СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 Технологическая карта по русскому языку  5 класс           

№ урока

104

Дата проведения

28.02.19

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Тема урока

Инфинитив

Цели:

Образовательная: сформировать умение безошибочно определять инфинитив;  закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива; 

Развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; 

Воспитательная:  воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка. 

Оборудование

Мультимедийная доска, презентация, учебник по русскому языку 2 часть под редакцией Л.М.Рыбченковой, рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой

Основные понятия

Инфинитив 

                                                                                     

                                                                                        ХОД   УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент  (мотивация, самоопределение к учебной деятельности)

На доске записан эпиграф к уроку:

«Бороться и искать,  найти и не сдаваться» Вениамин Каверин.

- Доброе утро, ребята. Как ваше настроение? Я очень рада вас видеть. Готовы к получению новых знаний?  Ну что ж, давайте начнем наш урок.

Приветствуют учителя, участвуют  в диалоге с учителем, извещают, кто отсутствует.

Готовятся к работе на уроке.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками) необходимые действия, операции.

  1. Проверка домашнего задания

- Что мы с вами изучали на прошлом занятии? 

(глагол как часть речи)

-Что такое глагол? (Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по лицам и  числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени.   Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого).

Проверьте знание правила у своего товарища по парте.

- Хорошо, практически все поняли и запомнили что это за часть речи – глагол. А теперь переходим к теме нашего сегодняшнего урока.

 

Отвечают по теме прошлого урока. Строят понятные для партнера высказывания. Рассказывают правило, выявляют пробел в знаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают ответы товарищей.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Регулятивные:  планируют при ответе последовательность действий

  1. Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

- В какой форме стоят глаголы в этом высказывании героя Вениамина Каверина?(в неопределённой)

- А можно ли по другому назвать неопределённую форму слова? (да, Инфинитив)

-Почему герой произведения выразил своё жизненно кредо именно в форме инфинитива? (в инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование этой формы глагола – это словно обобщение, оно словно подчеркивает всеохватность понятия).

- Запишите, пожалуйста, число в тетрадях.

- Давайте посмотрим на доску.(презентация)

-Итак, инфинитив – это…( слайд1)

- начальная, неопределённая  форма глагола, называет действие,  не указывает ни время, ни число, ни лицо, ни род. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (слайд 2)

- инфинитив имеет окончания –ть, -ти. У глаголов оканчивающихся на –чь (печь, лечь) –чь входит в состав корня. (слайд 3)

 - инфинитив имеет следующие формообразующие суффиксы…(слайд 4)

 - Ребята, перед вами четверостишье, которое поможет вам запомнить эти суффиксы (слайд 5)

 - В предложении, как мы видим (слайд 6), инфинитив может выступать любым членом предложения.

 

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

  1. Выявление места и причины затруднения

- Немного поиграем . Я называю слова, а вы говорите какое здесь лишнее.

 ИГРА «4 ЛИШНИЙ»

 

Принести, пойти, печь, лежит

Лежать, смотреть, написал, писать

Вышел, идти, кричать, бежать

Видел, оканчиваться, примирять, одевать

 

- Что объединяет эти слова? (инфинитив)

 - Чем они отличаются?(вопросами)

 

 

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

 

  1. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

 Руки вниз, вперед смотри – это «три».

 Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть». 

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

И на месте побежали.

Сели, встали. 

- Спасибо присаживайтесь. Умнички.

 

Выполняют движения в соответствии с текстом.

 

  1. Целеполагание  и построение проекта выхода из затруднения

 - Продолжаем урок.

- С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Какова тема нашего урока?

 - Запишите тему урока, упражнение 375. (к доске выходит учащийся).

- В данном упражнении нам нужно найти глаголы и записать их в форме инфинитива, подобрать синонимы к выделенным словам.

- Как вы будете находить инфинитив? По каким опознавательным признакам?(отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и оканчиваются на –ТЬ, -ЧЬ, -ТИ.)

- Почему инфинитив называют неопределенной формой глагола?

Обучающиеся  формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, записывают тему, упражнение. Один учащийся работает у доски.

Делают выводы.

Личностные: понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем   и сверстниками или самостоятельно)необходимые действия,

  1. Творческая практическая деятельность

-Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределённой форме?

- Откройте учебники на стр.54-55, прочитайте правило.

- Выводы можно расписать виде опорной схемы (Рисует на доске)

НФгл: нет t, лица, Ч, Р.

-ТЬ ,  -ТИ,  -ЧЬ.

 

 

Формулируют собственные  мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с классом делают выводы, рисует схему в тетрадь.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения.

  1. Первичное закрепление

- Давайте поиграем с вами в игру: «Будь внимателен»

- Я читаю фразеологизмы, а вы заменяете их инфинитивом.

Зарубить на носу…(запомнить)

Клевать носом….(дремать)

Пропустить мимо ушей….(прослушать)

Вставлять палки в колёса…(мешать)

Делать из мухи слона….(преувеличивать)

Обвести вокруг пальца….(обмануть)

Держать язык за зубами….(молчать)

 

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, участвуют в игре.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

(слайд 7)

- Перепишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните инфинитивы, выпишите инфинитивы с приставкой.

Выполняют упражнение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель;

  1. Рефлексия

-  Что нового вы сегодня узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечает инфинитив?

- Какие окончания может иметь инфинитив?

- Почему данные глаголы так называются?

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их и по необходимости дополняют ответы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою работу.

