СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица "Модели инклюзивного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица "Модели инклюзивного образования"»

Программа внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению

«Уроки нравственности »















Составитель Слепухова Надежда Викторовна

















город Курск

2015 – 2016 учебный год





Рабочая программа

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного об­щества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценива­ние таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в млад­шем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и прави­лами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ре­бенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представ­ления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних мо­ральных требований во внутренние.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Коз­лова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализо­вана учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно при­влечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8-10 человек.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на не­произвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю рабо­ту. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсужде­ниях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основ­ная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутренне­му миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 135 занятий по 35-45 минут и рассчитана на че­тыре года обучения.

























Авторская педагогическая разработка учебной программы «Уроки нравственности» предназначена для обучающихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений, что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии возрастам обучающихся.

Изучение практического материала построено с учётом изучения теоретического материала и закреплением его практическим занятием.

Материал разработки изложен в том объёме и такой последовательности, которые позволяют с самого начала его изучения выполнять действия, дающие максимальные результаты при минимальных затратах времени.

Автором разработки выделены основные этапы изучения теоретического и практического материала.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников, с учётом «Требований к результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения. Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного по­ведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального пред­ставления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художествен­ные выставки, просмотр видеофильм





Введение



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Наиболее распространенными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная. Духовно – нравственному направлению – посвящено данное методическое пособие.

Программа «Уроки нравственности» разработана на основании:

Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек со­ставляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этическо­го сознания младшего школьника

















Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности», составлена на основе программы Э. Коз­лова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного об­щества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценива­ние таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в млад­шем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и прави­лами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ре­бенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представ­ления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних мо­ральных требований во внутренние.

Цель программы

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.



Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в се­мье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представи­телями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учрежде­нии, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано выска­зывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного по­ведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального пред­ставления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художествен­ные выставки, просмотр видеофильмов.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.



Принципы обучения

Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного пред­ставления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами че­ловеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание ду­ховно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — веду­щий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной де­ятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии. способность к иден­тификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстника­ми, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ре­бенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информацион­ной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной. общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержа­ния различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школь­ной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.



Методы обучения



Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

Условия реализации программы

  • обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;

  • утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;

  • подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;

  • разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;

  • подбор и подготовка диагностического инструментария;

  • наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;

  • заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.



Методические материалы.

Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.



Планируемые результаты реализации программы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьни­ков как направление

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентично­сти гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.





Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания социальной реальности и по­вседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта пережива­ния и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отноше­ния к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в ко­торой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных соци­альных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном обще­ственном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различ­ных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения .

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предме­том воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедея­тельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обуча­ющихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и при­обретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания, социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддержи­вать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие млад­ших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достиже­ния второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественно­го действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появле­ние значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучаю­щихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых наци­ональных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

В результате прохождения программного материала к концу 1-го клас­са обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.







Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходи­мые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокоме­рии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Суте­ева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять обещания.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в са­мовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтвержде­ние своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.



Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.

6. Стихотворения о Родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих по­ступков.





Уметь:

1. Различать хорошие и плохие поступки.

2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4. Исполнять заповеди.

5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные дей­ствия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных по­ступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов мо­рального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к реше­нию моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопережива­ния им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение бла­гополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложе­ния и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, соб­ственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•строить сообщения в устной и письменной форме;

•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще­ственных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, сред­ства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое вы­сказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных пози­ций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель­ности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Для оценки планируемых, результатов освоения программы «Уроки нрав­ственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, за­ложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность мо­ральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности: • диагностика нравственной самооценки; • диагностика этики поведения; • диагностика отношения к жизненным ценностям; • диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собствен­ных поступков и поступков окру­жающих людей

Анкета «Оцени поступок» (дифференциа­ция конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургано­вой и О.А. Карабановой, 2004} Наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Прило­жении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1-й класс (33 часа)



Раздел 1: Правила поведения в школе (6 часов)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке. Правила пове­дения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10 часов)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья Помни о других - ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)

«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Правила опрятности и аккуратности (5 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чу­жое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2 часов) Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3 часа)



В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3-й класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9 часов)

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7 часов)

"Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значе­ние маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспи­тании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нель­зя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созре­вают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Че­му научились на уроках этики



4 -й класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в со­временной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.



Раздел 2: Самовоспитание (7 часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление пла­на самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждо­го дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственно­сти. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заве­ты предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золо­той ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Му­ромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет сво­их героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Об­зор курса этикета.

























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



1-й класс

Задачи:

1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обще­стве, быть опрятным, организованным, вежливым.



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теорети­ческих

Практи­ческих


Раздел №1 Правила поведения в школе

6



1.

Правила поведения на уроке и на перемене

1

+


2.

Правила поведения в общественных местах

1

+


3.

Правила поведения в гардеробе

1

*


4.

Правила поведения в столовой

1


+

5.

Правила поведения в библиотеке

1


+

6.

Правила поведения в школьном дворе

1

+



Раздел №2

О добром отношении к людям

10



7.

Что такое «добро и зло»

1


+

8.

Что такое «добро и зло»

1


+

9.

«Ежели вы вежливы»

1


+

10.

«Ежели вы вежливы»



+

11.

Добрые и не добрые дела


+


12.

Добрые и не добрые дела


+


13.

Ты и твои друзья


+


14.

Ты и твои друзья


+


15.

Помни о других - ты не один на свете



+

16.

Помни о других - ты не один на свете

1


+


Раздел № 3 Как стать трудолюбивым

7



17.

«Ученье - свет, а неученье - тьма»

1


+

18.

«Как быть прилежным и старательным»

1


+

19.

«Как быть прилежным и старательным»

1


+

20.

