Беласик Людмила Николаевна,
учитель изобразительного искусства и черчения
МБОУ «СОШ №5», г Северодвинска
Тьюторское сопровождение при реализации проектного метода в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
«Тьютор – это такая культурная позиция, в которой учитель работает с процессом индивидуализации. Процесс индивидуализации - процесс поиска индивидуального пути к качественному для конкретного человека образованию. Прохождение этого пути требует сопровождения».
Т.М. Ковалева
Тьюторское сопровождение на всех ступенях образования помогает ученику преобразовать его учебную деятельность, выбрать индивидуальный образовательный маршрут и в дальнейшем осуществить самоопределение в выборе профессиональной карьеры.
Главное средство, положенное в основу реализации тьюторского сопровождение учащихся - это обеспечение связи индивидуальной образовательной потребности учащегося и возможности ее достижения
Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении школьников: технологии консультирования, проектные технологии, информационные технологии, технологии работы с портфолио. Портфолио является инструментом накопительной оценки учащегося.
Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех обучающихся, предоставлять им возможность проявлять индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания выступает проектная деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность учителя и ученика над проектом, совместная деятельность ученика и ученика, совместная деятельность ученика и родителя. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала и интересы обучающегося
В основу деятельности ученического тьюторства заложен метод проектов, как наиболее действенный в аспекте формирования метапредметных навыков, а также в силу того, что метод проектов наиболее адаптируем к условиям организации как урочной так и внеурочной деятельности и может включать в себя множество интересных для детей вариаций подготовки.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект
Проблема проекта «Почему?» Это важно для меня и нас
Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание
(мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач
(для этого мы делаем)
Методы и способы «Как мы это можем делать Выбор способов и методов планирование
Результат (как решение проблемы) «Что получится?» Ожидаемый результат
Таким образом, в процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах.
Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
В нашей школе разрабатываются и внедряются проекты по разным направлениям образовательной деятельности учащихся. Наряду с темой проекта, ставятся конкретные цели и задачи в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями. Каждый проект обеспечивает индивидуальную траекторию развития.
Основные принципы разработки и реализации проектов:
Разработка проекта начинается с определения актуальной проблемы, выявления предпочтения учащимися к различным видам деятельности. Учащиеся по ходу реализации проекта вносят свои предложения, тем самым они становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуя право на саморазвитие. Вместе с тем учащиеся периодически знакомят с промежуточными результатами своих руководителей для коррекции и регулирования выполняемой работы.
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ученику признание собственной важности и необходимости.
Самостоятельную работу учащегося при реализации проектной деятельности мы понимаем как вид самообразовательной деятельности, активно развивающей его мышление, как процесс самосовершенствования и самопознания, в котором формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя на основе выработанной им самим программы усвоения материала
Список литературы
Альманах тьюторских практик и технологий. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. – (Серия «Библиотека тьютора».)
Т.М. Ковалева и др. Профессия тьютор. Москва — Тверь: СФК-офис, 2012.
В.М. Розин. Развитие и воспитание человека в пространстве индивидуальной и социальной жизни. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016.
Н.В.Рыбалкина. Размышления о тьюторстве. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. – (Серия «Библиотека тьютора».)