СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техническая характеристика автоматизированного рабочего места учителя начальных классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техническая характеристика автоматизированного рабочего места учителя начальных классов»

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРМ

Автоматизированное рабочее место (сокращённо АРМ) - совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ, предоставляет возможность ввода информации и ее вывод. Чаще всего АРМ является частью автоматизированной системы управления (АСУ). АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [1].

Автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран, и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций[2].



АРМ - рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания [3].

Таким образом, в работе я буду использовать понятие автоматизированного рабочего места, как индивидуальную систему технических и программных средств, обеспечивающих высокоэффективную реализацию поставленных перед работником целей и задач. Другими словами, автоматизированное рабочее место это не просто набор компьютерной техники, собранной по желанию пользователя, а совокупность компьютерной и оргтехники, а также программного обеспечения, которая будет удовлетворять достижению определённых, поставленных перед работником целей и задач.

Для того, что бы АРМ было эффективным, необходимо выполнение следующих условий:

- доступность - доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;

- адаптация в конкретной сфере деятельности (например, АРМ учителя сильно отличается от АРМ инженера космических кораблей);

- осуществление обработки данных самим пользователем.

Для каждой профессии необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:

- системность (АРМ следует рассматривать как системы, состав которых определяется поставленными целями и задачами);

- гибкость (возможность собрать необходимую комплектацию АРМ для конкретной профессиональной области);

- устойчивость (система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема);

- эффективность (можно рассматривать эффективность, как соотношение затрат к качеству выполняемых операций).

Необходимо, чтобы любое АРМ удовлетворяло информационным и вычислительным потребностям работника; было адаптировано к профессиональным запросам; состояло из таких комплектующих, которые мог бы освоить работник; и обязательно АРМ должно иметь выходы, как в локальную сеть учреждения, так и в глобальную сеть Internet.

Обычно в состав АРМ входят:

- комплекс технических средств (печатающее (рис.1, 2), множительное (рис.3), коммуникационные (рис.4, 5, 6, 7, 8) и другое оборудование;

- комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);

- комплекс информационного обеспечения;

 

Рисунок 1 Рисунок 2



 

Рисунок 3 Рисунок 4

 

Рисунок 5 Рисунок 6

 

Рисунок 7 Рисунок 8

- сетевые и коммуникационные устройства (локальные сети, электронная почта).

Использование АРМ в современных условиях максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.









Достоинствами внедрения АРМ являются:

1. автоматизация труда;

2. увеличение качества и скорости выполнения поставленных задач;

3. мобильность работников.

Характеристики этих составляющих и определяют уровень АРМ, его назначение и особенности. АРМ предназначены для обеспечения условий комфортной и качественной работы специалиста и должны удовлетворять следующим требованиям:

• пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и доступен даже неподготовленному пользователю. Он должен содержать систему подсказок, желательно в демонстрационной форме (видео, звуковой, анимационной);

• необходимо обеспечивать безопасность специалиста и выполнение всех эргономических требований (комфортность, цветовую и звуковую гамму, соответствующие наилучшему восприятию, удобство расположения информации и доступность всех необходимых для работы средств, единый стиль выполнения операций и т.д.);

• пользователь АРМ должен выполнять все действия, не выходя из системы, поэтому требуется оснащенность всеми необходимыми комплектующими;

• рациональная организация труда создает комфортные условия для работы и повышает производительность труда;

• программное обеспечение АРМ должно быть совместимо с другими системами и информационными технологиями, поэтому наиболее ценными являются технологии, объединяющие несколько АРМ.


















АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Сегодня АРМ можно встретить практически на любом рабочем месте, в любой сфере обслуживания и производства: инженерия, медицина, культура и, конечно же, образование.

Рассмотрим особенности использования и устройства АРМ в школе на примере нашей гимназии.

Для начала выделим те зоны, в которых создаётся и используется автоматизированное рабочее место. В первую очередь:

  • это АРМ учителя,

  • АРМ классного руководителя,

  • АРМ ученика,

  • АРМ администрации (директора, заместителей директора, бухгалтера, секретаря),

  • АРМ библиотекаря гимназии;

  • АРМ психолога гимназии,

  • АРМ медицинского работника,

  • АРМ инженера – программиста гимназии;

  • АРМ работников столовой (возможно в будущем так и будет), а также

  • АРМ диджея гимназии.

Начнем с формирования АРМ учителя.

В сети Internet мною был найден Приказ Министерства образования Калужской области «Об утверждении примерного перечня учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов школ Калужской области». Несмотря на то, что этот приказ не относится к нашему региону, состав АРМ учителя и ученика не может существенно отличаться в пределах Российской Федерации.















