СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства полезных ископаемых. Каменный уголь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок входит в раздел "Тайны недр земли". К моменту проведения урока учащиеся знают следующие понятия: горные породы, минералы, полезные ископаемые, свойства полезных ископаемых. Изучение свойств каменного угля вынесено на отдельный урок с целью реализации регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Свойства полезных ископаемых. Каменный уголь.»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

УРОК РАЗРАБОТАЛА: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА ПАНАФИДИНА

г. Кемерово, МБОУ «СОШ № 35», учитель начальных классов


Предмет, класс: окружающий мир, 3 класс

УМК: Перспективная начальная школа

Тема, количество часов: Свойства полезных ископаемых. Каменный уголь.

Урок входит в раздел «Тайны недр земли». В разделе 8 часов, данный урок является 7-ым. К моменту проведения урока учащиеся знают следующие понятия: горные породы (осадочные и магматические), минералы, полезные ископаемые (твердые, жидкие газообразные), изучили свойства полезных ископаемых по плану. Изучение свойств каменного угля вынесено на отдельный урок с целью реализации регионального компонента.

Цель урока: исследовать свойства каменного угля

Задачи урока:

  • Организовать исследование школьниками основных свойств каменного угля.

  • Познакомить со свойствами каменного угля.

  • Показать важную роль добычи каменного угля в экономике страны.

  • Развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно работать с таблицей; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия при оценивании.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства каменного угля и его использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Тип урока: практическая работа, с использованием с использованием технологии Кейс

Оборудование: учебник, электронная форма учебника, глобус, атлас Кемеровской области, образцы угля, ручные лупы, стеклянные палочки, лабораторная посуда, гвозди, салфетки.

Конспект урока


Ход урока

примечание

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Психологический настрой.

- Предлагаю вашему вниманию высказывание англ. поэта Сэмюэля Джонсон (18 век)

- Как вы думаете, какого слова не хватает?

«Запоминать умеет тот, кто умеет быть …» (внимательным)

- Я желаю быть на уроке очень внимательным, так как это качество нам на уроке очень пригодится.

II. Актуализация (5 мин)

1. - Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах идет речь в этом стихотворении? (о полезных ископаемых)


2. Работа с электронной формой учебника (ЭФУ).

- Повторение материала, необходимого для «открытия нового знания».

III.Постановка учебной задачи (4 мин)

  1. Работа по оглавлению учебника.

- Откройте оглавление учебника. По какому разделу мы работаем? Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

- Я предлагаю сегодня остановиться на этой же теме и исследовать более подробно одно полезное ископаемое. Какое? Попробуйте догадаться…

2. Подводящий диалог.

- Почему зимой в помещении тепло? (работают батареи отопления)

- Почему они горячие? (в них циркулирует горячая вода)

- Откуда пришла в батареи горячая вода? (По трубам из котельной, где воду нагревают в специальных котлах).

- Чем нагревают воду в котлах? (Газом или каменным углем).

Демонстрация:

«Щелчок выключателя» – загорелись электролампы.

- Почему загорелись электрические лампы? (По проводам к лампам поступает электрический ток)

- Откуда поступает ток? (вырабатывается на специальных электростанциях)

С помощью каменного угля нагревают воду – получают пар – пар вращает турбины, вырабатывающие электричество.

- Без чего не поступит тепло и электричество в дома? (без каменного угля)

3. Формулирование темы и целеполагание.

- Догадались, свойства, какого полезного ископаемого мы будем исследовать на уроке? (Свойства каменного угля)

-Что вы уже знаете о каменном угле?

(Уголь - осадочная горная порода. Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет. По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах. Умирая, растения образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали.)

- Край, в котором мы живем – Кузбасс - известен во многих странах мира. Почему? (Занимает ведущее место по добыче угля)

- В 1721 году М. Волков нашел месторождение каменного угля на территории нынешнего Рудничного района г.Кемерово. Это место называют «Горелая гора». Это открытие и дало толчок к промышленному освоению Кузнецкого угольного бассейна –Кубасса. В этом году город Кемерово объявлен центром празднования Дня шахтеров.

- Отметьте свои достижения по теме на лесенке успеха.

- Какие вопросы поставим для себя на урок при исследовании свойств угля? (Какого цвета уголь? Легче или тяжелее воды? Как добывают уголь? Твердый или хрупкий? Для чего добывают уголь?)

IV.Открытие нового знания (13 мин)

- Для того чтобы ответить на поставленные вопросы мы разделимся на группы. Каждая группа будет геологами – исследователями. Вы займетесь исследованиями и через несколько минут расскажите нам о своих наблюдениях и выводах. Каждая группа будет проводить свое исследование. Слушайте друг друга внимательно и заполняйте ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ (Приложения № 1, 2, 3, 4)

1. Деление на группы. (Учащиеся объединяются по 4 человека)

2. Вспомним правила работы в группах.

3. Вспомним правила поведения во время практической работы.

4. Распределение поручений в группе

5. Групповая работа.

1-ая группа (Приложение №1)

Определите цвет каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля, используя лупу.

2. Определить его цвет.

3. Имеет ли блеск?

4. Запишите свои наблюдения.

2-ая группа (Приложение № 2)

Определите, каменный уголь легче или тяжелее воды.

