Агрессивное поведение – отдельный поступок или система поступков, сопровождаемых нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей. Аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие, поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической или физической зависимости. Аморальное поведение - отдельный поступок или система поступков, противоречащих установленным в обществе моральным нормам. Антисоциальное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов. Девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, нарушающие в сложившемся обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Делинквентное поведение - отдельный поступок или система поступков, не соответствующих официально установленным нормам права, но не носящие уголовно наказуемого характера. Дромомания – отклоняющееся поведение, связанное с побегами из дома. Суицидальное поведение – поведение, преднамеренно направленное на лишение себя жизни. Трудновоспитуемость – явление, связанное с затруднениями процесса социализации. Хулиганство – умышленные действия, связанные с грубым нарушением общественного порядка и выражающие явное неуважение к обществу. | Нервно-психические заболевания подростков, связанные с функционально-органическими поражениями ЦНС – психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов. Психогенная дезадаптация Влияния среды, формирующие социальный опыт подростка – быт, отношения в семье, уклад жизни, традиции. Социальная дезадаптация Половозрастные и индивидуально-психологические особенности развития личности ребенка, подростка - акцентуации характера как крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Психическая дезадаптация Типы акцентуаций характера у подростков3: Гипертимный тип – постоянно приподнятое настроение, активность, предприимчивость, нежелание подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным. Циклоидный тип – характеризуется чередованием субдепрессивных фаз с гипоманиакальными. Лабильный тип – отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроений. От текущего настроения зависит самочувствие, работоспособность, отношение к другим людям. Астено-невротический – главные черты: болезненность, капризность, плохая переносимость нагрузок, фиксация на состоянии здоровья. Сензитивный тип – характеризуется повышенной впечатлительностью и чувством неполноценности. Психастенический тип – характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью. Шизоидный тип – выражается в замкнутости, отгороженности, духовном одиночестве. Эпилептоидный тип – проявляется в склонности к возникновению периодов злобно-тоскливого натроения. С этим связаны напряженность, взрывчатость, безудержная агрессия. Истероидный тип – характеризуется безграничным эгоизмом и жаждой признания, чувствительны к реакциям других людей, стремятся любой ценой жобиться внимания, восхищения, сочувствия или ненависти, не переносят равнодушия. Неустойчивый тип – прояляется в слабоволии, внушаемости, легко поддаются чужому влиянию, их поступки определяются внешними обстоятельствамси. Конформный тип – поведение зависит от постоянной и устойчивой ориентации на нормы и ценности ближайшего окружения. | I. Система реабилитационной работы. Психологическая реабилитация: Индивидуальная психокоррекционная работа; Групповые занятия: тренинги, игротерапия, релаксация; Психологическое консультирование; Психотерапевтические беседы Физкультурная реабилитация: Систематические групповые занятия физической культурой; Спортивные праздники, эстафеты. Занятия в секциях. Коррекция эмоциональной сферы. Духовно-нравственное воспитание. Трудотератия. II. Ориентация на оптимальные стили воспитания4. Рассудительный стиль – уважительный , сотрудничающий – отношения равноправные, способствующие формированию нравственных норм и традиций в поведении, развитию творческих способностей детей. Гармоничный стиль – способствующий формированию и развитию самостоятельности, уравновешенности, активности, равного отношения к умственным и трудовым действиям, потребности в защите своих товарищей и близких, простаты в обращении с людьми, правдивости, искренности, требовательности к себе, самокритичности, настойчивости в достижении цели, инициативности. III. Организация межведомственного взаимодействия в работе по профилактике отклоняющегося поведения подростков. IY. Расширение возможностей системы УДОД в работе с подростками. Y. Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании подростков. |