Состав аппаратных средств, вошедших в состав АРМ ученика и учителя

по уровням комплектации



 

Минимальный уровень комплектации

Базовый уровень комплектации

АРМ учителя

1. Копи-устройство (интерактивная приставка)

1. Интерактивная доска 121x201 (86'')

2. Доска маркерная 120х180


3.Ноутбук учителя (в составе мобильного компьютерного класса)

2.Ноутбук учителя (стационарный)

4. Мультимедийный длиннофокусный проектор

3. Мультимедийный короткофокусный проектор

5. Крепление проекторное потолочное

4.Крепление проекторное настенное телескопическое

6. Документ камера

5. Документ камера с автоматической фокусировкой в зависимости от освещения

7. Многофункциональное устройство (цветное, струйное)

6. Многофункциональное устройство (цветное, лазерное)

8. Колонки фронтальные акустические

7. Колонки фронтальные акустические

9. Фотокамера с возможностью видеосъемки

8. Видеокамера с возможностью фотосъемки

10. Сетевой фильтр

9. Сетевой фильтр

АРМ ученика (из расчета 1 компьютер - 2 ученика)

Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика)

1. Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика)

2. Система интерактивного голосования на 13 учеников



Рассмотрим, какой минимальный и базовый набор аппаратных средств, по мнению учителей гимназии необходим для подготовки и проведения уроков, классных часов и других внеклассных мероприятий.

Учителям гимназии была предложена анкета (Приложение 1), в которой необходимо было:

1. оценить свой уровень владения персональным компьютером (ПК);

2. определить частоту использования ПК в работе;

3. перечислить минимальный уровень комплектации;

4. перечислить базовый уровень комплектации ПК;

5. перечислить программное обеспечение, необходимое в работе учителя.

В анкетировании принимали участи 11 учителей.

Результаты следующие:

  • 45% учителей оценили свой уровень владения ПК на «3»;

  • 55% учителей оценили свой уровень владения ПК на «4»;

  • 100% учителей отметили ежедневное использование ПК и комплектующих при подготовке и проведении уроков;

  • использование дополнительных устройств на уроках, по мнению учителей гимназии, распределилось следующим образом:

проектор

100%

Микрофон

27%

колонки

91%

Наушники

27%

принтер

82%

Видеокамера

27%

сканер

64%

Интерактивная доска

9%

Кроме того, были указаны в качестве дополнительных устройств DVD-проигрыватель и фотоаппарат.

На вопрос о пакете программного обеспечения рабочего места учителя, наиболее популярными были следующие ответы:



Word

100%

Google Chrome

55%

CorelDraw

0%

Excel

36%

Internet Explorer

27%

Компас LTD

9%

Power Point

100%

Mozilla Firefox

55%

Mover Maker

9%

Windows Media Player

91%

Photoshop

18%

Publish

9%



Таким образом, на основании мнения учителей гимназии, составим вид автоматизированного рабочего места учителя г имназии « Мариинская».







Однако этот набор техники можно считать минимальным уровнем комплектации АРМ учителя. Сегодняшний рынок компьютерной техники предлагает огромный выбор. Рассмотрим состав компьютерной техники, необходимый на минимальном, базовом и расширенном уровне комплектации.



Минимальный уровень

Базовый уровень

Расширенный уровень

Компьютер

Персональный компьютер

Ноутбук

Интерактивный беспроводной мобильный планшет

Проектор

Мультимедийный длиннофокусный

Мультимедийный короткофокусный

Мультимедийный короткофокусный

Принтер

Черно-белый

Цветной

Многофункциональноеустройство (цветное)

Сканер

Планшетный

Планшетный

Многофункциональное устройство с улучшением разрешения сканера (цветное)


Доска

Маркерная доска

Интерактивная доска

Интерактивная доска для одновременной работы двух пользователей

Колонки

Акустические колонки

Акустические колонки

Акустические колонки

Фотоаппарат

Фотокамера с возможностью видеосъёмки

Видеокамера

Видеокамера с возможностью фотосъёмки с улучшением разрешения и возможностью записи 16:9. Штатив для камеры

Дополнительные устройства

Web-камера

Документ - камера

Документ - камера



Программное обеспечение АРМ учителя должно обеспечивать:

  • ведение классных журналов;

  • разработку уроков;

  • проведение уроков и контрольных работ с использованием ИКТ;

  • создание и проведение викторин, конкурсов и т.п.;

  • получение результатов тестирования и возможность автоматического внесения отметок за тестирование в классный журнал;

  • поиск, сбор и хранение учебных материалов;

  • тематическое планирование;

  • методическая работа;

  • доступ к информационным базам Online (при условии доступа в Интернет);

  • формирование и печать отчетов;

  • обучающие игры.



БЕЗОПАСНОСТЬ АРМ

Работа была бы неполной, если не указать правила безопасного пользования АРМ учеником. Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, обучающиеся должны уметь правильно организовать свое рабочее место. Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

  • Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, и немного вперед;

  • недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности;

  • не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев;

  • колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц;

  • нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу;

  • необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов;

 

  • монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 1500;

  • экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов;

  • не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы;

  • поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Рекомендации при работе с компьютером:

  • дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

  • держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

  • чаще моргать и смотреть вдаль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации;

  • при ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 сек, и на выдохе расслабьтесь, затем можно повторить это упражнение;

  • при ощущении усталости глаз следует в течение 2-3 минут окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть вдаль (в окно);

  • если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!