Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Предлагаю вашему вниманию высказывание англ. поэта Сэмюэля Джонсон (18 век) - Как вы думаете, какого слова не хватает? «Запоминать умеет тот, кто умеет быть …» (внимательным) - Я желаю быть на уроке очень внимательным, так как это качество нам на уроке очень пригодится. II. Актуализация (5 мин) 1. - Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Какие хитрые секреты Таят обычные предметы: Блестят в солонке минералы! Снежинки – это же кристаллы! Фольга, скрывавшая конфету - Металл такой же, как в ракетах. Таит его простая глина, Сестра сапфира и рубина! А коль споткнешься ты о камень, Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природа Тебе подсунула породу! - Как вы думаете, о каких богатствах и секретах идет речь в этом стихотворении? (о полезных ископаемых) 2. Работа с электронной формой учебника (ЭФУ). - Повторение материала, необходимого для «открытия нового знания». III.Постановка учебной задачи (4 мин) Работа по оглавлению учебника. - Откройте оглавление учебника. По какому разделу мы работаем? Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? - Я предлагаю сегодня остановиться на этой же теме и исследовать более подробно одно полезное ископаемое. Какое? Попробуйте догадаться… 2. Подводящий диалог. - Почему зимой в помещении тепло? (работают батареи отопления) - Почему они горячие? (в них циркулирует горячая вода) - Откуда пришла в батареи горячая вода? (По трубам из котельной, где воду нагревают в специальных котлах). - Чем нагревают воду в котлах? (Газом или каменным углем). Демонстрация: «Щелчок выключателя» – загорелись электролампы. - Почему загорелись электрические лампы? (По проводам к лампам поступает электрический ток) - Откуда поступает ток? (вырабатывается на специальных электростанциях) С помощью каменного угля нагревают воду – получают пар – пар вращает турбины, вырабатывающие электричество. - Без чего не поступит тепло и электричество в дома? (без каменного угля) 3. Формулирование темы и целеполагание. - Догадались, свойства, какого полезного ископаемого мы будем исследовать на уроке? (Свойства каменного угля) -Что вы уже знаете о каменном угле? (Уголь - осадочная горная порода. Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет. По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах. Умирая, растения образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали.) - Край, в котором мы живем – Кузбасс - известен во многих странах мира. Почему? (Занимает ведущее место по добыче угля) - В 1721 году М. Волков нашел месторождение каменного угля на территории нынешнего Рудничного района г.Кемерово. Это место называют «Горелая гора». Это открытие и дало толчок к промышленному освоению Кузнецкого угольного бассейна –Кубасса. В этом году город Кемерово объявлен центром празднования Дня шахтеров. - Отметьте свои достижения по теме на лесенке успеха. - Какие вопросы поставим для себя на урок при исследовании свойств угля? (Какого цвета уголь? Легче или тяжелее воды? Как добывают уголь? Твердый или хрупкий? Для чего добывают уголь?) IV.Открытие нового знания (13 мин) - Для того чтобы ответить на поставленные вопросы мы разделимся на группы. Каждая группа будет геологами – исследователями. Вы займетесь исследованиями и через несколько минут расскажите нам о своих наблюдениях и выводах. Каждая группа будет проводить свое исследование. Слушайте друг друга внимательно и заполняйте ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ (Приложения № 1, 2, 3, 4) 1. Деление на группы. (Учащиеся объединяются по 4 человека) 2. Вспомним правила работы в группах. 3. Вспомним правила поведения во время практической работы. 4. Распределение поручений в группе 5. Групповая работа. 1-ая группа (Приложение №1) Определите цвет каменного угля. 1. Рассмотрите образец каменного угля, используя лупу. 2. Определить его цвет. 3. Имеет ли блеск? 4. Запишите свои наблюдения. 2-ая группа (Приложение № 2) Определите, каменный уголь легче или тяжелее воды. Опустите кусочек в воду. Понаблюдайте, он плавает на её поверхности или тонет? Запишите свои наблюдения. 3-ая группа (Приложение № 3) Определите твердость каменного угля. 1.Проведите палочкой по породе. 2. Сделайте вывод, если остался след – то порода мягкая; если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 3. Запишите свои наблюдения. 4-ая группа (Приложение № 4) Изучите карту Кемеровской области. Найдите на карте города Кемеровской области, в которых ведется добыча каменного угля. Сделайте вывод. Какое значение имеет угольная промышленность для Кузбасса? 3. Запишите свои наблюдения. 5. Выполнение заданий. 6. Представление результата по группам. ФИЗМИНУТКА (2 мин) V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) - Что вы узнали в результате исследования. (Работа с «журналом экспедиции» Учащиеся зачитывают все выявленные свойства каменного угля) - А теперь оцените свои достижения на лесенке успеха. VI. Включение нового знания в систему знаний (7 мин) Из каменного угля также делают десятки нужных материалов: краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Каменный уголь – источник тепла и электроэнергии, важное химическое сырье. Без угля невозможна выплавка металла. Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в ВУЗах России. У каждой геологической группы было свое задание. И вам сейчас надо представить отчет по итогам экспедиции. Начинайте свой рассказ со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” (Работа с «журналом экспедиции») VII. Рефлексия деятельности (3 мин) - Какие задачи ставили в начале урока? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Какие открытия для себя сделали? - Оцените свои достижения по теме урока (Учащиеся перемещают фигурку человека по ступенькам). - Изменилось ли ваше положение на лесенке успеха? Поднялись выше? -К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! - Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке. - Урок хочется закончить словами кузбасского поэта Кузбасс, Ты маленькое сердце. На карте Родины большой. Ты край добытчиков, умельцев. С сибирской щедрою душой. -Спасибо за работу! |