Технологическая карта
Учебная дисциплина: Математика
Класс: 5
Тема занятия: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (17.03.2020г.)
Цель урока: организовать учебную деятельность для закрепления темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Задачи:
Обучающие:
- закрепить умение складывать и вычитать десятичные дроби;
Развивающие:
- развитие математической речи, мышления, познавательной активности при решении упражнений; расширение кругозора учащихся;
- совершенствование умственной деятельности: анализ, способность наблюдать, делать выводы, составлять алгоритм решения, проверять результаты.
Воспитательные:
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу; ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты:
- развитие ответственности, дисциплинированности, самостоятельности в приобретении новых знаний;
- умение сотрудничать и общаться в коллективе;
- интерес к предмету математика;
- умение контролировать процесс и результат деятельности, оценивать свою работу и работу своего соседа;
- уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения.
2. Метапредметные (УУД):
Познавательные УУД:
- умение анализировать и осмысливать текст задания, переформулировать условие, обобщать;
- умение строить логическую цепочку рассуждений;
- умение работать с новой информацией по теме; извлекать необходимую информацию; интерпретировать информацию;
Регулятивные УУД:
- критически оценивать полученный ответ;
- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
- уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- уметь точно выражать свои мысли в процессе обсуждения заданий, рассуждать, доказывать утверждения.
3. Предметные:
- умение применять правила вычитания и сложения десятичных дробей;
- умение решать текстовые задачи, содержащие десятичные дроби;
- умение правильно записывать десятичные дроби.
Общие методы обучения:
по источнику знаний: словесные (беседа), наглядные (презентация), практические (задания).
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); частично-поисковые; репродуктивные.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение: презентация, экран, проектор, компьютер, колонки.
Методическое и дидактическое обеспечение: учебник «Математика 5 класс» Мерзляк А.Г., карточки, рабочие листы, шаблоны отметок «3», «4», «5», карточки для рефлексии с изображением мясорубки, чемодана, корзины для мусора.
Тип занятия: Урок закрепление изученного материала.
Продолжительность: 1 урок (45 мин).
Этапы урока:
1. Организационный момент. (4 мин)
2. Актуализация опорных знаний (7 мин)
3. Контроль и коррекция знаний (13 мин)
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Формирование навыков (10 мин)
6. Домашнее задание (4 мин)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин)
Литература:
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016г.
Математика: 5 класс: методическое пособие /Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.
Математика: 5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана - Граф, 2016.
Наименование этапа занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | УУД |
Орг. Момент (4 мин) | - Здравствуйте! Ребята, чтобы наш урок прошёл сегодня в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите свои ладошки так, чтобы они стали тёплыми. А теперь прикоснитесь к ладошкам соседа – подарите своё тепло и возьмите от него частичку теплоты. - Огромное солнце не делим на части, И вечную землю нельзя поделить. А капельку счастья, тепла и удачи Ты можешь всегда подарить. -И я дарю вам всем своё тепло и желаю удачи. - Ребята, обратите ваше внимание, у вас на партах у каждого лежат рабочие листы. (приложение №1) В них прописаны все наши задания, которые мы должны с вами сегодня выполнить на уроке. В течение всего урока вы должны будете работать с ними. Подпишите их, пожалуйста. | Включение в деловой ритм: настраиваются на урок. Выполняют приём «Частичка тепла». Знакомятся с рабочими листами. Подписывают их. | Личностные УУД. Регулятивные УУД |