  1. Домашнее задание

(слайд 8)

Параграф 50, стр. 54-55, учить правило, выполнить упражнение  376.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Рефлексия:                Материал урока мне был  понятен / не понятен,  интересен / скучен,  полезен /    бесполезен,                                                                                                 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта 5 класс»

Технологическая карта по русскому языку 5 класс

урока

104

Дата проведения

28.02.19

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Тема урока

Инфинитив

Цели:

Образовательная: сформировать умение безошибочно определять инфинитив; 
закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива; 

Развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; 

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка. 

Оборудование

Мультимедийная доска, презентация, учебник по русскому языку 2 часть под редакцией Л.М.Рыбченковой, рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой

Основные понятия

Инфинитив

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (мотивация, самоопределение к учебной деятельности)

На доске записан эпиграф к уроку:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» Вениамин Каверин.

- Доброе утро, ребята. Как ваше настроение? Я очень рада вас видеть. Готовы к получению новых знаний? Ну что ж, давайте начнем наш урок.

Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем, извещают, кто отсутствует.

Готовятся к работе на уроке.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками) необходимые действия, операции.

  1. Проверка домашнего задания

- Что мы с вами изучали на прошлом занятии?

(глагол как часть речи)

-Что такое глагол? (Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого).

Проверьте знание правила у своего товарища по парте.

- Хорошо, практически все поняли и запомнили что это за часть речи – глагол. А теперь переходим к теме нашего сегодняшнего урока.


Отвечают по теме прошлого урока. Строят понятные для партнера высказывания. Рассказывают правило, выявляют пробел в знаниях.











Оценивают ответы товарищей.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Регулятивные: планируют при ответе последовательность действий

  1. Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

- В какой форме стоят глаголы в этом высказывании героя Вениамина Каверина?(в неопределённой)

- А можно ли по другому назвать неопределённую форму слова? (да, Инфинитив)

-Почему герой произведения выразил своё жизненно кредо именно в форме инфинитива? (в инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование этой формы глагола – это словно обобщение, оно словно подчеркивает всеохватность понятия).

- Запишите, пожалуйста, число в тетрадях.

- Давайте посмотрим на доску.(презентация)

-Итак, инфинитив – это…( слайд1)

- начальная, неопределённая форма глагола, называет действие, не указывает ни время, ни число, ни лицо, ни род. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (слайд 2)

- инфинитив имеет окончания –ть, -ти. У глаголов оканчивающихся на –чь (печь, лечь) –чь входит в состав корня. (слайд 3)

- инфинитив имеет следующие формообразующие суффиксы…(слайд 4)

- Ребята, перед вами четверостишье, которое поможет вам запомнить эти суффиксы (слайд 5)

- В предложении, как мы видим (слайд 6), инфинитив может выступать любым членом предложения.



Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

  1. Выявление места и причины затруднения

- Немного поиграем . Я называю слова, а вы говорите какое здесь лишнее.

ИГРА «4 ЛИШНИЙ»


Принести, пойти, печь, лежит

Лежать, смотреть, написал, писать

Вышел, идти, кричать, бежать

Видел, оканчиваться, примирять, одевать

- Что объединяет эти слова? (инфинитив)

- Чем они отличаются?(вопросами)



Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.


  1. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть». 

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

И на месте побежали.

Сели, встали. 

- Спасибо присаживайтесь. Умнички.


Выполняют движения в соответствии с текстом.


  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Продолжаем урок.

- С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Какова тема нашего урока?

- Запишите тему урока, упражнение 375. (к доске выходит учащийся).

- В данном упражнении нам нужно найти глаголы и записать их в форме инфинитива, подобрать синонимы к выделенным словам.

- Как вы будете находить инфинитив? По каким опознавательным признакам?(отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и оканчиваются на –ТЬ, -ЧЬ, -ТИ.)

- Почему инфинитив называют неопределенной формой глагола?

Обучающиеся формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, записывают тему, упражнение. Один учащийся работает у доски.

Делают выводы.

Личностные: понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно)необходимые действия,

  1. Творческая практическая деятельность

-Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределённой форме?

- Откройте учебники на стр.54-55, прочитайте правило.

- Выводы можно расписать виде опорной схемы (Рисует на доске)

НФгл: нет t, лица, Ч, Р.

-ТЬ , -ТИ, -ЧЬ.



Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с классом делают выводы, рисует схему в тетрадь.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения.

  1. Первичное закрепление

- Давайте поиграем с вами в игру: «Будь внимателен»

- Я читаю фразеологизмы, а вы заменяете их инфинитивом.

Зарубить на носу…(запомнить)

Клевать носом….(дремать)

Пропустить мимо ушей….(прослушать)

Вставлять палки в колёса…(мешать)

Делать из мухи слона….(преувеличивать)

Обвести вокруг пальца….(обмануть)

Держать язык за зубами….(молчать)


Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, участвуют в игре.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

(слайд 7)

- Перепишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните инфинитивы, выпишите инфинитивы с приставкой.

Выполняют упражнение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель;

  1. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечает инфинитив?

- Какие окончания может иметь инфинитив?

- Почему данные глаголы так называются?

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их и по необходимости дополняют ответы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою работу.

  1. Домашнее задание

(слайд 8)

Параграф 50, стр. 54-55, учить правило, выполнить упражнение 376.

Записывают домашнее задание.






Рефлексия: Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен, полезен / бесполезен,






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!