Техника безопасности для учащихся в кабинете химии .
Составитель – Гордеева Валентина Сергеевна,
учитель химии
МОУ «Новоорловская средняя
общеобразовательная школа»
Содержание:
Блок 1. Общие требования к учащимся в кабинете химии.
Блок 2. Работа с веществами и растворами.
Блок 3. Обращение с нагревательными приборами, нагревание.
Блок 4. Сборка приборов, их крепление.
Блок 5. Оказание первой медицинской помощи в кабинете химии.
Блок 6. Проверка первичных знаний по технике безопасности в кабинете химии для учащихся.
Блок 1. Общие требования к учащимся в кабинете химии.
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо!
!
Соблюдение настоящих требований обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
Учащиеся могут находиться в кабинете
только в присутствии учителя.
Пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещается.
Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.
Перед работой внимательно выслушай инструктаж учителя!!!
Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
В кабинете химии
запрещается
принимать пищу
и напитки.
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет!!!
В работе
запрещается
Проводить
самостоятельно
опыты,
не предусмотренные
в работе
Устранять
самостоятельно
неполадки в
оборудовании
Обо всех
разлитых
и рассыпанных
реактивах
Сообщи
учителю
или лаборанту
При получении
травм
или при плохом
самочувствии
Обо всех
неполадках
в работе
оборудования
Голова вдруг закружилась,
Руки будто не твои.
Если это вдруг случилось,
Ты учителю скажи!!!
По окончании практической работы учащиеся должны помыть руки с мылом.
Блок 2. Работа с веществами и растворами.
Помни: щелочь и кислота
Вмиг прожгут одежду всем.
Будь внимателен ты с ними
И работай без проблем!!!
Запрещается вносить в кабинет
и выносить из кабинета вещества и оборудование.
Наливать
и
насыпать
вещества нужно только
над столом.
Твердые сыпучие реактивы запрещено брать руками .
Их измельчение производится с помощью пестика в ступке.
Запрещается!!!
Излишек
реактива
ссыпать (выливать)
обратно
в банку (склянку)
Выливать в канализацию
отработанные
растворы.
Собирайте остатки
веществ в специально
предназначенную посуду
Химические вещества
НЕЛЬЗЯ
пробовать на вкус!!!
При определении запаха запрещается наклоняться над ним. Нужно легкими движениями руки направить пар или газ к носу и осторожно вдыхать.
При встряхивании пробирки ее отверстие нельзя закрывать пальцем
Блок 3. Обращение с нагревательными приборами, нагревание.
Нагреваешь
на печке ты –
от неё не отходи!!!
И про спиртовку не забывай –
колпачком её закрывай!!!
Зажигать спиртовку
разрешается только спичкой.
Запрещается
наклоняться
над
горящей
спиртовкой.
Зажигание одной
спиртовки
от другой
Гасите спиртовку
только
накрывая пламя
колпачком или крышкой
Передача
зажженной
спиртовки
- Перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на 1/3 часть ;
- Отверстие пробирки при нагревании направлять на себя и других;
- В ходе нагревания
заглядывать в сосуд
и наклоняться над ним.
Необходимо начинать со слабого нагревания сосуда.
Пробирку нагревайте сначала всю,
а только затем ту часть,
где находится вещество.
Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы!!!
Блок 4. Сборка приборов, их крепление.
При сборке прибора из стекла запрещается применять повышенное усилие .
!
Вероятность
ранения рук
пропорциональна усилию, приложенному к стеклянной детали.
Приготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.
Пробирки и приборы на их основе надо закреплять у отверстия пробирки, а не на её середине.
Необходимо быть внимательными при работе с прибором,
где используется электрический ток . По окончанию опыта сразу же отключить его.
Блок 5. Оказание первой медицинской помощи в кабинете химии.
Во всех случаях
после оказания
первой медицинской помощи
следует обратиться
в медицинское учреждение!!!
Отравление газами.
Чистый воздух
и покой;
В тяжелых
случаях - кислород
Ожоги.
При любом ожоге
запрещается пользоваться
жирами для обработки
обожженного участка
и красящими веществами
(йодная настойка,
бриллиантовая зелень).
Место ожога обрабатывают
этиловым спиртом и накладывают
сухую стерильную повязку.
!
Отравление кислотами.
Выпить 4-5
стаканов
теплой воды
и вызвать
рвоту.
Сделать два
промывания
желудка чистой
теплой водой.
Общий объем
жидкости
не менее 6 литров.
При порезах.
Необходимо остановить
кровотечение.
Кожу вокруг раны
обеззараживают
йодной настойкой .
Закрывают рану
стерильной салфеткой
и перебинтовывают.
Отравление щелочами .
Выпить 4-5
стаканов
теплой воды
и вызвать рвоту.
Выпить
2%-ный раствор
уксусной кислоты.
Сделать два промывания
желудка чистой
теплой водой.
Общий объем жидкости
не менее 6 литров.
Попадание на кожу
растворов кислот и щелочей .
Стряхнуть
видимые
капли раствора
Смыть остальное
широкой струей
воды.
Блок 6. Проверка первичных знаний по технике безопасности в кабинете химии для учащихся.
- Если во время занятий в кабинете химии
что-то загорится, то нужно
ожидать указаний учителя.
2. Если ученик во время занятий почувствует
себя плохо, то он должен
обратиться к учителю или лаборанту.
3. Если в кабинете химии возникла паника
из-за какой-то чрезвычайной ситуации,
то ученик должен
спокойно ожидать указания учителя.
4. При получении какой-либо травмы
учащийся должен
немедленно сообщить учителю
или лаборанту.
5. Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на урок?
А . Может, если там находится учитель или лаборант
Б . Может, если у него есть на это разрешение
В . Вход в кабинет разрешен только после звонка
6. В каком случае учащийся может находиться в лаборантской кабинета химии?
А . Учащимся запрещено там бывать
Б . С разрешения преподавателя
В . Только когда попросит лаборант
7. До какой высоты наполняют пробирки жидкостью перед нагреванием?
А . На одну треть
Б . Наполовину
В . На три четверти
8. Следует ли мыть руки после того, как закончились занятия в кабинете химии?
А . Обязательно вымыть
Б . Не следует
В . Только по указанию учителя
9. Каким образом надо останавливать кровотечение?
А . Зажать рану рукой
Б. Забинтовать рану
В . Пережать кровеносный сосуд
11. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками?
А . Они могут выскользнуть из рук
Б. Электрическая проводимость кожи повышается и можно получить удар током
В . На приборе останутся трудносмываемые пятна
12. Почему, готовя раствор серной кислоты, необходимо лить кислоту в воду?
А . Произойдет разбрызгивание капель кислоты
Б. Кислоты всегда меньше, чем воды
В . Можно лить и воду в кислоту
13. При попадании на кожу едких жидкостей
в первую очередь нужно стряхнуть капли.
14. При попадании едкой жидкости в глаза
их нужно промыть чистой водой.
15. При термическом ожоге в первую очередь
учащийся должен
полить место ожога холодной водой.
16. Как только ученик получил прибор
для работы он обязан
проверить его исправность
Сердца ваши пусть будут смелыми ,
А руки пусть будут умелыми ,
Движения их будут быстрыми,
А помыслы только чистыми .