Актуализация знаний (7 мин) | - А теперь, ребята, давайте приступим к работе. Что вы изучали на прошлых уроках. - Молодцы! - А как вы думаете, у вас уже хорошо получается складывать и вычитать десятичные дроби? - А может надо ещё потренироваться? Итак, сформулируйте тему нашего занятия.(слайд №1) Запишите в рабочем листе дату и тему урока. Какую цель мы поставим пред собой на сегодняшняшнее занятие? Что нужно сделать для достижения этой цели? Какие задачи выполнить? (цель и задачи на карточках крепятся на доску на магниты) - Впишите цель и задачи в ваш рабочий лист. - Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать индивидуально, вспомнить необходимые знания для урока. - Ответьте на вопросы в задании №1 в рабочем листе: если вы считаете, что «верно», то поставьте «+» или «неверно» - «-». - Обменяйтесь листами с соседом, и проверим ваши ответы, если высказывание «неверно», то говорим правильный ответ. (слайд №2) - Все молодцы! А теперь оцените своего товарища в рабочих листах. Обменяйтесь обратно листами. | (Отвечают на вопрос учителя) -Сложение и вычитание десятичных дробей. «Сложение и вычитание десятичных дробей» Записывают тему урока. Цель: повторить сложение и вычитание десятичных дробей. Задачи: 1. повторить правила. 2.решить упражнения Записывают цель и задачи урока (Отмечают в рабочих листах «+», если считают, что верно и «-», если – неверно). Обмениваются листами с соседом по парте и проверяют все вместе с интерактивной презентации). На неверные высказывания дают правильные ответы) | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД. Предметные УУД Личностные УУД |
Контроль и коррекция знаний (13 мин) | - Ребята, а теперь выполните задание №2 в паре. На задание вам даётся время 4 минуты. - Давайте проверим, что у вас получилось. Внимание на слайд (слайд №3) - Ребята, оцените себя в рабочих листах. - А задание №3 я предлагаю вам выполнить по вариантам. У каждого врабочих листах свой вариант. В каждом варианте 5 примеров. Время на выполнение 4 минуты. Поменяйтесь рабочими листами со своим соседом и проверьте друг друга по образцу, представленному на слайде и поставьте оценку. Критерии оценивания рядом с заданием. (слайд №4) - Ребята, давайте вернёмся к теме нашего урока. Озвучте ее. - А как вы думаете в жизни нужна нам эта тема? (дать время ответить). - Я предлагаю решить вам «жизненную» задачу-это задание №4 в ваших рабочих листах. И на выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. - Приступайте к решению. - Давайте проверим правильно ли вы решили задачу. Посмотрите на экран и сравните свой ответ. (слайд №5) - А теперь оцените себя. | Выполняют задание. Проверяют с образца. Оценивают себя в рабочих листах. Самостоятельно выполняют проверяют друг друга - «Сложение и вычитание десятичных дробей» - Да.(дают свои ответы, где в жизни встречаются десятичные дроби) Решают задачу. Проверяют правильно ли решили задачу. Оценивают себя. | Предметные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД |
Физминутка (2 мин) | - Ребята, кажется, нам уже пора немного размяться. Встаём все на физминутку (слайд №6) | (Повторяют движения со слайда) | Регулятивные УУД |
Формирование навыков (10 мин) | - Молодцы, садитесь. - А теперь, я предлагаю выполнить задание на карточке. (каждому раздаёт карточку с примером) (приложение №2) - Кто сделал, отложите свои ручки в сторону, чтобы я видела. - А теперь, я попрошу поднять руки, у кого в ответе получился - 1. - 2 - 3. - Ребята, у кого в ответе 1 – группируются в одну группу, у кого 2 – во вторую, и у кого 3 – в третью. - А теперь, каждая группа получает карточку с заданием, которую ей нужно выполнить. (приложение №3). - Выполнив первое задание, вы находите ответ в горизонтальной строке, смотрите какая буква соответствует этому ответу и вписываете в нижнюю таблицу. У вас должно получится в результате слово. А теперь начали, время 5 минут. - Итак, какие ответы у вас получились.(каждая группа отвечает). - Из какой сказки эти слова? - Молодцы! - Оцените, пожалуйста, себя как вы поработали в группе. | Самостоятельно решают пример. Формируются в группы. Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Оценивают себя в рабочих листах. | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Предметные УУД Познавательные УУД |
Домашнее задание (4 мин) | - Давайте оценим свою деятельность на уроке. Найдите в конце рабочего листа таблички, поставьте баллы в нужном столбце, которые заработали в течение урока. Посчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за занятие. Критерии оценивания приведены внизу таблицы. - Поднимите,оценки,которые вы заработали «5», «4», «3». (выставляет отметки) - Домашнее задание указано у вас в конце рабочего листа. Посмотрите, есть ли вопросы по нему. Творческое задание вы выполняете своей группой. | Поднимают «5», «4», «3». - Вопросов нет. | Регулятивные УУД Познавательные УУД |
