СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица отклоняющегося поведения подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица отклоняющегося поведения подростков»

Отклоняющееся поведение подростков: виды, причины, особенности организации педагогического влияния.


Отклоняющееся поведение – поведение, которое не соответствует, идет вразрез, противоречит заданным обществом нормам и принципам1.


Виды асоциального поведения подростков2

Причины асоциального поведения

Особенности организации педагогического влияния

  1. Агрессивное поведение – отдельный поступок или система поступков, сопровождаемых нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей.

  2. Аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие, поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической или физической зависимости.

  3. Аморальное поведение - отдельный поступок или система поступков, противоречащих установленным в обществе моральным нормам.

  4. Антисоциальное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов.

  5. Девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, нарушающие в сложившемся обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы.

  6. Делинквентное поведение - отдельный поступок или система поступков, не соответствующих официально установленным нормам права, но не носящие уголовно наказуемого характера.

  7. Дромомания – отклоняющееся поведение, связанное с побегами из дома.

  8. Суицидальное поведение – поведение, преднамеренно направленное на лишение себя жизни.

  9. Трудновоспитуемость – явление, связанное с затруднениями процесса социализации.

  10. Хулиганство – умышленные действия, связанные с грубым нарушением общественного порядка и выражающие явное неуважение к обществу.

    1. Нервно-психические заболевания подростков, связанные с функционально-органическими поражениями ЦНС – психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов.


Психогенная дезадаптация


    1. Влияния среды, формирующие социальный опыт подростка – быт, отношения в семье, уклад жизни, традиции.


Социальная дезадаптация


    1. Половозрастные и индивидуально-психологические особенности развития личности ребенка, подростка - акцентуации характера как крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.


Психическая дезадаптация


Типы акцентуаций характера у подростков3:

      • Гипертимный тип – постоянно приподнятое настроение, активность, предприимчивость, нежелание подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.

      • Циклоидный тип – характеризуется чередованием субдепрессивных фаз с гипоманиакальными.

      • Лабильный тип – отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроений. От текущего настроения зависит самочувствие, работоспособность, отношение к другим людям.

      • Астено-невротический – главные черты: болезненность, капризность, плохая переносимость нагрузок, фиксация на состоянии здоровья.

      • Сензитивный тип – характеризуется повышенной впечатлительностью и чувством неполноценности.

      • Психастенический тип – характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью.

      • Шизоидный тип – выражается в замкнутости, отгороженности, духовном одиночестве.

      • Эпилептоидный тип – проявляется в склонности к возникновению периодов злобно-тоскливого натроения. С этим связаны напряженность, взрывчатость, безудержная агрессия.

      • Истероидный тип – характеризуется безграничным эгоизмом и жаждой признания, чувствительны к реакциям других людей, стремятся любой ценой жобиться внимания, восхищения, сочувствия или ненависти, не переносят равнодушия.

      • Неустойчивый тип – прояляется в слабоволии, внушаемости, легко поддаются чужому влиянию, их поступки определяются внешними обстоятельствамси.

      • Конформный тип – поведение зависит от постоянной и устойчивой ориентации на нормы и ценности ближайшего окружения.



I. Система реабилитационной работы.

  1. Психологическая реабилитация:

  • Индивидуальная психокоррекционная работа;

  • Групповые занятия: тренинги, игротерапия, релаксация;

  • Психологическое консультирование;

  • Психотерапевтические беседы

  1. Физкультурная реабилитация:

  • Систематические групповые занятия физической культурой;

  • Спортивные праздники, эстафеты.

  • Занятия в секциях.

  1. Коррекция эмоциональной сферы.

  2. Духовно-нравственное воспитание.

  3. Трудотератия.


II. Ориентация на оптимальные стили воспитания4.

  1. Рассудительный стиль – уважительный , сотрудничающий – отношения равноправные, способствующие формированию нравственных норм и традиций в поведении, развитию творческих способностей детей.

  2. Гармоничный стиль – способствующий формированию и развитию самостоятельности, уравновешенности, активности, равного отношения к умственным и трудовым действиям, потребности в защите своих товарищей и близких, простаты в обращении с людьми, правдивости, искренности, требовательности к себе, самокритичности, настойчивости в достижении цели, инициативности.


III. Организация межведомственного взаимодействия в работе по профилактике отклоняющегося поведения подростков.


IY. Расширение возможностей системы УДОД в работе с подростками.


Y. Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании подростков.


1 Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М. 1980.

2 Материал подготовлен по данным краткого словаря-справочника «Отклоняющееся поведение молодежи» Владимир. ВГПУ. 1994.

3 По Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л. 1985.

4 По Мтниярову В.М. Психология семейного воспитания. М. 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!