  1. Опустите кусочек в воду.

  2. Понаблюдайте, он плавает на её поверхности или тонет?

  3. Запишите свои наблюдения.

3-ая группа (Приложение № 3)

Определите твердость каменного угля.

1.Проведите палочкой по породе.

2. Сделайте вывод, если остался след – то порода мягкая;

если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

3. Запишите свои наблюдения.

4-ая группа (Приложение № 4)

Изучите карту Кемеровской области.

  1. Найдите на карте города Кемеровской области, в которых ведется добыча каменного угля.

  2. Сделайте вывод. Какое значение имеет угольная промышленность для Кузбасса?

3. Запишите свои наблюдения.

5. Выполнение заданий.

6. Представление результата по группам.

ФИЗМИНУТКА (2 мин)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

- Что вы узнали в результате исследования. (Работа с «журналом экспедиции» Учащиеся зачитывают все выявленные свойства каменного угля)

- А теперь оцените свои достижения на лесенке успеха.

VI. Включение нового знания в систему знаний (7 мин)

Из каменного угля также делают десятки нужных материалов: краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Каменный уголь – источник тепла и электроэнергии, важное химическое сырье. Без угля невозможна выплавка металла.

Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в ВУЗах России.

У каждой геологической группы было свое задание. И вам сейчас надо представить отчет по итогам экспедиции. Начинайте свой рассказ со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” (Работа с «журналом экспедиции»)

VII. Рефлексия деятельности (3 мин)

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Какие открытия для себя сделали?

- Оцените свои достижения по теме урока (Учащиеся перемещают фигурку человека по ступенькам).

- Изменилось ли ваше положение на лесенке успеха? Поднялись выше?

-К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

- Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке.

- Урок хочется закончить словами кузбасского поэта

Кузбасс, Ты маленькое сердце.

На карте Родины большой.

Ты край добытчиков, умельцев.

С сибирской щедрою душой.

-Спасибо за работу!








Дети предлагают свои варианты.
























ЭФУ - стр. 6, 7, 8





























Ответы детей дополняет учитель














Самооценка

Дети, опираясь на прошлый опыт, ставят вопросы по теме урока.












































самооценка











Дети работают с текстом, в котором надо вставить слова, подходящие по смыслу.


















Приложение №1

ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ

ГРУППА № 1


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ


1.Работайте дружно.

2.Выслушайте мнение каждого.

3.Говорите только по теме урока.



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1.Работу начинай с разрешения учителя.

2.Будь аккуратным.

3.Нельзя пробовать вещества на вкус.

4.Содержи рабочее место в порядке.







ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ


Определите цвет каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля, используя лупу.

2. Определить его цвет.

3. Имеет ли блеск?

4. Запишите свои наблюдения в таблицу.


СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ


ЦВЕТ

СОСТОЯНИЕ

ЛЕГЧЕ ИЛИ ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ


















ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ ЭКСПЕДИЦИИ


Уголь называют каменным, потому что он _________________ и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних __________________. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в _______________, и закрытым – добыча в _______________.

Уголь – одно из самых необходимых _________________ ископаемых. Он _________________ и __________________ жильё. Без угля нельзя выплавить _______________, приготовить __________________. А еще его используют в _________________________________________________. Для Кузбасса уголь __________________ богатство.










Приложение № 2

ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ

ГРУППА № 2


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ


1.Работайте дружно.

2.Выслушайте мнение каждого.

3.Говорите только по теме урока.



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1.Работу начинай с разрешения учителя.

2.Будь аккуратным.

3.Нельзя пробовать вещества на вкус.

4.Содержи рабочее место в порядке.








ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ


Определите, каменный уголь легче или тяжелее воды.


1. Опустите кусочек в воду.

2. Понаблюдайте, он плавает на её поверхности или тонет?

3. Запишите свои наблюдения.




СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ


ЦВЕТ

СОСТОЯНИЕ

ЛЕГЧЕ ИЛИ ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ






















Приложение № 3

ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ

ГРУППА № 3


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ


1.Работайте дружно.

2.Выслушайте мнение каждого.

3.Говорите только по теме урока.



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1.Работу начинай с разрешения учителя.

2.Будь аккуратным.

3.Нельзя пробовать вещества на вкус.

4.Содержи рабочее место в порядке.








ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ


Определите твердость каменного угля.


1.Проведите палочкой по породе.

2. Сделайте вывод:

если остался след – то порода мягкая;

если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

3. Запишите свои наблюдения.



СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ


ЦВЕТ

СОСТОЯНИЕ

ЛЕГЧЕ ИЛИ ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ





















Приложение № 4

ЖУРНАЛ ЭКСПЕДИЦИИ

ГРУППА № 4


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ


1.Работайте дружно.

2.Выслушайте мнение каждого.

3.Говорите только по теме урока.



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ВО ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1.Работу начинай с разрешения учителя.

2.Будь аккуратным.

3.Нельзя пробовать вещества на вкус.

4.Содержи рабочее место в порядке.








ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ


Изучите карту Кемеровской области.

  1. Найдите на карте Кемеровской области города, в которых ведется добыча каменного угля.

  2. Сделайте вывод. Какое значение имеет угольная промышленность для Кузбасса?

3. Запишите свои наблюдения.



СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ


ЦВЕТ

СОСТОЯНИЕ

ЛЕГЧЕ ИЛИ ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ

ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!