СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличные информационные модели

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Табличные информационные модели»

Тема: «Табличные информационные модели»

Класс: 9 класс

Цель:

  • Приводит примеры табличных информационных моделей;

  • Представляет данные в табличную форму;

  • Решает задачи с помощью таблиц.

Задачи:

  • Воспитать у учащихся самостоятельность и аккуратность;

  • Развить у учащихся умение слушать и работать;

  • Обеспечить в ходе урока прочное усвоение сведений о измерении информации.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: проектор, экран, доска, презентация PowerPoint к уроку

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Подготовка учащихся к усвоению материала

    1. Актуализация опорных знаний (2 мин)

    2. Активное целеполагание (3 мин)

  3. Изучение нового материала (15 – 20 мин)

  4. Закрепление нового материала (8 – 10 мин)

  5. Подведение итогов урока (3 – 5 мин)

  6. Рефлексия (2 – 3 мин)

  7. Домашнее задание (1 – мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Вступительная речь: Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!


  1. Подготовка учащихся к усвоению материала.

    1. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем изучать табличные информационные модели. Для начала давайте выполним задание «До и После». Начертим таблицу из двух столбцов:

До

После



И первый столбец «До» заполним сейчас. Вам нужно написать свои предположения о теме урока, о решении задач.

    1. Активное целеполагание.

В таблице мы заполнили первый столбец. И на основе его давайте поставим цели урока.


  1. Изучение нового материала.

В табличных информационных моделях информация об объектах представляется в виде прямоугольной таблицы, состоящей из столбцов и строк.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В качестве информационных моделей объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, используются таблицы типа «объект – свойство». В этой таблице каждая строка содержит информацию об одном объекте; столбцы – отдельные характеристики (свойства) рассматриваемых объектов. Такие таблицы могут содержать числовую, текстовую и графическую информацию (пример – таблица «Регионы РФ»).

В таблицах типа «объект – объект» отражается взаимосвязь между объектами одного или несколько классов (пример – таблица «Сведения о пропусках уроков»).

Рассмотрим несколько примеров задач, которые удобно решать с помощью табличных информационных моделей.

Три числа в каждой ячейке таблицы обозначают соответственно количество камней в кучах и их сумму. В первом столбце зафиксировано распределение камней перед игрой.

Во втором столбце рассмотрены все возможные варианты ходов первого игрока; победить с первого хода он не может.

В третьем столбце рассмотрены имеющиеся выигрышные варианты ходов второго игрока (отмечены «галочкой»). При безошибочной игре первого игрока такие ситуации возникнуть не должны. Поэтому рассматриваем все возможные ходы второго игрока в случаях, когда у него нет выигрышного хода. Если получены одинаковые варианты, то все из них, кроме одного, исключаем из дальнейшего рассмотрения.

В четвертом столбце отмечены имеющиеся выигрышные варианты второго хода первого игрока. При безошибочной игре второго игрока такие ситуации возникнуть не должны. Поэтому рассматриваем все возможные ходы первого игрока в случае, когда у него нет выигрышного хода.

В пятом столбце отмечены выигрышные ходы второго игрока, имеющиеся при всех вариантах хода первого игрока.

Таким образом, при безошибочной игре соперников побеждает второй игрок. Его первый ход должен быть таким, чтобы в кучах стало 4 и 3 камня.

Если между парой населенных пунктов существует дорога, то в ячейку на пересечении соответствующих строки и столбца записывается число, равное ее длине. Имеющиеся в таблице пустые клетки означают, что дорог между соответствующими населенными пунктами нет. Построенная таким образом таблица называется весовой матрицей.

Для решения некоторых задач бывает удобно по имеющейся таблице строить граф.

Пример 3. Таблицы типа «объект – объект» удобно использовать для решения логических задач, в которых требуется установить взаимно однозначное соответствие между объектами нескольких классов. Рассмотрим задачу, в которой объекты связаны тремя парами отношений.

  1. Закрепление нового материала.


  1. Подведение итогов урока.

Подведем итоги нашего урока.

Что было важным на уроке для вас?

Что для тебя (вас) было легко (трудно)?

Довольны ли вы своей работой?


  1. Рефлексия.

В начале урока мы заполнили частично таблицу «До и После». Давайте теперь заполним столбец «После». В нем запишите все то, что узнали сегодня. И после этого сравните содержание столбцов и сделайте вывод.


  1. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание: Учебник п 1.4 – читать, рабочая тетрадь №47,51,52,54.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!