СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Танец, корнями уходящий в глубокую древность»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Танец, корнями уходящий в глубокую древность»»

XVIIIРеспубликанскийконкурс молодых исследователей «Ступень в науку»





Секция: Искусствоведение, декоративно-прикладное искусство.





Тема «Танец, корнями уходящий в глубокую древность»














Автор работы:

Кабулова Мария Тареловна 4 класс





Место выполнения работы:

МБОУ ДОД ДДТ

г. Ардон




Научный руководитель:

Елоев Юрий Дмитриевич

педагог дополнительного образования











Владикавказ, 2020-2021 г.



Содержание


Введение………………………………………………………………………………………...3

Глава 1Искусство осетинского танца.………………………………………………………...5

1.1. Значение танца Симд и его история……………………………………………………..7

1.2.Национальный костюм для танца Симд…………………………………………………10

Глава 2. Разновидности Симда……………………………………………………………….11

2.1. Симд народов………………………………………………………………….…………..11

2.2. Тымблсимд………………………………………………………………………………....11

2.3. Старинный симд…………………………………………………………………………...12

Глава 3. Симд сегодня………………………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………………………...16

Список использованной литературы………………………………………………………….17

Приложения…………………………………………………………………………………......18






























Введение


«….Осетинский народ- это народ, имеющий в своей природе

по существу великую театральность, это музыкальный народ,

пластический народ, такой поэтичный народ, который

имеет такой чудесный танец «Симд» - один из

неповторимых танцев в мире.

Ни один полонез не сравнится с «Симдом». Да здравствует

«Симд»- танец который выражает рыцарство, чистоту

чувств, мужество и благородство. Да здравствует

такой народ, да здравствует такое искусство!»


Дмитрий Алексидзе, грузинский

режиссер, народный артист СССР.[1]


Цель работы: проанализировать историю происхождения танца Симд, какой процент жителей Северной Осетии увлекаются осетинскими танцами, какое значение имеет танец Симд для жителей Республики.

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами. Во- первых танец, корнями уходящий в глубокую древность

во-вторыхСимд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашей нации.

в-третьих его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического искусстваВ чем изюминка танца?

Задачи исследования:

1.Раскрыть историю танца Симд.

2. Описать разновидности этого танца.

3. Дать оценку современному исполнению танца Симд.

4. Узнать на сколько жители города Ардона увлекаются Осетинским танцуем Симд

Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашей нации. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического искусства осетин. По приданию предков считалась позором ухаживать за девушкой в открытой форме. Подчистую женили детей не спрашиваяразрешения. Ни о кокой любви не могла заикнутся девушка. Влюбленных выручал танец Симд, встречаясь в танце, влюблённые могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась. Как известно в снову любого симда составляли два элемента — прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.[2]
На Юге России говорят - "Станцевать танец – это, как прожить жизнь за несколько минут". В этом высказывании мало преувеличения. В танце осетины молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. "Новости культуры" представляют специальный материал о народном осетинском танце и его мастерах в рубрике "Хождение по музам".
Характер народа? Иногда он - в истории одного танца. Самый армейский, величавый из осетинских танцев, в котором сначала даже женщинам запрещалось участвовать, - ритуальное сошествие в круг воинов перед битвой, - осетины переиграли в веселую часть свадебного действа.


Симд - национальный горский танец. Его называют знатоки музыки «танцем богов». Ведь в нем наглядно проявляются величие и красота богатейшей культуры и традиций предков осетин – воинственных и доблестных скифов, сарматов и аланов.

Танец-история, танец-легенда, танец-эпоха - cимд - в буквальном смысле этого слова стал символом и достоянием нашей нации.