Рефлексия (5 мин) | - Итак, давайте подведём итог нашего урока. Какую цель урока мы ставили? - А с помощью чего мы должны были её выполнить? - Мы выполнили цель урока? - А ещё я предлагаю вам ответить на мой вопрос: полученные сегодня на уроке умения и навыки как вы их используете,если вам полезны они, покажите картинку с чемоданом, если ещё пока не знаете – с мясорубкой, если они вам не пригодятся, то с мусорной корзиной. ( слайд №7 ) -Выберите одну карточку,которые лежат у вас на парте, и покажите мне её, пожалуйста. - Вы большие молодцы. - Спасибо за урок. До свидания.(слайд №=89) | - Повторить сложение и вычитание десятичных дробей - Повторить правила и решать упражнения на эти правила. - Да. Поднимают карточки с изображением мясорубки, чемодана или мусорной корзины. | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Рабочий лист по математике
Учитель ______________________________________________________________
Ученика(цы)_________5_______класса, Фамилия, имя__________________________________________________
Дата ___________________________
Тема урока «___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________»
Цель урока:___________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Задачи урока: 1.________________________________________________________;
2.________________________________________________________.
Задание №1. «Верно – неверно»
Если вы считаете, что «верно», то поставьте «+» напротив высказывания, если «неверно» - «-».
№ | Вопрос | «+»/«-» | Критерии оценивания |
1 | Десятичная дробь – это дробь, которая состоит из числа 10. | | «5»- все выполнено верно; «4»- допущена одна - две ошибка; «3»-допущено 3 ошибки; «2»-допущено более 3-х ошибок. |
2 | В записи десятичной дроби целая часть отделена от дробной знаком «?» | |
3 | Чтобы сложить две десятичные дроби, надо: Уровнять в слагаемых количество цифр после запятой; Записать слагаемые друг под ругом так, чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого; Сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа; Поставить в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых. | |
4 | Если к десятичной дроби справа приписать любое количество нулей, то получится дробь, равная данной. | |
5 | Любое натуральное число можно представить в виде десятичной дроби. | |
6 | Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую, надо: Уровнять в уменьшаемом и вычитаемом количество цифр после запятой; Записать вычетаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычетаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого; Произвести вычетание так, как вычетают натуральные числа; | оценка |
Задание №2. Расставьте запятые так, чтобы получились верные равенства:
32 +18 = 5; 48 + 22 = 7; 3 + 108 = 408; 1 + 308 = 408; 736 – 336 = 4; 57 – 4 = 17. | Критерии оценивания: оценка «5»- все выполнено верно; «4»- допущена одна ошибка; «3»-допущено две-три ошибки; «2»-допущено более 3-х ошибок. |
Задание №3.
Вариант 1: Вычислите.
1,6+5,3= 8,84+1,9= 5,6-3,45= 5-0,11= 15-9,87= | оценка Критерии оценивания: «5»- все выполнено верно; «4»- допущена одна ошибка; «3»-допущено две ошибки; «2»-допущено более 2-х ошибок. |
Задание №4.
Вариант 1: Решите задачу.
На пальто израсходовали 3,2 м ткани, а на костюм 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе?
Решение:
Ответ:
оценка
Задание №5. Работа в группе. Критерии оценивания:
«4»- я активно работал(а) в группе, помогал(а) выполнять задания ;
«3»- я мало работал(а) в группе;
«2»- я не помогал(а) группе выполнять задания.
Оцените свою деятельность на уроке, проставив баллы в соответствующие колонки.
Тема урока | Выполнил задание №1. (5, 4, 3, или 2 балла) | Выполнил задание №2. (5, 4, 3, или 2 балла) | Выполнил задание №3. (5, 4, 3, или 2 балла) | Выполнил верно задание №4. (1 бал) | Задание №5. Работа в группе. (4, 3, или 2 балла) | Итого баллов | Оценка |
| | | | | | | |
Критерии выставления оценок за урок:
оценка «5», если ты набрал 18-20 балл;
оценка «4», если ты набрал 14-17 баллов;
оценка «3», если ты набрал 11-13 баллов.
