СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Светлое Христово Воскресение

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку: "Светлое Христово Воскресение"

Просмотр содержимого документа
«Светлое Христово Воскресение»

Светлое Христово Воскресение Подготовила учитель ОДНК Горбатовская Валентина Александровна

Светлое Христово Воскресение

Подготовила учитель ОДНК Горбатовская Валентина Александровна

Пасха Светлое Христово Воскресение Этот величайший праздник  стоит особняком в ряду церковных праздников. Как поется в пасхальном каноне, это -

Пасха Светлое Христово Воскресение

Этот величайший праздник  стоит особняком в ряду церковных праздников. Как поется в пасхальном каноне, это - "Праздников Праздник" и "Торжество Торжеств".

Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. "песах" - букв. "переход", пер. "избавление"), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи.

Значение Воскресения Христова    Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель.  Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий -

Значение Воскресения Христова

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель.

Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий - "воскрес яко Бог". Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.

 Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.  Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству:

Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.

Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: "Никто же да убоится смерти, - восклицает святой Иоанн Златоуст - свободи бо нас Спасова смерть".

Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.

История Праздника

Пасха или Светлое Христово Воскресение — главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4—5). Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение — в ночь на Пасху.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев.

После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения.

В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви .

В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви .

По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе»

По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня.

Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе»

После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос — специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.

После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос — специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.

Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» — все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» — все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду.

После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

Освещение пасхи

Освещение пасхи

Пасхальная трапеза В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич — высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) — сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Пасхальная трапеза

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич — высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) — сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда. Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Хозяева пытались порадовать, чем могли. Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни.

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда. Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Хозяева пытались порадовать, чем могли. Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни.

Пасхальные поверия С праздником Пасхи связано множество различных поверий, с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер -

Пасхальные поверия

С праздником Пасхи связано множество различных поверий, с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер - "с пауженальной поры". Основное празднование, начало молодежных гуляний - "игрищ" приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями. Но часто святая часть праздника отделялась от разгульной пасхальными молебнами, обходами домов прихожан крестным ходом: священником в сопровождении причта и "богоносов" - крестьян с церковными иконами и крестами в руках.

По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника. На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).

По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника.

На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).

Пасхальные приметы Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью. Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору. В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли. На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету. На Святой неделе дожди — добрая рожь. На Святой гром — к урожаю. Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет. Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.

Пасхальные приметы

Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору.

В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.

На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой неделе дожди — добрая рожь. На Святой гром — к урожаю.

Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.

Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.

Пасхальные яйца Один из символов Пасхи — крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Яйца верующие дарят друг другу при пасхальном целовании и приветствии:

Пасхальные яйца

Один из символов Пасхи — крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Яйца верующие дарят друг другу при пасхальном целовании и приветствии: "Христос Воскресе!".  

В самой отдаленной древности, еще до Рождества Христова, яйцо считалось даром, приличным для богатых и для бедных. Яйца дарили в знак любви и почтения.

По другому преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа Мария Магдалина. Святая Мария Магдалина с проповедью пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар. Святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил и сказал:

По другому преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа Мария Магдалина. Святая Мария Магдалина с проповедью пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар. Святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". И тут же на глазах  императора совершилось чудо: яйцо само посебе сменило цвет на красный, свидетельствуя истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их  друг другу со словами Пасхального приветствия "Христос воскресе!".

Знаете ли вы...

  • Испокон веков наши предки почитали яйцо как символ жизни, плодородия, святого воскрешения.
  • На пасхальной утрени русские цари во время обряда христосования раздавали вместе с натуральными — лебедиными, гусиными, утиными, куриными и голубиными — также точеные деревянные и костяные яйца, резные и расписные «золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери, и люди» (так писал историк Н. Костомаров). Яйца эти изготовлялись мастерами Оружейной палаты и монахами Троице-Сергиевой лавры. Постепенно пасхальные яйца, не утратив своей обрядовой значимости, превратились в своеобразный дорогой и изысканный подарок. А затем изготовление таких яиц превратилось в особый вид искусства.
  • В России пасхальные яйца изготовлялись из драгоценных металлов, резной кости, дерева, камня, папье-маше, стекла и фарфора. В кладовых Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц для императорских детей, для подарков, для выставок.
  • Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы «Фаберже». Мастерские фирмы создали пятьдесят шесть уникальных подарочных яиц для российских императоров. Двенадцать яиц было изготовлено для владельца золотых приисков Кельча, для князя Юсупова и для герцогини Мальборо. Каждое яйцо было сделано с невероятным мастерством. Замечательные коллекции пасхальных яиц сохранились во многих российских музеях: Государственном Эрмитаже, музеях московского Кремля, Историческом музее, Музее народного искусства и других.
  • Существует поговорка «Дорого яичко ко Христову дню», означающая, что всё — замечательно, когда выполнено вовремя.
  • На Руси было заведено беречь освященное яйцо до следующей Пасхи. Такие яйца не портились. С их помощью снимали порчу и сглаз. Яйцом проводили по хребту скотины, когда выгоняли на пастбище, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С пасхального яйца умывались, гладили им по лицу, чтобы быть красивым и румяным.

Пасхальные игры

На Руси в Пасхальные дни проводили много игр и забав с крашеными яйцами .

  " Катание   яиц "

  Существовало много различных способов этой игры. Вот один из простейших, широко распространенный на Руси .  Из двух или трех дощечек сколачивали желобок длиной около метра. Один конец желобка ставили на землю, а другой приподнимали рукой на такую высоту, какую считали наиболее подходящей. По желобку пускали выточенное из дерева или круто сваренное куриное яйцо. Скатившись по желобку, яйцо катилось по земле, а затем останавливалось. Следующий игрок ставил желобок на то же место, но под таким наклоном, чтобы его яйцо, скатившись, попало в лежащее чужое яйцо. Если это не удавалось, то желобок переходил к следующему игроку. Тому, кто все-таки попадал в лежащее на земле яйцо, начислялись очки, и он получал право на игру еще раз. Необходимо учитывать одно правило - яйцо следует пускать по желобку спокойно, без толчка. Для игры желательно сделать несколько желобков и по два яйца на каждый желобок, чтобы охватить игрой большее количество людей. Яйца желательно раскрасить.

"Биться красными яйцами"

Эта игра очень проста. Удивительно то, что в нее играли взрослые люди. Двое играющих, держа в руке яйца, "бьются" ими. Чье яйцо треснуло, тот проиграл, он отдает яйцо выигравшему. Необходимо следить, чтобы не было "подставы" - деревянного или наполненного воском яйца.

Христос Воскресе! Сердца поют: Христос воскресе! Блестят под солнцем купола. Над городком, рекой и лесом Звонят любовь колокола.   И слыша голос медно-звонкий, Поющий радостную грусть, С землей, в березовой сторонке, Душой оттаивает Русь.   И у людей светлеют лица, И с голубых звучит небес: Запечатлела Плащаница – Христос воистину воскрес!

Христос Воскресе!

Сердца поют: Христос воскресе!

Блестят под солнцем купола.

Над городком, рекой и лесом

Звонят любовь колокола.

 

И слыша голос медно-звонкий,

Поющий радостную грусть,

С землей, в березовой сторонке,

Душой оттаивает Русь.

 

И у людей светлеют лица,

И с голубых звучит небес:

Запечатлела Плащаница –

Христос воистину воскрес!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!