Многие народы Юга Росси исполняют этот величественный танец, многие пытаются приобщиться к вековой культуре Осетии. Однако, как отметил как-то народный артист Северной Осетии–Алании Нодар Плиев, cимд лучше всего танцуют именно на юге Осетии.[3] В Южной Осетии с осетинской хореографиейсоприкасаются чуть ли не с младенчества. Мастерству учат не только художественные коллективы Республики, ему учат в общественных образованиях, при которых созданы специальные кружки, в которых детей обучают искусству национального танца. Недавно в Министерстве образования, науки и молодежной политики РЮО обсуждался вопрос об изучении национальных танцев в виде школьного предмета. Действительно, в то время, когда встает вопрос морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, есть повод задуматься о пропаганде традиционных ценностей среди молодого поколения. Вместе с тем, такая пропаганда должна иметь обязательный характер и преподноситься учащимся в виде школьной дисциплины. Бесспорно, танец cимд, с присущим ему благородством и величием, может многому научить молодого человека, например приобщить его к знаниям о национальном колорите, привить ему понимание красоты нации и ценности целомудрия.
Сегодня в авангарде пропаганды «симдового искусства» в Южной Осетии выступает Государственный академический ансамбль песни и танца «Симд». Ансамбль был создан в 1938 году.
На протяжении долгих лет своей творческой деятельности он сменил несколько поколений талантливых и одаренных танцоров. Скорей всего, каждым из них двигало желание показать всю полноту благородства национальной культуры, заключенного в движениях этого величественного танца. Именно поэтому ансамбль по сей день продолжает блистать на международных фестивалях, сохраняя в себе все самые хорошие традиции, при этом совершенствуя и развивая глубокий смысл, заложенный в него на самых ранних страницах истории.
Как отмечал в одном из своих интервью художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист Южной и Северной Осетии, народный артист Северной Осетии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Вадим Цховребов, за прошедший год репертуар ансамбля «Симд» значительно обогатился, были поставлены новые танцы». [4]




Глава 1. Искусство осетинского танца.


Осетинское хореографическое искусство - одно из изящных проявлений национального творчества, воплотившего в себе отдельные стороны этических и эстетических представлений людей. Искусство танца неотделима связано с музыкальным, а нередко и песенным творчеством; оно представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства и с исторических времен занимает важное место в жизни жителей Юга России, а особенно в истории и творчестве осетин.В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Правда, танец у осетин лишь в редких случаях имел обрядовое значение. Он являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах. Из богатейшей истории осетинского народа мы знаем, какое значение имел танец в быту предков осетин, этому свидетельствует эпическое наследие осетинского народа. Отдельные сказания о нартах воспроизводят красочнее картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками. Так, в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы героического эпоса описывают блестящий по своему техническому совершенству и мужественному содержанию сольный мужской танец.[5]

И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,

Он сперва на земле проплясал немало...

А затем на фынге продолжал пляску.

Тут он начал плясать еще искуснее,

Закружился волчком по самому краю,

Ни капли не пролил, не сбросил и крохи...

Сослану под ноги мечи подставили,

Мечи уставили остриями кверху,

А Сослан пляшет - на мечах вертится,

Будто бы вертится колесо мельницы.

В хореографической культуре осетинского народа имеется большое количество разнообразных танцев и танцевальных наигрышей, исполняемых в настоящее время преимущественно на национальной гармонике. Однако мы знаем, что не все танцы, известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое значение и уступают место другим танцам.

Например, древнейший по своему происхождению танец «Цоппай» был связан с языческими верованиями осетин и поэтому преимущественно имел ритуальное, обрядовое значение. «Цоппай» исполняется обычно вокруг пораженного молнией человека, оплакивать которого не полагалось, ибо, по народному поверью, пораженный «божественным огнем» (молнией) человек считался избранником божьим. Вполне понятно, что со временем этот массовый танец ушел в предание и в настоящее время представляет лишь этнографическую ценность. С течением времени особенно востребованным становится в наше время старинный танец «Симд»- излюбленный массовый танец, которым обычно завершались нартские пиршества. Об этом повествует сказание «Женитьба Батраза».

Собрались однажды нарты отважные

На Черной горе, на самой вершине.

На вершине горы пляску затеяли,

И все в большомсимде нарты заплясали

От симданартского горы осыпались,

Сокрушались камни, откалывались скалы,

И с треском падали деревья могучие...

В далекие прошлые времена существовало несколько разновидностей «Симда», большинство которых в настоящее время забыто. Но своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде», в нем нашли свое отражение и их отдельные хореографические фрагменты и движения.

В национальном исполнении этнический рисунок танца традиционен, хотя он в известной мере и определяется искусством импровизации ведущей пары. «Симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движений.




    1. Значение танца Симд и его история


Название танца «Симд» на осетинском не означает название какого- то определённого танца, а является существительным, которое образовано от глагола «Симын», что в переводе с осетинского означает «Танцевать массовый осетинский танец».