Е сли ты набрал меньше 11 баллов, не растраивайся, нарисуй улыбающийся смайлик для хорошего настроения!
Домашнее задание: §33, №869, №882 и творческое задание: придумать рекламу десятичным дробям
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
0,3+1,05-0,35= | 5,72-3,4+0,68= |
4,5-3,6+0,1= | 0,44+2,97-0,41= |
1,07-0,2+0,13= | 6,4+0,32-3,72= |
2,4+3,06-4,46= | 7,8-5,65+0,85= |
2,4+2,63-3,03= | 6,5+0,12-4,62= |
1,04+1,3-0,34= | 7,08-4,31-0,77= |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Карточка №1
Номер задания | К | А | С | Р | Т | И |
1 | 2,446 | 3,2245 | 5,155 | 4,21 | 5,65 | 3,21 |
2 | 104,24 | 100,2 | 98,92 | 107,04 | 96,41 | 33,5 |
3 | 0,2 | 0,11 | 0,15 | 1,89 | 1,98 | 7,9 |
4 | 34,75 | 5,06 | 30,7 | 4,05 | 10,8 | 30,75 |
5 | 7,18 | 30,7 | 14,49 | 15,2 | 29,43 | 32,22 |
6 | 5,38 | 6,21 | 15,96 | 14,27 | 13,4 | 4,08 |
Задания к карточке 1
2,145 + 3,01=
105,11 – 8,7 =
Решите уравнение 1 – х = 0,89
Решите уравнение х + 15,35 = 19,4
В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг.
Какова масса другого кочана?
Карточка 2
Номер задания | Ь | Т | О | Р | К | Ы |
1 | 4,946 | 5,801 | 9,446 | 8,36 | 9,77 | 9,41 |
2 | 5,06 | 3,24 | 3,44 | 4,04 | 5,16 | 5,42 |
3 | 10,74 | 0,67 | 11,456 | 12,86 | 10,86 | 9,24 |
4 | 100,4 | 179,56 | 85,6 | 100,36 | 89,4 | 94,44 |
5 | 9,81 | 3,89 | 4,11 | 5,12 | 10,1 | 8,09 |
6 | 34,55 | 24,9 | 30,85 | 30,15 | 32,515 | 29,4 |
Задания к карточке 2
4,41 +5,36 =
5,24 – 1,8 =
Решите уравнение х – 11,3 = 1,56
Решите уравнение 137 - х = 42,56
Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?
Карточка 3
Номер задания | К | Й | Ы | А | Б | Р |
1 | 38,21 | 31,489 | 49,5 | 85,56 | 59,12 | 40,821 |
2 | 50,12 | 9,217 | 46,69 | 67,5 | 127,34 | 133,04 |
3 | 2,2 | 1,43 | 0,8 | 2,15 | 1,57 | 0,97 |
4 | 7,5 | 8,25 | 9,27 | 10,5 | 8,2 | 9,15 |
5 | 209,9 | 210,7 | 219,8 | 221,5 | 220 | 205 |
Задания к карточке 3
35,85 + 4,971 =
125,19 – 78,5 =
Решите уравнение х – 0,07 = 1,5
Решите уравнение 9 - y = 1,5
Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
Карточка 4
Номер задания | А | Р | Е | Ч | Т | С |
1 | 10,7 | 9,05 | 14,75 | 13,47 | 18,5 | 15,85 |
2 | 28 | 89,94 | 27,9 | 25,2 | 28,891 | 30,74 |
3 | 65,6 | 70,6 | 56,5 | 45,9 | 62,8 | 64,5 |
4 | 104,44 | 94,44 | 54,21 | 100 | 179,56 | 42,9 |
5 | 3,76 | 37,6 | 376 | 3,076 | 0,3076 | 0,0057 |
6 | 180,7 | 108 | 185,8 | 189,5 | 170,8 | 187,2 |
Задания к карточке 4
4,9 + 10,95=
37,5 – 8,609 =
Решите уравнение х – 27,5 = 38,1
Решите уравнение 137 - х = 42,56
Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?