СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Г.-Х. Андерсен "Гадкий утенок""»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Бехтгольд Полина Александровна

Место проведения: БОУ г. Омска «СОШ №2»

Дата: 16.03.2023 Класс: 3 «Б»

Предмет литературное чтение

Тема урока «Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»»

Цель: формирование представления о произведении Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Задачи

Планируемые результаты

Дидактические:

Сформировать представление о Г.Х.Андерсене и о его сказке «Гадкий утенок».

Предметные:

Знают основные моменты биографии Г.Х. Андерсена; умеют читать сказку «Гадкий утенок» выразительно и анализировать его.

Развивающие:

Развивать умение анализировать текстовую информацию через анализ произведения «Гадкий утенок».




Метапредметные:

П: работа с информацией: анализирует сказку «Гадкий утенок» в соответствии с учебной задачей;

К: общение: воспринимает и формулирует суждения при анализе сказки «Гадкий утенок»;

Р: планирует действия по решению учебной задачи для получения результата по теме «Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»».

Воспитательные:

Развивать умение выражать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам живых существ.

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам живых существ.

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

Узнаем биографию Г.Х. Андерсена; познакомимся со сказкой «Гадкий утенок».

Будем учиться выразительно читать и анализировать текст.

Тип урока: ОНЗ

Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная

Средства и формы контроля: устный опрос

Оборудование для обучающихся: учебник Литературное чтение. 3 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, листы самооценки

Оборудование для учителя: учебник Литературное чтение. 3 класс 2 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, конспект урока.

Шестнадцатое марта.

Классная работа.

«Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен

Портрет

Слова

Оформление классной доски.







Ход урока

Этап/время

Цель этапа (планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение (методические материалы)

Деятельность обучающихся (действия + примерные ответы)

Орг. Момент.


-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку (учебник, пенал…). Присаживайтесь.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Построение проекта выхода из затруднения + мотивация к учебной деятельности.


-Ребята, сегодня мы с вами обратимся к творчеству Ганса Христиана Андерсена. Чтобы узнать название произведения, с которым мы познакомимся, отгадайте загадку:

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

-К нам на урок сегодня пришел гость – утенок, он ещё плохо читает, но очень любит слушать сказки и рассказы, разрешим ему послушать наш урок?

-Какие произведения вы знаете, в которых героем является утенок?



-Догадались о каком произведении идет речь?

-Конечно! Тема нашего урока «Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок»».

-Обратимся к опорным словам, чтобы поставить задачи на урок:

Узнать о жизни…

Познакомиться со сказкой…

Учиться…

Прил. 1







«Утенок»






Прил. 2



Прил. 3





-Утенок.






-Да!

-Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Б.Житков «Храбрый утенок», М.Пришвин «Ребята и утята»…


-«Гадкий утенок».





-Узнать о жизни Г.-Х. Андерсена;

Познакомиться со сказкой «Гадкий утенок»;

Учиться выразительно читать.

Реализация построенного проекта.


- Сегодня мы посвятим урок одной из сказок Андерсена, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которая принесла писателю славу. Эта сказка появилась в 20 веке и называется она «Гадкий утенок». Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться.

-Какие еще произведения Андерсена вы знаете?

-Сейчас я вам расскажу немного из биографии Андерсена. Слушайте внимательно, после рассказа я задам вам вопросы, которые утенок подготовил для вас.

-Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец - Андерсен-старший был большой книголюб, мечтатель, и свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг.

Ганс Христиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения.

Когда ему исполнилось 14 лет Ганс Христиан отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актёра. И только в семнадцать лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелёгок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к 30 годам, Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание - быть сказочником. Всего за свою жизнь Ганс Христиан Андерсен написал более 170 сказок. Благодаря ним, он стал самым знаменитым сказочником мира.

Ежегодно с 1967 года день 2 апреля - день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги.

-В каком году родился великий сказочник?

-Как жила семья Андерсена?

-После чего Ганс начал сочинять пьесы и стихи?

-Кем мечтал стать сказочник?

-Сколько сказок написал поэт за всю жизнь?

-Какой праздник отмечается 2 апреля – в день рождения Андерсена?

-Перед чтением сказки, нам нужно узнать значение слов, которые могут быть непонятны. Слова: орава, несуразный, ликующий, гадкий, полынья, стог, озираться, ров.

-Найдите значение слов орава, несуразный и ликующий на странице 217.




-Также вам могут быть непонятны слова: полынья - незамерзший участок в водоеме.

Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Озираться – оглядываться назад.

Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

-А что же означает слово гадкий?

-В словаре Ожегова «Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение».

-Будем читать сказку по частям. После прочтения будем анализировать каждую часть и составлять план. Я прочту вам первую часть, слушайте внимательно.

-Итак, о чем говорится в первой части сказки?



-Как отнесла мама утка к своему последнему птенцу, когда он родился? Найдите в тексте.

-Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент?

-А как относились к утенку обитатели птичьего двора?

