СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта дистанционного урока географии по теме: «Ориентирование». 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии для 5 класса разработан с использованием ИКТ и элементов технологии проблемного обучения. Элементы технологии проблемного обучения применяются на уроке географии в целях реализации системно-деятельностного подхода.

Тип урока: открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта дистанционного урока географии по теме: «Ориентирование». 5 класс»

Технологическая карта дистанционного урока географии по теме: «Ориентирование».

5 класс


Тип урока: первичное изучение и закрепление материала (открытие новых знаний).

Используемая технология: ИКТ, проблемное изложение материала.

Оборудование: учебник: география 5 класс; тестовые задания (в электронной тетради);

ЭОР: презентация по теме урока;

электронная тетрадь по географии;

видео фрагменты: «Стороны горизонта. Компас»;

«Почему стрелка компаса всегда показывает направление север-юг».

Цель урока: сформировать понятия: «стороны горизонта», «ориентирование», «компас»; сформировать представление о способах ориентирования на местности.

Задачи урока:

1) изучить основные и промежуточные стороны горизонта, способы ориентирования по местным признакам и при помощи компаса; познакомить обучающихся с историей создания компаса;

2) формировать умение определять направление по местным признакам и по компасу;

создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, устной монологической речи.

3) развивать познавательный интерес к изучению географии.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся должны знать: основные и промежуточные стороны горизонта, способы ориентирования на местности.

Учащиеся должны уметь: определять стороны горизонта по местным признакам и по компасу.

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:

Регулятивные УУД:

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной деятельности (целеполагание);

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новый вид деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Познавательные УУД: 

развивать учебные навыки работы с ЭОР, с электронной тетрадью;

формулировать алгоритм работы с компасом;

наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, обобщать, структурировать изученный материал и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог.

Личностные

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование познавательного интереса к предмету исследования; формирование умения слушать и воспринимать услышанное, выражать свои мысли; ответственное отношение к учебе, рассуждение.


Технологическая карта урока


Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный


Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке, организация направленного внимания на начало урока.

Приветствие обучающихся,

проверка их готовности к уроку, положительный эмоциональный настрой на предстоящую работу; побуждение к активной деятельности.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку: открывают учебник географии, электронную тетрадь.

Регулятивные: самоконтроль.

Личностные: самоопределение.

2. Повторение изученного материала

Цель этапа: воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для дальнейшего познания нового материала.

Объясняет структуру заданий на повторение изученного материала и проводит инструктаж по их выполнению.

Задание № 1. Вставьте пропущенные слова.

1) Модель земного шара это - ?.

2) Чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде это - ?.

3) На физической карте синим цветом обозначены _?, коричневым, желтым, зеленым - _?, белым - _?.

4) Разные оттенки синего цвета обозначают -?.

Задание № 2. Объясните, что удобнее использовать в жизни - глобус или карту?

Выполнение заданий в электронной тетради по теме «Глобус и карта».

Познавательные:  развивать учебные навыки работы с электронной тетрадью; структурировать изученный материал и делать выводы.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог.

3.

Мотивация и актуализация знаний


Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности;

актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности знаний.

Создание проблемной ситуации. «Ассоциативный ряд». (материал презентации)

Вопросы. Что видите на рисунке? (рассматриваем рисунок заблудившегося в лесу ребёнка).

Что чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

Есть ли выход из этой ситуации?

Что необходимо знать для того, чтобы ориентироваться?

Учитель предлагает обучающимся попробовать самостоятельно сформулировать тему урока и определите цели учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, пытаются найти выход из проблемной ситуации, формулируют совместно с учителем тему и цель урока.

Познавательные:  развивать учебные навыки работы с ЭОР, электронной тетрадью. Метапредметные: целеполагание, планирование;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог; наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, обобщать и делать выводы. Личностные:

умение выражать свои мысли;

умение слушать и воспринимать услышанное, ответственное отношение к учебе, рассуждение.

4. Открытие новых знаний и первичная проверка понимания

Цель этапа: сформировать новые понятия и умения; сформировать способность к работе с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи.

Тема урока: «Ориентирование». Работа с материалом презентации. Отгадайте загадки:

1) Ты об этом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали.

2) Он и летом, и зимой -

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему идти -

Он все будет впереди. (Горизонт) Вопрос: Что такое горизонт? (Предлагает обучающимся попробовать самостоятельно сформулировать определение.)

Вопрос: Что необходимо знать и уметь определять для ориентирования на местности? (Стороны горизонта).

Информация о сторонах горизонта: стихотворение:

«В мире есть «четыре брата»:

Север, Юг, Восток и Запад.

«Братья» эти – страны света,

Ну а дом их вся планета».

Ежедневно мы видим: восход Солнца утром, закат - вечером. Поэтому назвали: восток – сторона восхода Солнца; Запад – сторона заката Солнца.

Север, Юг, Запад, Восток — это основные стороны горизонта!Инструктирует обучающихся к просмотру видео фрагмента «Стороны горизонта.Компас».

Беседа (по итогам просмотра видео фрагмента). (Презентация).

Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток. Между ними – промежуточные стороны. Назовите промежуточные стороны горизонта. Что такое ориентирование?

Загадка про компаса.
Компас имеет три основные части: корпус, магнитная стрелка и предохранитель.

Повторим правила работы с компасом:
1. Положить компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого повернуть корпус компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то позади будет юг, справа - восток, слева - запад.

Отвечают на вопросы учителя, пробуют самостоятельно формулировать определение «горизонт».

Принимают информацию о сторонах горизонта, вспоминают имеющиеся знания о способах определения сторон горизонта по местным признакам, принимают новую информацию из рисунков и видеоролика.

Усваивают понятия: «стороны горизонта», «ориентирование», «компас».

Осмысливают полученную информацию, отвечают на вопросы учителя.


Познавательные: анализ и обобщение, выделение главного;

развивать учебные навыки работы с ЭОР; формулировать алгоритм работы с компасом. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новый вид деятельности; Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог. Личностные формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование познавательного интереса к предмету исследования; формирование умения слушать и воспринимать услышанное; ответственное отношение к учебе, рассуждение.

5. Закрепление новых знаний

Цель этапа: отслеживание процесса познания и понимания новой информации, обобщение полученной информации.

Объясняет структуру заданий на закрепление изученного материала и поясняет действия для их выполнения.

Тест на закрепление изученного материала:

1) В переводе с латыни слово “ориенс” означает:

а) восток б) запад г) север д) юг.

2) Компас был изобретён:

а) в Индии б) в Греции в) в Китае.

3) Выделите основные стороны горизонта:

а) северо-запад и запад в) запад и юг

б) юго-восток и запад.

4) В каком случае промежуточная сторона горизонта написана неверно:

а) северо-восток в) юго-запад

б) северо-юг.

5) Прочитайте на рисунке все стороны горизонта.

Выполнение заданий в электронной тетради по теме «Ориентирование»

Структурирование знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог.

Личностные:

умение выражать свои мысли.

6. Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: целостное осмысление полученной информации; анализ и оценка успешности достижения цели; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Вопросы. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Как мы с ними справились?

Пригодится ли изученный материал в жизни?

Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы.

Сообщает о дополнительном материале, с которым могут познакомиться обучающиеся в свободное от урока время по желанию (видео фрагмент: «Почему стрелка компаса показывает всегда север-юг».

Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по итогам урока.

Принимают к сведению информацию о дополнительном материале.

рефлексия деятельности, планирование; коррекция, оценка, самоконтроль.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!