Симд» – жемчужина осетинской национальной хореографии. Есть много знаковых понятий, которые ассоциируются с осетинским народом: осетинский сыр, осетинские пироги, осетинское пиво и, конечно же, осетинский массовый танец «Симд». «Симд» в Осетии является одним из драгоценных народных танцев. Он неоднократно упоминается в героическом Нартовском эпосе осетин как знаковый танец нартовских богатырей. В некоторых сказаниях сюжеты построены на том, что нарты соревнуются в «Симде», пытаясь завоевать сердце гордой красавицы.

Фатима Алдатова- Туаева, руководитель вокально- хореографического ансамбля «Иристон-СПб»: «Этот танец- молитва, соединение двух людей. Рисунок танца имеет основные правила: юноши и девушки выходят отдельно и касаются только взглядом вскользь, затем только после поклона юношей и разрешения девушек, юноши могли взять девушек под руку и продолжать танец»

Касполат Касаев, главный балетмейстер Ансамбля танца "Алан":
"А вообще-то, если во время свадьбы симда нет, иногда старшие говорят: "Да там же симд даже не танцевали - что это за свадьба!" 

Симд: самый распространенный осетинский народный танец, имеющий бесчисленное количество разновидностей; национальная гордость Северной Осетии, упоминаемая в первой строке государственного гимна республики: "Здесь прошлое с будущим в симде сошлись..." Традиции симда хранит ансамбль танца "Алан".[6]

Эльвира Гурциева, артистка балета: "Почему кроме осетин не может никто танцевать симд? Потому что - это не хвастовство, это кровь".

 Там, где танцуют симд, обязательно есть влюбленные. В старину только в танце они могли встретиться, а потому и танцевали - с особым расчетом.

Касполат Касаев, главный балетмейстер Ансамбля танца "Алан": "И во время этого танца девушка вроде стесняется и голову в сторону как-то отводит. И парень объясняется ей в любви. Где возможно было?, вот в этом танце только". 

Из легенды осетинского народа нам известно во время танца сохраняется видимость абсолютного равнодушия: о разговоре пары никто не должен догадывается, и даже смотреть прямо на партнера в этом танце не разрешается. Прикоснувшись рукой к девушке, мужчина навлекает на себя позор старших. Ну а для тех, кто не боится позора, созданы длинные, закрывающие ладонь рукава национальных костюмов. 

Симдудивительный по своему композиционному построению, и по рисунку. Число исполнителей симда четное. Основу симда составляют два элемента – прямая линия и круг. Прямая линия символизирует бесконечность, а круг – солнце. Танец начинается в умеренном темпе, но постепенно темп ускоряется. Исполняется симд плавно, на высоких полу пальцах, корпус подтянут. Сегодня танец «Симд» является жемчужиной каждого осетинского хореографического коллектива, при этом от того, как слаженно исполняются элементы именно этого танца, судят об общем профессионализме танцоров.
Надо отметить, что данный старинный танец на большую сцену вышел относительно недавно. Сегодня мы видим его модернизированный, сценический вариант. Впрочем, такая метаморфоза с народными танцами обычное дело – у сценической хореографии свои законы.
Впервые танец «Симд» попал на профессиональную сцену в 1936 году. Конечно же, танец и до этого исполнялся отдельными танцевальными группами на различных сценических площадках. Но это был народный вариант, без профессиональной шлифовки. А дело обстояло следующим образом.
1 августа 1936 года первый секретарь Обкома Компартии Юго-Осетинской Автономной области Борис Таутиев вызвал в свой кабинет начальника управления культуры Владимира Хетагурова. Он показал ему телеграмму, которая пришла из Тбилиси. В ней сообщалось о том, что на V Олимпиаде самодеятельных коллективов, проводимой в рамках Грузинской ССР, должна быть представлена и Южная Осетия. Здесь же указывалось, что художественный смотр состоится… 5 августа. Таким образом, до концерта оставалось всего четыре дня.
Сегодня трудно определить сделано ли это было случайно или тбилисский организационный отдел просто проявил небрежность в своевременном оповещении юго-осетинской стороны, но как бы то ни было, готовиться к республиканскому смотру было необходимо.
Во время разговора в кабинете партийного начальника было решено представить на суд тбилисского зрителя танец, который бы произвел на искушенную публику должное впечатление. Был выбран «Симд», который не был тогда широко известен за пределами Осетии. «В тот же день я обратился к актерам драматического театра им.К.Хетагурова. Из их числа сформировал двенадцать танцевальных пар, – вспоминал сам В.Хетагуров. – Пришлось, основываясь на своем опыте участия в профессиональных коллективах, подгонять народные танцевальные элементы к сценическим требованиям. Репетиции шли ежедневно с утра и до самого вечера».
5 августа в Цхинвал приехала комиссия из представителей Тбилисского театра оперы и балета им. З. Павлиашвили, которым и был представлен танец «Симд» в новой, сценической редакции. Окончание выступления было встречено аплодисментами – танец «Симд» был однозначно одобрен специалистами и уже к вечеру юго-осетинский коллектив был в Тбилиси.
Олимпиада проходила на сцене Тбилисского театра оперы и балета в течение двух дней. Свое танцевальное мастерство демонстрировали десятки коллективов со всех уголков Грузинской ССР. Однако выступление юго-осетинских танцоров произвело наиболее сильное впечатление. В этой связи произошел уникальный случай, один и тот же коллектив принимал участие в обоих конкурсных днях. При этом организаторы Олимпиады продемонстрировали свое восхищение исполнением осетинских танцоров, завершив исполнением танца «Симд» второй, заключительный день смотра. Исполнение осетинского танца было по достоинству оценено не только простыми зрителями, но и профессиональными хореографами. Танец «Симд» получил новую жизнь. Среди участников презентации осетинского массового танца «Симд» на большой сцене были Владимир Харебов, Соско и Алексей Джадтиевы, Георгий Аликов, Борис Андиев, Зина и Варя Гаглоевы, Дарья Бигулаева, Зинаида Плиева и др.

