушкин – иллюстратор, художник | | | | 2 | Портреты Пушкина | | | | 3 | Потомки А.С.Пушкина | | | | | | Итого: № понравившегося проекта | Учитель литературы: Ребята, скажите, а после сегодняшнего урока Пушкин открылся вам с другой стороны? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу | Листы обратной связи |