Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент (мотивация, самоопределение к учебной деятельности) | На доске записан эпиграф к уроку: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» Вениамин Каверин. - Доброе утро, ребята. Как ваше настроение? Я очень рада вас видеть. Готовы к получению новых знаний? Ну что ж, давайте начнем наш урок. | Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем, извещают, кто отсутствует. Готовятся к работе на уроке. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками) необходимые действия, операции. |
Проверка домашнего задания | - Что мы с вами изучали на прошлом занятии? (глагол как часть речи) -Что такое глагол? (Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого). Проверьте знание правила у своего товарища по парте. - Хорошо, практически все поняли и запомнили что это за часть речи – глагол. А теперь переходим к теме нашего сегодняшнего урока. | Отвечают по теме прошлого урока. Строят понятные для партнера высказывания. Рассказывают правило, выявляют пробел в знаниях. Оценивают ответы товарищей. | Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. Регулятивные: планируют при ответе последовательность действий |
Актуализация и пробное учебное действие | - Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. - В какой форме стоят глаголы в этом высказывании героя Вениамина Каверина?(в неопределённой) - А можно ли по другому назвать неопределённую форму слова? (да, Инфинитив) -Почему герой произведения выразил своё жизненно кредо именно в форме инфинитива? (в инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование этой формы глагола – это словно обобщение, оно словно подчеркивает всеохватность понятия). - Запишите, пожалуйста, число в тетрадях. - Давайте посмотрим на доску.(презентация) -Итак, инфинитив – это…( слайд1) - начальная, неопределённая форма глагола, называет действие, не указывает ни время, ни число, ни лицо, ни род. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (слайд 2) - инфинитив имеет окончания –ть, -ти. У глаголов оканчивающихся на –чь (печь, лечь) –чь входит в состав корня. (слайд 3) - инфинитив имеет следующие формообразующие суффиксы…(слайд 4) - Ребята, перед вами четверостишье, которое поможет вам запомнить эти суффиксы (слайд 5) - В предложении, как мы видим (слайд 6), инфинитив может выступать любым членом предложения. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли. |
Выявление места и причины затруднения | - Немного поиграем . Я называю слова, а вы говорите какое здесь лишнее. ИГРА «4 ЛИШНИЙ» Принести, пойти, печь, лежит Лежать, смотреть, написал, писать Вышел, идти, кричать, бежать Видел, оканчиваться, примирять, одевать - Что объединяет эти слова? (инфинитив) - Чем они отличаются?(вопросами) | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Физкультминутка | Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. И на месте побежали. Сели, встали. - Спасибо присаживайтесь. Умнички. | Выполняют движения в соответствии с текстом. | |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Продолжаем урок. - С какой формой глагола мы познакомились на уроке? - Какова тема нашего урока? - Запишите тему урока, упражнение 375. (к доске выходит учащийся). - В данном упражнении нам нужно найти глаголы и записать их в форме инфинитива, подобрать синонимы к выделенным словам. - Как вы будете находить инфинитив? По каким опознавательным признакам?(отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и оканчиваются на –ТЬ, -ЧЬ, -ТИ.) - Почему инфинитив называют неопределенной формой глагола? | Обучающиеся формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, записывают тему, упражнение. Один учащийся работает у доски. Делают выводы. | Личностные: понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно)необходимые действия, |
Творческая практическая деятельность | -Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределённой форме? - Откройте учебники на стр.54-55, прочитайте правило. - Выводы можно расписать виде опорной схемы (Рисует на доске) НФгл: нет t, лица, Ч, Р. -ТЬ , -ТИ, -ЧЬ. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с классом делают выводы, рисует схему в тетрадь. | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление | - Давайте поиграем с вами в игру: «Будь внимателен» - Я читаю фразеологизмы, а вы заменяете их инфинитивом. Зарубить на носу…(запомнить) Клевать носом….(дремать) Пропустить мимо ушей….(прослушать) Вставлять палки в колёса…(мешать) Делать из мухи слона….(преувеличивать) Обвести вокруг пальца….(обмануть) Держать язык за зубами….(молчать) | Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, участвуют в игре. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | (слайд 7) - Перепишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните инфинитивы, выпишите инфинитивы с приставкой. | Выполняют упражнение. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; |
Рефлексия | - Что нового вы сегодня узнали о глаголе? - На какие вопросы отвечает инфинитив? - Какие окончания может иметь инфинитив? - Почему данные глаголы так называются? | Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их и по необходимости дополняют ответы. | Коммуникативные: формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: оценивают свою работу. |
Домашнее задание | (слайд 8) Параграф 50, стр. 54-55, учить правило, выполнить упражнение 376. | Записывают домашнее задание. | |