Через месяц после триумфа в Тбилиси В.Хетагурову сообщили, что в декабре в Москве пройдет Декада литературы и искусства Грузинской ССР, в числе других танцевальных номеров Государственный ансамбль танца Грузии должен представить и осетинский «Симд». Поставить танец предлагали самому В.Хетагурову. Задача это была непростая. Во-первых, грузинские танцоры не имели представления о том, что такое «Симд». Первый раз они его увидели на Олимпиаде. И, во-вторых, времени оставалось совсем мало. Ответственности прибавляло то, что на концерте в Москве среди зрителей должен был быть сам И.Сталин.
За десять дней до того, как в Москве должна была начаться Декада в Тбилиси приехала московская комиссия. Претензий к исполнению танца «Симд» не возникло, и он вскоре был встречен с одобрением московским зрителем. Аплодисменты раздавались и из правительственной ложи, где сидели руководители Советского Союза.

Столь высокое одобрение вождем осетинского танца не осталось незамеченным руководством грузинского ансамбля. С этого периода танец «Симд» входит в репертуар коллектива. Правда, со временем его название претерпевает удивительные перемены, превращаясь то в «грузинский массовый танец», то в танец «Осури». Эта особенность наших южных соседей известна давно. Они всегда (порой успешно) пытались присвоить и национализировать достижения нашего народа, в том числе перевирая даже страницы истории, замалчивая известные факты, присваивая победы, интерпретируя под себя различные события. А о присвоении элементов осетинской кухни и хореографии и говорить не приходится. В этой связи следует привести еще один любопытный момент. В 60-х годах известная балерина Тбилисского театра оперы и балета Лили Гварамадзе защитила диссертацию по хореографии на соискание ученой степени. Она доказывала, что никогда осетины на носках не танцевали, потому что горцы, проживая в горах, не могли найти места, где поставить на землю свои носки. А потому хороводный танец «Симд» никак не может быть осетинским.«Симд» же, несмотря на все старания грузин, во всем мире все также считают осетинским национальным танцем. Ну а мы – жемчужиной осетинской хореографии.





1.2.Национальный костюм для танца Симд.


Костюм в далекие времена играл одну из важных ролей в повседневной жизни осетин. Его носили как повседневный наряд, украшали платком голову. Наряд для невесты имел более праздничный характер выбитый осетинским орнаментом. Костюм для симда был особенный: рукава были очень длинны и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «уæлæрттæ». Они служили также украшением костюма.Хотякостюм для симда был достаточно закрытый, даже слишком: он не оставлял ни одного сантиметра тела обнажённым, чтобы избежать соприкосновения тел партнёров.По приданию осетин от мастерства швеи когда-то могла зависеть судьба возлюбленных: жених, наступивший в танце на подол невесты, сразу же становился объектом насмешек.

