3. коммуникативная атака | Задает наводящие вопросы Давайте мы с вами посмотрим на высказывания справа. Вот так в отношении одного понятия высказывались два великих писателя толстой и горький. О каком же понятии идет речь в данных высказываниях? (о труде) Давайте теперь посмотри на левую часть слайда, что же там изображено (дети отвечают, что права). Да, только у нас принято теперь говорить, что это не права, а водительское удостоверение, однако, мы с вами будем сегодня говорить именно о правах. И о каком же праве сегодня речь, если мы соединим левое фото и высказывания справа? Правильно, право на труд и трудовые правоотношения. Записываем тему: | Отвечают на вопросы О труде, права Формируют тему урока Трудовые правоотношения | Фронтальная беседа | Презентация слайд 1 | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. | Самостоятельно сформулирована тема урока | |
3. право на труд | 1. Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека? 2. Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной3. Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ. Прийти совместно к выводу Подискутировать с ними на тему, является ли их учёба на данный момент трудом? (да). Спросить, какое же вознаграждение они могут получить, если будут усердно учиться? Поступление на бюджетное место в престижный ВУЗ с дальнейшим карьерным ростом в желаемой сфере и будет вознаграждением за усердный труд в 9 классе во время учебы. Подумать о том, какого человека можно назвать трудолюбивым. Найти в учебнике стр. 162 определение трудолюбия, сравнить его с ответами учеников, записать определение. Ради эксперимента попросить поднять руки тех детей, которые считают себя трудолюбивыми. У некоторых из них спросить, каких успехов они добились именно благодаря усердному труду. Итак, ребята, мы с вами поговорили о том, что без труда невозможно сформировать личность человека окончательно. Так как вы думаете, нужно ли документально закреплять право человека трудиться? Да, нужно. Если дети будут отвечать «нет», то нужно пояснить, что право на труд такое же важное, как и право на жизнь, это одно из главных прав человека. Если право на труд не будет закреплено документально, то многие спорные вопросы относительно продолжительности рабочего дня, наличия выходных и отпусков, оплаты больничных листов, пенсий до сих пор бы в современном мире бы не были решены. Давайте мы свами посмотрим на 162 странице в каком же документе закреплено право на труд и что оно собой представляет. | Отвечают на вопросы 1. труда важнее всего 2. (благодаря труду человек стал человеком) При ответе на 3 вопрос выслушать несколько аргументов детей, дать понять, что отношение к труду не может быть однозначным у каждого человека. Вывод: личность и может формироваться во время игры или общения с друзьями, однако именно труд может развить такие качества как целеустремленность, умение доводить дело до конца, отвечать за свои слова и поступки, воспитывать характер и силу воли. Что без труда человек не может считаться полноценной сформированной личностью, так как в общении и игре не все качества могут быть выявлены, а уж тем более развиты. – пятерки на уроках и в аттестате, что поможет им поступить в колледжи в первых рядах и точно пройти на бюджет, или, если у них в планах поступать в ВУЗы, то надо сказать, что усердная учеба сейчас, в 9 классе значительно облегчит нагрузку на самих учеников при подготовке к вступительным экзаменам в 11 классе. Читают учебник, выписывают определение | Фронтальная беседа, индивидуальная работа | Слайд 3. Учебник, стр. 162 | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Четко определяют роль труда в жизни человека | |
4. Трудовые отношения | Рассказ учителя Естественно, в нашем государстве право на труд тоже закреплено, и как вы думаете, в каком же главном документе есть статьи, посвященные праву на труд?. Да, действительно, в конституции РФ. И самая важная статья для нас – 37. Давайте разберем ее подробнее. СЛАЙД 5 (вывести на презентации 37 статью с пунктами). Первая часть этой статьи закрепляет свободный характер труда. В ней же раскрыт один из аспектов этой свободы: право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Какова связь второй части статьи с первой частью? Можно пояснить, что принудительным является труд, который выполняется не по добровольному выбору, а в качестве обязательного под угрозой какого-либо наказания. Здесь требуется пояснение: подавляющее большинство граждан трудится. Для основной массы работающих труд является основным источником средств существования, однако для многих также и средством самоутверждения и самореализации. Что не считается результатом добровольного выбора? Давайте посмотрим на третий пункт. какие условия должны быть обеспечены для выполнения работы? Каковы требования к размерам оплаты труда? Как можно обеспечить защиту гражданина от безработицы? Четвёртая часть ст. 37 Трудовые споры — это споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и других нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора. Законы РФ определяют порядок разрешения трудовых споров, причём основным органом разрешения таких споров является суд. По пятой части ст. 37 предлагается вопрос: каковы юридические гарантии права на отдых? Итак, ребят, мы с вами разобрали, что мы имеем право на труд, можем сами определять нашу будущую профессию и род деятельности. Мы имеем право на отдых, и имеем гарантию оплаты нашего труда. | (запрещение принудительного труда — это развитие (один из аспектов) утверждения о свободном труде.) Не является результатом добровольного выбора (но и не считается принудительным) труд, выполняемый в порядке воинской службы, в чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях стихийного бедствия), а также на основании приговора суда. Вопрос о праве на защиту от безработицы нуждается в конкретизации. Законы РФ предусматривают ряд мер, среди которых: — бесплатное содействие гражданам со стороны Федеральной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; (Биржа труда) — бесплатное обучение новой профессии; (переобучение и переквалификация) — защита работников от необоснованных увольнений; — выплата пособия по безработице | Фронтальная беседа, индивидуальная работа | Слайд 8-9 | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Понимают, что любые правоотношения регулируются на законодательном уровне | |