1. Организационный | Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке, организация направленного внимания на начало урока. Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку, положительный эмоциональный настрой на предстоящую работу; побуждение к активной деятельности. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку: открывают учебник географии, электронную тетрадь. | Регулятивные: самоконтроль. Личностные: самоопределение. |
2. Повторение изученного материала | Цель этапа: воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для дальнейшего познания нового материала. Объясняет структуру заданий на повторение изученного материала и проводит инструктаж по их выполнению. Задание № 1. Вставьте пропущенные слова. 1) Модель земного шара это - ?. 2) Чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде это - ?. 3) На физической карте синим цветом обозначены _?, коричневым, желтым, зеленым - _?, белым - _?. 4) Разные оттенки синего цвета обозначают -?. Задание № 2. Объясните, что удобнее использовать в жизни - глобус или карту? | Выполнение заданий в электронной тетради по теме «Глобус и карта». | Познавательные: развивать учебные навыки работы с электронной тетрадью; структурировать изученный материал и делать выводы. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог. |
3. Мотивация и актуализация знаний | Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности знаний. Создание проблемной ситуации. «Ассоциативный ряд». (материал презентации) Вопросы. Что видите на рисунке? (рассматриваем рисунок заблудившегося в лесу ребёнка). Что чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Что необходимо знать для того, чтобы ориентироваться? Учитель предлагает обучающимся попробовать самостоятельно сформулировать тему урока и определите цели учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя, пытаются найти выход из проблемной ситуации, формулируют совместно с учителем тему и цель урока. | Познавательные: развивать учебные навыки работы с ЭОР, электронной тетрадью. Метапредметные: целеполагание, планирование; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог; наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, обобщать и делать выводы. Личностные: умение выражать свои мысли; умение слушать и воспринимать услышанное, ответственное отношение к учебе, рассуждение. |
4. Открытие новых знаний и первичная проверка понимания | Цель этапа: сформировать новые понятия и умения; сформировать способность к работе с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи. Тема урока: «Ориентирование». Работа с материалом презентации. Отгадайте загадки: 1) Ты об этом слышал в школе И видал, конечно, в поле, Там, где линия земли С небом сходится вдали. 2) Он и летом, и зимой - Между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему идти - Он все будет впереди. (Горизонт) Вопрос: Что такое горизонт? (Предлагает обучающимся попробовать самостоятельно сформулировать определение.) Вопрос: Что необходимо знать и уметь определять для ориентирования на местности? (Стороны горизонта). Информация о сторонах горизонта: стихотворение: «В мире есть «четыре брата»: Север, Юг, Восток и Запад. «Братья» эти – страны света, Ну а дом их вся планета». Ежедневно мы видим: восход Солнца утром, закат - вечером. Поэтому назвали: восток – сторона восхода Солнца; Запад – сторона заката Солнца. Север, Юг, Запад, Восток — это основные стороны горизонта!Инструктирует обучающихся к просмотру видео фрагмента «Стороны горизонта.Компас». Беседа (по итогам просмотра видео фрагмента). (Презентация). Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток. Между ними – промежуточные стороны. Назовите промежуточные стороны горизонта. Что такое ориентирование? Загадка про компаса. Компас имеет три основные части: корпус, магнитная стрелка и предохранитель. Повторим правила работы с компасом: 1. Положить компас на горизонтальную поверхность (или ладонь). 2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого повернуть корпус компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки. З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе. Если встать лицом к северу, то позади будет юг, справа - восток, слева - запад. | Отвечают на вопросы учителя, пробуют самостоятельно формулировать определение «горизонт». Принимают информацию о сторонах горизонта, вспоминают имеющиеся знания о способах определения сторон горизонта по местным признакам, принимают новую информацию из рисунков и видеоролика. Усваивают понятия: «стороны горизонта», «ориентирование», «компас». Осмысливают полученную информацию, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: анализ и обобщение, выделение главного; развивать учебные навыки работы с ЭОР; формулировать алгоритм работы с компасом. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новый вид деятельности; Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог. Личностные формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование познавательного интереса к предмету исследования; формирование умения слушать и воспринимать услышанное; ответственное отношение к учебе, рассуждение. |
5. Закрепление новых знаний | Цель этапа: отслеживание процесса познания и понимания новой информации, обобщение полученной информации. Объясняет структуру заданий на закрепление изученного материала и поясняет действия для их выполнения. Тест на закрепление изученного материала: 1) В переводе с латыни слово “ориенс” означает: а) восток б) запад г) север д) юг. 2) Компас был изобретён: а) в Индии б) в Греции в) в Китае. 3) Выделите основные стороны горизонта: а) северо-запад и запад в) запад и юг б) юго-восток и запад. 4) В каком случае промежуточная сторона горизонта написана неверно: а) северо-восток в) юго-запад б) северо-юг. 5) Прочитайте на рисунке все стороны горизонта. | Выполнение заданий в электронной тетради по теме «Ориентирование» | Структурирование знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог. Личностные: умение выражать свои мысли. |
6. Рефлексия учебной деятельности | Цель этапа: целостное осмысление полученной информации; анализ и оценка успешности достижения цели; выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Вопросы. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Пригодится ли изученный материал в жизни? Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы. Сообщает о дополнительном материале, с которым могут познакомиться обучающиеся в свободное от урока время по желанию (видео фрагмент: «Почему стрелка компаса показывает всегда север-юг». | Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по итогам урока. Принимают к сведению информацию о дополнительном материале. | рефлексия деятельности, планирование; коррекция, оценка, самоконтроль. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем; умение вести диалог. |