-А как изменилось отношение мамы утки и птенцов к гадкому утенку?

-Ребята, а можем ли мы относиться к людям, которые не похожи на нас - плохо?

-Как мы озаглавим эту часть? Записывают в тетради.

2 часть

-Что происходило в это части?


-Кто встретился на пути утенку? Как к нему отнеслись?







-Что случилось с дикими гусаками?

-Почему утенок остался жив?


-Где же оказался утенок дальше?

-Что происходило в избушке?





-Получается, что жители избушки хотели найти выгоду от проживания в доме утенка.

-Как мы озаглавим эту часть?


3 часть

-Что произошло в этой части?


-Почему утенок не верил в то, что он может быть таким же красивым, как эти лебеди?

-Как озаглавим эту часть?

4 часть

-О чем говорится в этой части?









-Как бы сложилась судьба утенка, если бы он не испугался детей?

-Конечно, но вместо этого утенку вновь пришлось оказаться на улице. Автор описал нам не все беды утенка этой холодной зимой.

-Как озаглавим эту часть?

5 часть

-О чем эта часть?











-Как назовем последнюю часть?


-Какую главную мысль до нас хотел донести автор?




-Действительно, мы не имеем право обижать тех, кто не похож на нас, слабее нас, мы должны защищать и помогать таким людям, животным.

-Скажите, а можем ли мы назвать утенка, который пришел к нам в гости «гадким»?

-Давайте опишем его.
















































































Прил. 4















-Снежная королева, стойкий оловянный солдатик, принцесса на горошине, Дюймовочка…




































-В 1805 г.

-Бедно, в доме часто не бывало хлеба.

-После того, как побывал в театре.

-Танцовщиком или певцом.

-Более 170 сказок.

-Международный день детской книги.






-Орава – беспорядочное и шумное скопление людей.

Несуразный – нелепый, нескладный.

Ликующий – торжествовать, торжественно радоваться.






-Противный, некрасивый…


Чтение сказки.






-В первой части рассказывается о том, как рождается гадкий утенок и как к нему относятся обитатели птичьего двора.

-«Ужасный урод! – сказала она. – И совсем не похож на других!»

-Грусть, жалость…

-Утенка обижали, клевали, дразнили…


-Они тоже начали его обижать, даже мама утка начала испытывать к нему неприязнь.

-Нет. Потому что мы все разные.


-Страдания утенка на птичьем дворе.



-Утенок сбежал с птичьего двора и пытался найти себе «дом».

-Утенок встретил маленький птичек, как только они увидели утенка, то сразу же улетели. Он встретил диких уток, они сказали, что утенок гадкий, но им не было дело до их внешности, только бы он не набивался к ним в родню. Только дикие гусаки предложили утенку дружбу, утенок им понравился.

-Их убили охотники.

-Даже собака посчитала его слишком гадким.

-Он дошел до старой избушки.

-Старушка оставила утенка у себя, и думала, что теперь у нее будут утиные яйца. Кот и курица, которые жили в доме, не приняли утенка, они считали себя самыми умными и мудрыми.



-Встречи утенка с недружелюбными персонажами.


-Утенок увидел красивых, грациозных лебедей и полюбил их.

-Потому что его все обижали и говорили ему, что он гадкий, противный.

-Восхищение утенка.


-О том, что утенок примерз ко льду, но крестьянин, проходивший мимо, увидел и спас утенка. Он принес его домой, где его отогрели. Утенок всех боялся, потому что его все обижали, поэтому когда дети хотели с ним поиграть, он испугался и навел беспорядок в доме, отчего хозяйка начала на него ругаться, и утенок решил убежать из этого дома.

-Утенок мог бы жить и расти в доме крестьянина.



-Мучения утенка холодной зимой.


-Утенок встретил прекрасных лебедей, которыми так восхищался, но из-за своей неуверенности он думал, что лебеди тоже будут его обижать, но он решил, что лучше погибнуть от этих прекрасных птиц, нежели от обитателей птичьего двора. Но в отражении воды он увидел не гадкого утенка, а красивого белого лебедя. Лебеди и люди восхищались «гадким утенком», а утенок не мог поверить своему счастью, и был рад, что перенес столько бед.

-Преображение гадкого утенка в прекрасного лебедя.

-Каждый по-своему уникален. Нельзя обижать животных, людей только за то, что они не похожи на нас.







-Нет.

-Утенок – милый, красивый, веселый, дружелюбный…

Подведение итогов урока, рефлексия.


-Наш урок подходит к концу. С творчеством какого автора мы сегодня познакомились?

-Какие задачи мы ставили перед собой?



-Достигли ли мы их?

-Какие интересные факты вы запомнили из биографии Андерсена?

-Какой вывод мы сделаем из прочитанной сказки?

-Утенку очень понравилась ваша работа на уроке, ему было очень интересно слушать сказку, утенок передает вам большое спасибо!

