СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока "Пушкин-наше все"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок на тему "Пушкин- наше все". На первом уроке знакомились с биографией Пушкина и Глинки, с тем, что их объединяло.На 2 уроке группы выполняли проект и защиту.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока "Пушкин-наше все"»

Интегрированный урок по искусству и литературе по теме:

«Пушкин – наше всё»



Тип урока

интегрированный (литература, искусство) Урок обобщения знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): - повторить известные детям биографические сведения и расширить знания о Пушкине и Глинке, повторить понятие - романс, стихотворные размеры, расширить знания детей по творчеству Пушкина и Глинке

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): - создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения; способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос); создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;- создавать условия для развития внимания;

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Метод проектов, поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая,фронтальная, творческая работа, преобразования образования 21 века

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, поэтический текст «Я помню чудное мгновенье..» А.С.Пушкина, гитары для исполнения романса

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: аудиозапись романсов, презентация по теме урока, раздаточный материал, картотека героев

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Звучит романс «Не пой, красавица, при мне».

Учитель литературы: Приветствие.

- Наше занятие началось с прослушивание замечательного романса .Вы вспомнили, кто написал эти строки?

(А.С.Пушкин) слайд

Учитель музыки: - А музыку к этому романсу написал великий композитор, М.И.Глинка, родоначальник русской музыки, которого называли Пушкиным в музыке.

Слайд

Учитель литературы: Наверное, вы догадались о чем, а точнее о ком мы будем говорить сегодня?

(о Пушкине и Глинке, о романсах)




Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Устные ответы

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Эвристическая беседа, систематизация
знаний

Деление на группы- у вас под партами наклеины цветные стикеры- посмотрите у кого какой цвет и распределитесь пожалуйста в группы определённого цвета.



Отвечают
на вопросы, строят предложения,

записывают в тетради

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и

умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след-

ственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные и письменные ответы

3. Ориентинро-вочный

Актуализация знаний






Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей урок, беседа, ответы на вопросы, оценивание учащихся.

Учитель литературы: - В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя поэта, творчество которого так бы отразилось в музыке, как имя А.С.Пушкина. Но не только творчество связывало великого поэта и великого композитора. А.С.Пушкин и М.И.Глинка были знакомы, их пути пересекались неоднократно, вплоть до конца жизни поэта.

Учитель музыки: В 1817 г. в возрасте 13 лет Глинка едет в Петербург, где поступает учиться в новое учебное заведение - Благородный пансион для юношей при Педагогическом институте. Начинается новый этап его жизни…Здесь состоится его первое знакомство с Пушкиным, который часто бывал в пансионе.

Учитель литературы: Встречи Пушкина и Глинки возобновились через несколько лет. Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга. Как-то Грибоедов, вернувшись из Грузии, сообщил Глинке мелодию одной грузинской песни.

Учитель музыки: Глинка почти ничего не изменил в этой простой и пленительной мелодии, он лишь написал к ней фортепианное сопровождение. В присутствии Пушкина он исполнил ее друзьям. Кто-то заметил, что мелодии недостает стихов. Пушкин написал их. Так родился романс «Не пой, красавица, при мне».

 

Воспринимают на слух информацию, осваивают линг-

вистические

термины.

Индивидуальная, парная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Вопросы для уточнения информации.

4. Откры-

тие нового знания

Групповая работа

Учитель литературы:  - Сейчас вам будет дано задание, узнать, что общего было у этих двух великих современников, давайте посмотрим, что получилось.

(опрос детей, делаем выводы: - знали жизнь народа не понаслышке; имели благодатную почву для развития таланта; оба получили прекрасное образование; были знакомы с юности; общались с передовыми людьми своего времени; частично или полностью разделяли взгляды декабристов; использовали все жанры в своем творчестве.)




Выполняют упражнения; отвечают на вопросы, под руководством педагога; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают выводы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи
с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осу ществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Слушают, сравнивают, заполняют таблицу

5. Работа по тексту, анализ слов

Работа

с утверждениями

Учитель литературы: - А сейчас давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ученики вашего класса.

(чтение мальчиками «Я помню чудное мгновенье», в это время учитель зажигает свечу на столе, с декорациями – письмо и перо)

- В 1819 г., в гостях, в доме Олениных, А.П.Керн и А.С.Пушкин впервые встретились. Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825г., когда она была в Тригорском. Он ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина».

Слайд

Учитель музыки: - Стихотворение Пушкина, впервые опубликованное в 1827г., сразу же привлекло русских музыкантов. Прекрасный романс на этот текст написал в 1832г. А.А.Алябьев. Но только М. И. Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства поэта, всю красоту и гармонию пушкинских стихов. Почему так случилось? такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно. А ведь так оно и было. Глинка любил, когда сочинял этот романс. Любил дочь Анны Керн – Екатерину.Он посвятил ей музыкальное произведение- «Вальс –фантазию» и сочинённый романс «Я помню чудное мгновенье»

Слайд

(Слушание романса, анализ, средства выразительности, количество частей – работа по группам, одна группа – музыкальный анализ, вторая группа – анализ стихотворения).