Хотя прошло очень много времени, а с годами многое меняется в современной жизни осетин, национальный костью имеет высокую актуальность не одна свадьба не обходится без национального костюма. А интересен тот факт что в мастерской национального костюма работают по старинным технологиям, вручную. Разделения труда здесь нет: над одним костюмом трудится только один человек.

Изольда Гогичаева, мастер по изготовлению национального костюма: "Когда с одной руки, то оно гораздо интереснее, гораздо красивее".

 Шить исторически достоверные костюмы для «Симда» - задача порой просто невыполнимая. Но на сегодняшний день с этим справляются успешно известные мастера республики. Яркие и колоритные выступления наших ансамблей в величавом танце симд, радуют не только наших жителей республики, но и далеко за её пределами. Так, свою коллекцию национальных костюмов, для показа за рубежом Изольда Гогичаева выбрала танец симд. Что, опять же говорит об исторической значимости этого танца.[7]




Глава 2. Разновидности Симда.


2.1. Симд народов.



В далеком прошлом осетины танцевали несколько разновидностей «Симда», многие из которых в настоящее время остались в прошлом. Но своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде», в нем нашли свое видение и их отдельные хореографические фрагменты и элементы. 

Симднартов (двухэтажный симд)

Двухэтажный танец Симдтанцевался под Новый год вокруг зажженных костров, в котором участвовали только мужчины, который отличались и силой, и ловкостью. 
Построение симда:

а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до двухсот и более человек. Участвовала вся округа; 
б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев завершали словами: «Поклонитесь нам» («Бакувут!»). На что нижние отвечали верхним: «Чтобы вы полетели вниз!»(«Даламаархаут!»). 
Старики рассказывали, что предки осетин «подлинные нарты» для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят. Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Посреди огромного живого круга на кострах. В огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих.

Нижние танцоры выпивали с рогов или чаш, которые «урдугистгута» (прислуживавшие) вливали им прямо в рот, а верхний ряд получал наверх на руки питье из рогов и чаш, так как одну руку танцор всегда мог освободить, левую или правую.

 



2.2. Тымблсимд.


Круговой симд этот включал в себя и мужчин, и женщин, среди которых имелись запевалы. Попеременно, то мужчины, то женщины запевали. Женщины стояли вперемежку с мужчинами. Мужчина брал под руку женщину. Становилось в круг одинаковое количество и женщин, и мужчин. Танец начинался медленно поступательным движением — вправо, а затем влево. Во время танца исполнялась песня, которую вел запевала, а характерный припев подхватывал хор словами: «О, райда, ой, райда!». Танцоры, получив от хозяйки обильное угощение — «нуаз» и прочее — продолжали танец до утра. В центре круга стояла молодежь с дощечками и хлопала в такт танцующим.

 

2.3. Старинный симд.


Выстраивалась шеренга: девушка, мужчина-девушка, мужчина и т.д. Мужчина брал под руку девушку, затем правая нога танцорами выдвигалась немного вперед. В таком виде живая стена танцоров вправо двигалась до момента, когда первая пара танцоров выходила из общего ряда в перпендикулярном к шеренге направлении. 

Выдвинув вперед правую, танцор левую свою ногу ставил почти в уровень пятки правой ноги. 
1. Правая нога, левая. Второе движение соответствовало отрыву правой ноги с места сильно вправо с легким кругообразным движением. 
2. После чего левая нога опять заступала свою место, чтобы продолжать также двигаться вперед. 
3. Музыкальный мотив, мелодически спокойный и тяжелый, предписывал танцорам такое же медленное и величавое движение. Общее впечатление от двигавшихся друг за другом пар получалось — движение морских волн, медленно набегавших друг на друга. 
4. Первая вышедшая из шеренги пара (мужчина с левой стороны) приходит к конечному пункту шеренги и, становясь в прежнее положение, медленно подвигается вправо, пока таким же образом подойдут другие пары.