Наш труд в классе

1

+


21.

Наш труд в классе

1

+


22.

Мой труд каждый день дома

1

+


23.

Мой труд каждый день дома

1

+



Раздел №4

Правила опрятности и аккуратности

5




Культура внешнего вида

1

+


25.

Культура внешнего вида

1

+


26.

Каждой вещи своё место

1

+


27.

Каждой вещи своё место

1

+


28.

Умейте ценить своё и чужое время

1


+


Раздел №5

Правила поведения на улице и дома

2



29.

Как вести себя на улице и дома

1

+


30.

Как вести себя на улице и дома

1

+



Раздел №6

Школьный этикет

3



31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1


+

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1


+

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

1


+



2-й класс

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в те­атре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теорети­ческих

Практи­ческих


Раздел №1 Культура общения

9



1.

Этикет (повторение)

1


+

2.

Устное и письменное приглашение на день рождения

1


+

3.

Устное и письменное приглашение на день рождения

1


+

4.

Встреча и развлечение гостей

1


+

5.

Встреча и развлечение гостей

1


+

6.

Поведение в гостях

1

+


7.

Поведение в гостях

1

+


8.

Как дарить подарки

1


+

9.

Как дарить подарки

1


+


Раздел №2

Общечеловеческие нормы нравственности

4



10.

Заповеди

1

+


11.

Заповеди

1

+


12.

Дал слово держи

1



13.

Дал слово держи

1

+



Раздел №3

Дружеские отношения

11



14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

1


+

15.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

1


+

16.

Преданный друг

1

+


17.

О доброте и бессердечии

1

+


18.

О доброте и бессердечии

1

+


19.

Об уважительном отношении к старшим

1


+

20.

О зависти и скромности

1

+


21.

О зависти и скромности

1

+


22.

О доброте и жестокосердии

1

+


23.

В мире мудрых мыслей

1


+

24.

В мире мудрых мыслей

1


+


Раздел №4

Понять другого

10



25.

Золотые правила


+


26.

Золотые правила


+


27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам



+

28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам



+

29.

О тактичном и бестактном поведении



+

30.

О тактичном и бестактном поведении



+

31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нра­вится


+


32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нра­вится

1

+


33.

В мире мудрых мыслей

1


+

34

Обзор курса этики за год

1


+

3-й класс

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным по­ступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия в общении с разными людьми, сострадания к чужому горю.



п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теорети­ческих

Практи­ческих


Раздел №1 Культура общения

9



1.

Этикет разговора

1

+


2.

Обращение к разным людям

1

+


3.

Обращение к разным людям

1

+


4.

Вежливый отказ, несогласие

1

+


5.

Этикетные ситуации

1


+

6.

Этикетные ситуации

1


+

7.

Афоризмы

1


+

8.

Разговор по телефону

1


+

9.

Играем роль воспитанного человека

1


+


Раздел №2

Самовоспитание

7




10.

Что значит быть вежливым?

1


+


11.

Мои достоинства и недостатки

1


+


12.

Мои достоинства и недостатки

1


+


13.

Большое значение маленьких радостей

1

+



14.

О хороших и дурных привычках

1


+


15.

О хороших и дурных привычках

1


+


16.

Афоризмы о самовоспитании

1


+



Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10




17.

Заповеди: как мы их исполняем

1

+



18.

О сострадании и жестокосердии

1

+



19.

О сострадании и жестокосердии

1

+



20.

Лгать нельзя, но если,..?

1

+



21.

Лгать нельзя, но если...?

1

+



22.

Всегда ли богатство счастье?

1


+


23.

Всегда ли богатство счастье?

1


+


24.

Спешите делать добро

1


+


25.

Спешите делать добро

1


+


26.

Без труда не вытащишь 1уэыбку из пруда

1


+



Раздел №4

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

8




27.

«Как сердцу высказать себя?»

1


+


28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться

1


+


29.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться

1


+


30.

«И нам сочувствие дается, как нам дается благодать»

1

+



31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки»

1


+


32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле

1


+


33.

Афоризмы

1

+



34.

Чему мы научились на уроках этики

1


+


4-й класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нрав­ственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений меж­ду людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теорети­ческих

Практи­ческих


Раздел №1

Культура общения

9



1- _|

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1


+

2.

Культура общения в современной семье

1


+

3.

Культура общения в современной семье

1


+

4.

О терпимости к ближним

1


+

5.

0 терпимости к ближним

1


+

6.

Культура спора

1


+

7.

Этикетные ситуации

1

+


8.

В мире мудрых мыслей

1

+


9.

В мире мудрых мыслей

1

+



Раздел №2

Самовоспитание

7



10.

«Познай самого себя»

1

+


11.

Самовоспитание

1

+


12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на не­делю

1

+


13.

Как я работаю над собой

1


+

14.

О терпении

1

+


15.

Конец каждого дела обдумай перед началом

1


+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пере­смотри»

1


+


Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10



17.

Об источниках наших нравственных знаний

1

+


18.

Совесть - основа нравственности

1

+


19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее»

1


+

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто»

1

+


21.

Заветы предков

1

+


22.

Россияне о любви к Родине

1


+

23.

Твоя малая родина

1



24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

1


+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

1

+


26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

1


+


Раздел №4

Искусство и нравственность

8



27.

Нравственное содержание древних мифов

1



28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных ге­роев

1

+


29.

Положительные герои в былинах и сказках

1


+

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях

1


+

31.

«Зло. как и добро, имеет своих героев»

1



32.

Искусство и нравственность

1

+


33.

«Вот человек Что скажешь ты о нем?»

1


+

34.

Обзор курса этикета

1


+

























































































Список литературы



1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.

4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образо­вания. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образо­вание). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.

9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.

10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!