-Сейчас вам нужно оценить свою работу на уроке при помощи листов самооценки. Поставьте «+» рядом с той целью, которую достигли именно вы. Поднимите руку те, кто поставил 3 знака +. Ниже выберите ваше настроение и закрасьте соответствующим цветом.

-В качестве домашнего задания я предлагаю вам ещё раз перечитать сказку «Гадкий утенок» и подготовить пересказ по плану.

-Спасибо за урок! До свидания!











Прил. 5

-Мы познакомились с творчеством Ганса Христиана Андерсена.

-Узнать о жизни Г.-Х. Андерсена;

Познакомиться со сказкой «Гадкий утенок»;

Учиться выразительно читать.

-Да.

-Г.Х. Андерсен мечтал стать танцовщиком или певцом…

-Нельзя обижать тех, кто слабее нас.













-До свидания!

Д/З


Прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», подготовить пересказ по плану.























Прил. 1

Ганс Христиан Андерсен

(1805-1875)



Прил. 2

«Гадкий утенок»









Прил. 3

Узнать о жизни…

Познакомиться со сказкой …

Учиться…



Прил. 4

Полынья - незамерзший участок в водоеме.



Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.







Озираться – оглядываться назад.

Ров – длинное углубление, вырытое в земле.





Прил. 5

Лист самооценки

Узнал о жизни Ганса Христиана Андерсена ____

Познакомился со сказкой «Гадкий утенок» ____

Учился выразительно читать и анализировать текст ____

(Зеленый) (Желтый) (Красный)













Самоанализ урока Бехтгольд Полины Александровны (ФИО студента, проводившего урок)

Предмет, класс, дата литературное чтение, 3 «Б», 16.03.2023

Тема урока «Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»»

Цель урока формирование представления о произведении Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

Тип урока ОНЗ

Охарактеризуй содержание урока (виды и формы заданий, их направленность на решение учебных задач; осуществление внутрипредметных и межпредметных связей, связи с жизнью, практической деятельностью)

На этапе построения проекта выхода из затруднения и мотивации учащимся было предложено разгадать загадку чтобы узнать произведение, над которым предстоит работать, также ученики вспомнили другие произведения, в которых героем является утенок; ставили цель на урок по предложенным незаконченным фразам. На этапе реализации построенного проекта ученики прослушали биографию Г.Х.Андерсена, после чего ответили на вопросы по прослушанной информации; ученики находили непонятные слова в тексте сказки и их значения в словаре; слушали и читали сказку, после прочтения анализировали фрагмент сказки и составляли план совместно с учителем. На этапе подведения итогов урока, рефлексии ученики вспомнили тему и цель урока, оценили степень их достижения при помощи листов самооценки, оценили свое настроение при помощи смайликов. Межпредметные связи осуществлялись при помощи беседы об отношении к «особенным» людям и животным.

Охарактеризуй этап постановки цели и задач урока.

Тема была сформулирована учащимися с помощью загадки. Цель и задачи урока были поставлены учениками при помощи незаконченных фраз.

Охарактеризуй приёмы мотивации обучающихся, использованные на уроке.

В качестве мотивации использовался герой «Утенок». Учащимся предлагалось ответить на вопросы, которые составил герой. Герой был связан с изучаемой сказкой «Гадкий утенок».

Охарактеризуй эффективность выбора методов и приёмов на разных этапах урока.

На этапе реализации построенного проекта учащимся было предложено прослушать краткую биографию Г.Х.Андерсена и после ответить на вопросы учителя по прослушанной биографии. Данный прием был эффективен, так как учащиеся без проблем ответили на вопросы, которые подготовил герой, прием демонстрирует, что ученики внимательно слушали рассказ учителя. На этапе реализации построенного проекта учащиеся читали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» по смысловым частям, данный прием был эффективен, так как после прочтения каждой смысловой части сразу осуществлялся анализ, таким образом у детей складывалась полноценная картина о сказке.

Охарактеризуй средства обучения и эффективность их использования.

На уроке основным средством обучения являлся учебник и слово учителя. Данные средства были эффективны, так как учебник содержит в себе нужную информацию по теме урока, а учитель дополняет эту информацию и расширяет знания учащихся.

Охарактеризуй формы обучения и эффективность их использования.

На уроке использовалась фронтальная форма работы, она была эффективна, так как у учителя есть возможность контролировать ответы детей и сразу исправлять их ошибки.

Охарактеризуй виды оценивания деятельности обучающихся на уроке и эффективность их использования.

На уроке использовалось словесное оценивание, данный вид оценивания эффективен, так как ученик может сразу получить оценку своему устному ответу и определить его правильность.

Охарактеризуй результативность урока. Соотнеси цель и задачи урока с полученными результатами.

Цель урока была достигнута частично, так как сказка была прочитана не полностью.

Напиши рекомендации для улучшения качества организации и проведения урока.

Грамотно распределять время на каждый этап урока.


Отметка за анализ урока «________________» ______________________________________________________

(подпись преподавателя практики и расшифровка подписи)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!