Симдстаринный (более сложный)

Общая канва симда предыдущего (старинного) остается. Общее впечатление создавалось от массы танцоров — огромное волнение волн, так как пары меняли свои места самым разнообразным видом. Симд этот требовал и от мужчины, и от девицы точного выполнения «па», так как неопытный танцор мог легко затеряться в общей массе. Оба эти старинные симды танцевались в 1860-1870-х годах по объяснению стариков ЦыппуБайматова и Левана Бегизова. 


Симд простой на одной ноге

Выход первой пары из шеренги. Получался обыкновенный шаг, начинавшийся с правой ноги. Музыка для этого симда имела быстрый темп и создавалось впечатление скорого бега танцоров в отличие от медленных симдов, более старинных. Симды эти процветали в 1880-1890-х годах. Таким образом, в смысле ускорения темпов и сокращения сложных «па» народ переходит к самому простому рисунку — прямолинейному танцу. В дальнейшем в 1900-х годах и позже преобладает всюду этот упрощенный, но ускоренный симд. 


Симд «Сандрак»

Как показывает само название этого симда, он пришел в Осетию откуда-то извне от западных соседей. Несмотря на его пришлость, он держался долго в народе, подкупая, видимо, своей живостью и непосредственностью движений ног главным образом, так как руки оставались в обычном для симдов положении. 




Сандрак


1. Выстраивалась шеренга пар танцоров. С началом музыки вся шеренга начинала танец на месте, почти не двигаясь ни вправо, ни влево. 

2. Движение ног на месте по определенному порядку, попеременно выбрасывая слегка в сторону носок. 
3. Движение делалось очень быстро. Когда, таким образом, вся стена танцоров приходила на месте в быстрое колыхание, первая пара начинала отделяться от общей шеренги, не теряя взятого в танце темпа:

а) пятки почти касались друг друга,

б) носки выбрасывались влево и вправо; носок правой ноги — направо, носок левой ноги — налево. 


Сандрак (более поздний)

Общая (парная) шеренга танца сохранялась, но движение общей массы на месте исчезает и появляется легкий удар правой ногой на месте.

Рисунок общего танца получался зигзагообразной линией. Означенный танец бытовал уже в 1900-х годах.









Глава 3. Симд сегодня


В современной композициитанца симд главным остается старинная схема.

Женщины участвуют в нём наравне с мужчинами: сохранились основные элементы «тымбылсимда». По-прежнему основа танца — круг. Но в современномсимде основной акцент делается на новые формы композиции, новые ракурсы, которые не всегда соответствуют содержанию танца. Происходит так потому, что в нынешнем быту народные танцы фигурируют всё реже и реже. Теперь мы всё чаще видим их в основном на сцене, в постановках баллетмейстеров. Что же касается симда, то он, в любом случае, был и остаётся символом нашей истории и культуры.

Сегодня танец «Симд» является изюминкой каждого осетинского хореографического коллектива, при этом от того, как слаженно исполняются элементы именно этого танца, судят об общем профессионализме танцоров.

Надо отметить, что данный старинный танец на большую сцену вышел относительно недавно. Сегодня мы видим его модернизированный, сценический вариант. Впрочем, такая метаморфоза с народными танцами обычное дело – у сценической хореографии свои законы

Симд во всем мире считается осетинским национальным танцем. Ну а мы – жемчужиной осетинской хореографии.

У нас коллективов в Республике много новенцом танцевального искусства осетинского народа является Государственный Академический ансамбль «Алан». История ансамбля насчитывает свыше 70 лет. За годы своего существования коллектив ансамбля с блеском представляет культуру своей родной республики в разных уголках мира и покорил своим талантом сердца миллионов людей. Каждый выход ансамбля «Алан» — это целая композиция, показывающая историю и судьбу осетинского народа. Неповторимую изящность и колорит выступлениям ансамбля на сцене придают яркие костюмы, а также оркестровое и песенное сопровождение. Посмотрите танецСимд в исполнении артистов ансамбля «Алан»действительно, от этого танца дух захватывает. Мы знаем, что в национальных танцах очень важно сохранять традиции. Можно усилить любой номер техническими элементами, но без понимания сути и души танца ни одна постановка не вызовет отклик у зрителя. Поэтому, с коллективом ансамбля работают знаменитые балетмейстеры. Очень высокую оценку танцевальному мастерству коллектива ансамбля «Алан» давал непревзойденный Махмуд Эсамбаев. Артисты ансамбля стали обладателями золотой медали престижнейшего  Международного фестиваля пяти континентов во французском Дижоне, где им рукоплескал весь зал. Артисты ансамбля отмечают, что именно такие выступления, вдалеке от родины, дают силы и вдохновение работать дальше и совершенствовать свое мастерство, чтобы донести культуру осетинского народа  в разные уголки планеты.










































Заключение.