Слайд

Учитель литературы: - Художественное совершенство романса Глинки – в полном слиянии музыки и текста, средств музыкальной и поэтической выразительности. Замысел пушкинского стихотворения тонко передан в композиционном строении романса. Три основных раздела произведения отображают важнейшие смысловые моменты развития лирического сюжета – встречу, разлуку и новую встречу. Радостное воспоминание, льнущее к любимому образу, - тема первой части романса и стихотворения.

Учитель музыки: - драматического характера, полный печали и меланхолии. Но ведь «душе настало пробужденье»! И тема 1-й части звучит снова, теперь уже как юношески непосредственная реальная радость, в финале доходящая до подлинного упоения.Аккомпанемент у Глинки не становится простой поддержкой. Он омывает и наполняет тихим светом слова первого куплета романса, он бурно, как бы угрожая затопить голос, взрывается в середине, ликует вместе с голосом в финале. Как богато оттенками сопровождение каждой из трех частей и как цельно единое движение музыки, пронизывающее весь романс!

Учитель литературы: - Так сплелись в одном романсе творчество и любовь двух великих художников, двух гениев - А.С. Пушкина и М.И. Глинки. Несомненно, это был талантливый союз. И мы все убедились в этом сегодня, послушав и музыку Глинки, и стихи Пушкина. К чему побуждают каждого их произведения?

(ответы детей)

Учитель литературы: - Конечно, вы все правы. Наверное, самое главное, чем бы мы не занимались, что бы мы не делали – оставаться хорошими людьми.

Учитель литературы: Предлагаем исполнить романс «Я помню чудное мгновенье».



Учитель музыки: А сейчас мы перейдем в Президентскую библиотеку, чтобы самим проявить свои способности.

Учитель литературы: - Урок окончен, все молодцы!Спасибо за сотрудничество.


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения,


Индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее
в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы

2 урок в президентской библиотеке

1. Актуализация
и пробное учебное действие


Эвристическая беседа, систематизация
знаний

Учитель музыки: урок у нас с вами необычный – мы с вами осваиваем новый вид деятельности – проектную; а это значит, что мы вместе сочиним урок;

Учитель литературы: 176 лет назад закончилась земная жизнь А.С. Пушкина и началась жизнь после смерти, отразившаяся в бесчисленных мифологических зеркалах. К тем тысячам людей, кто (как сказала А. Ахматова), услышав роковую весть, бросился к дому поэта и навсегда остался, добавляются новые и новые тысячи и миллионы.
Пушкин окружает нас повсюду…


Учитель музыки: И чтобы это было не только внешнее, формальное окружение, мы поставили проблему

увидеть Пушкина в разных направлениях и с точки зрения разных людей:

слайды , ,

Пушкин-художник и иллюстратор; портреты Пушкина и его потомки.

Учитель литературы: Выдвигая проблему проекта, вы поставили перед собой именно такие вопросы: все знакомы с традиционным представлением о Пушкине как о великом русском поэте, «солнце русской поэзии»; а каким Пушкина видели художники – иллюстраторы, и совпадает ли их видение с нашими представлениями о поэте? А сам Пушкин, делая быстрые наброски к своим произведениям, не помогает ли по-новому прочесть те или иные шедевры? Каким поэта видели художники-современники?

Сейчас мы предлагаем Вам разделиться на 3 группы, чтобы найти собственный путь решения данной проблемы. И сегодня у нас урок-презентация ваших проектов на тему «Пушкин – наше все!»

1 группа. «Пушкин – талантливый художник, иллюстратор»( Приложение 1)

2 группа «Портреты А.С. Пушкина»

( Приложение 1)

3 группа «Потомки А.С. Пушкина»

( Приложение 1)

Формирование групп





Отвечают
на вопросы, строят предложения,

записывают в тетради

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и

умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след-

ственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные и письменные ответы

2. Включение
в систему знаний и повторение

Обобщение
полученных
на уроке сведений, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Для оценки проекта предлагается экспертная карта, которую заполняют эксперты, а экспертами сегодня являются все присутствующие.

Заполняем 1-ю часть карточки.

Экспертная карта проекта группы №__1, 2,3__

№ группы

Название проекта

Что знали

Что узнали нового

Оценка

1

Пушкин – иллюстратор, художник

 

 


2

Портреты Пушкина

 

 


3

Потомки А.С.Пушкина

 

 


 

 

Итого:

№ понравившегося проекта





Пишут мини-сочинения, оценивают себя
и товарищей, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Работа в группах

3. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам; монологические высказывания

Учителя консультируют ребят, работающих в группах. Ученики готовят проект и защищают его.

Каждый учащийся заполняет экспертный лист, оценивая защиту проекта.

№ группы

Название проекта

Что знали

Что узнали нового

Оценка

1

Пушкин – иллюстратор, художник

 

 


2

Портреты Пушкина

 

 


3

Потомки А.С.Пушкина

 

 


 

 

Итого:

№ понравившегося проекта

Учитель литературы: Ребята, скажите, а после сегодняшнего урока Пушкин открылся вам с другой стороны?



Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке,
заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных
знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Листы обратной связи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!