СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Святые Пётр и Феврония Муромские"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа и его прошлому, способствовать укреплению института семьи.

Просмотр содержимого документа
«"Святые Пётр и Феврония Муромские"»







Реферат





«Святые Пётр и Феврония Муромские – пример христианской семьи»





















План.

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Житие святых Петра и Февронии.

2. Почитание святых Петра и Февронии.

3. Храмы в честь святых Петра и Февронии.

4. День семьи, любви и верности.

5. Скульптуры святых Петра и Февронии.

6. Народные традиции в день святых Петра и Февронии.

7. Святые Петр и Феврония. Искусство.

8. История любви Петра и Февронии Муромских.

III. Заключение.

IV.Источники.

V. Приложения.



























Введение

Недавно я вновь перечитал «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая была написана Ермолаем – Еразмом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна у русских читателей. Это было одно из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли.

Герои её - исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где сейчас покоятся их останки. Для русской церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного путина котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей.

А главным является следующее: мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. 

Мне захотелось подробнее узнать о жизни этих необыкновенных людей.

Целью моей работы стало: сформировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа и его прошлому, способствовать укреплению института семьи.

Я поставил перед собой  следующие задачи:

1. Способствовать осуществлению гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Найти ответ на вопрос ,почему церковь чтит память святых чудотворцев.

3. Также выяснить ,почему их считают покровителями семейного очага.

4. Приобщение учащихся к изучению истории Отечества через истории семьи.

Актуальность: супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел. Их брак является образцом для современного поколения. В настоящее время Институт семьи находится в состоянии глубокого кризиса. Кризис семьи происходит из-за того, что переживают кризис семейная мораль, психология семейной жизни, культура семейных отношений и семейных ценностей.


Основная часть

Житие святых Петра и Февронии

Сведения о Петре и Февронии известны нам из «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Ее составителем в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария был инок Ермолай-Еразм .Согласно «Повести», за несколько лет до княжения Петр убил огненного змея, но от крови змея заболел, и никто не мог его вылечить. Князю во сне было явлено, будто его может исцелить дочь «древолазца», добывавшего дикий мед,Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской земли. Она в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, и князь дал обещание жениться на ней. И конечно ,исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась; Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней. Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме после этого началась смута, многие стали незаконно претендовать на освободившийся престол, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давыд и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Почитание святых Петра и Февронии

Днем церковного почитания святых Петра и Февронии является 8 июля (25 июня ст. ст.). Указание летописей на то, что преставление князя Давыда и княгини Евфросинии и их погребение выпали на Светлую Седмицу 1228 года, вызывает спор несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Согласно церковной богослужебной традиции, существует два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В «Повести» речь однозначно идет о дате кончины.

Было высказано предположение, что с датой 25 июня, днем святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в недавно обновленный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советского времени. Собор был снесен в конце 1930-х годов. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены для всеобщего обозрения. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Храмы в честь святых Петра и Февронии

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Муроме .Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалыни; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев — благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной.

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Пресвятой Троицы Троицкого женского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI-XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642-1643 годах старанием Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.

День семьи, любви и верности

В Русской Православной Церкви установлен специальный день почитания святых — день Петра и Февронии. В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15-20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвященным нравственным и духовным семейным ценностям. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Синод РПЦ 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, которое состоялось в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.

Скульптуры святых Петра и Февронии

В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии. Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» в российских городах стали устанавливать с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II .Скульптуры святым Петру и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ижевск, Тамбов, Тула, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многих других.

Народные традиции в день святых Петра и Февронии

Издавна к  муромскому князю Петру и его жене Февронии обращались супруги с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.

Святые Петр и Феврония. Искусство

Петербургский художник А.Е. Простев создал серию работ, посвященных житию Петра и Февронии Муромских :" Что Бог сочетал, человек да не разлучает"," Петр и Феврония. Князь и крестьянка", "Таинство венчания".

Летом 2017 года в прокат вышел полнометражный анимационный фильм «Сказ о Петре и Февронии»,который снят по мотивам повести о благоверных Муромских святых Петре и Февронии.

История любви Петра и Февронии Муромских

В православном календаре можно найти один очень удивительный день — праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника — ромашки. В этом же  году Межрелигиозный совет России приурочил к памятной дате День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка — цветок примирения. Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой — ромашка. Так на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. По традиции медаль вручают семьям, в которых царят достойные подражания любовь и взаимопонимание. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.

Заключение.

Жизнь православных супругов — образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений. Действительно, прожили душа в душу Петр и Феврония до старости , «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Прочитав повесть понимаешь ,что для автора важнее всего, чтобы человек понял, осознал свои ошибки и постарался их исправить. Нравственное совершенствование человека, то есть внутренняя готовность человека творить добро, - главнее всего. Даже бояре в конце повести изменились и пришли с покаянием.

Автор призывает людей измениться, ценить друг друга не по происхождению, а по их поступкам; а ещё он хотел сказать, что среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.

А что помогло Петру и Февронии преодолеть все неприятности?  Конечно, жизнь по законам божиим.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Святости они достигли взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом – смысл и назначение его.





























Список литературы

1." Повесть о Петре и Февронии Муромских".

2.Головин Н. Моя первая русская история в рассказах для детей.М.,1992г.

3. Гудзий Н. История древнерусской литературы.М.,1989г.

4.Лихачёв.Рассказы начальной русской летописи. М.,1991г.



























Чудотворцы муромские благоверный князь Петр, нареченный во иноках Давыдом, и благоверная княгиня Феврония, нареченная во инокинях Евфросинией.







Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме













Памятник святым Петру и Февронии в Ярославле

А.В. Простев. "Петр и Феврония. Князь и крестьянка." 2008 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!