Симд — называют «танцем богов». Ведь в нем наглядно проявляются величие и красота богатейшей культуры и традиций предков осетин- воинственных и доблестных скифов, сарматов и аланов. Танец-история, танец- легенда, танец- эпоха- симд- вбуквальном смысле этого слова стал символом и достоянием нашей нации.

Многие народы на Кавказе используют этот величественный танец, многие пытаются приобщить к вековой культуре Осетии.

В то время, когда встает вопрос морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, есть повод задуматься о пропаганде традиционных ценностей среди молодого поколения. Вместе с тем, такая пропаганда должна иметь обязательный характер и преподноситься учащимся в виде школьной дисциплины. Несомненно, танец симд, с присущим ему благородством и величием, может многому научить молодого человека, приобщать его к знаниям о национальном колорите, привить ему понимание красоты и ценности целомудрия.

На сегодняшний день в Ардоне действуют три танцевальных коллектива такие как

«Аланта» художественный руководитель ДавидКозаев

«Бонварнон» художественный руководительБатразКачмазов

«Ногдзау» художественный руководитель Елоев Казбек.

В каждом изколлективетанцуют более 20 пар каждый коллектив танцуетсимдпостановку своего хореографа, одинаковые остаются движения ног и рук. Меняется только схема видения танца. Мы провели опрос среди жителей Ардона, 1. Вы любите осетинские танцы?

2. Вы знаете осетинский танец симд ?

3.Вы танцуете «Симд»?

В котором выявилась то, что основная масса населения города увлекается танцами,\ умеет и знает танец Симд старшее поколение больше любит наблюдать за выступлениями молодежи, хотя среди них то же оказываются активисты, которые в удобных случаях всегда вносят колорит своим выступлением на сцене будь то свадьба, юбилей, или любое большое мероприятие. Родители у которых есть дети они или ходят на национальные танцы или хотят отдать детей на осетинские танцы. Симдтанец который осетины чувствую от кончика ног до кончика рук каждый кто носит гордое название осетин он должен танцевать осетинские танцы, это наша история, культура, доблесть и честь.








Список использованной литературы.



Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов:


  1. Алексидзе Дмитрий Александрович (1910-84) - грузинский режиссер, народный артист СССР (1976). Текст словарных статей «Большой Энциклопедический Словарь», 1998

  2. Е. И. Крупнов, Ш. Д. Инал-Ипа, Б. А. Калоев и др. Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. — М.: Наука, 1969. — С. 19—20. — 551 с.


  1. Нодар Плиев: национальный танец передает душу народа nykhas.ru›505880/nodar-pliev-nacionalnyy-tanec…


  1. Нодар Плиев: национальный танец передает душу народа nykhas.ru›505880/nodar-pliev-nacionalnyy-tanec…



  1. Нартский эпос и некоторые вопросы истории...iriston.com›nogbon/news.php?newsid=113



  1. Нодар Плиев: национальный танец передает душу народа nykhas.ru›505880/nodar-pliev-nacionalnyy-tanec…


  1. Изольда Гогичаева: «На сегодняшний день моду на...» vladgazeta.online›izolda-gogichaeva-na…den-modu…


















Приложения.




Блиц-опрос жителей г.Ардон.

Количество

опрошенных

Пол

Вопрос

Вы любите осетинские танцы?

Вы знаете танец Симд

Вы танцуете «Симд»?

20

Жен.

20

18

10

15

Муж.

15

12

7

25

Молодежь(18-25)

25

25

23

20

Дети(10-15)

20

15

10
















Количество

опрошенных

Пол

Вопрос

Вы любите осетинские танцы?

Вы знаете танец Симд

Вы танцуете «Симд»?

20

Жен.

20

18

10

15

Муж.

15

12

7

25

Молодежь(18-25)

25

25

23

20

Дети(10-15)

20

15

10






«Танец, корнями уходящий в глубокую древность»









































18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!