Русский язык 6 класс. СОР № 1 2 ЧЕТВЕРТЬ.
Ф.И.О.___________________________________________________________________________
Тема: Нет места милее родного дома. «Словесный портрет» имени прилагательного. СОР № 3
Цель: 6.1.2.1 образовывать степени сравнения имен прилагательных определяет основную мысль, выявляя структурные части и объясняя смысл построения текста; 6.4.3.1 понимает значение фразеологизмов.
Задание. «Найдите синонимы».
Спустя рукава. | Через пень-колоду |
Повесить нос. | Как сквозь землю провалиться. |
Нога за ногу. | Мало каши ел. |
Как в воду кануть. | Строить воздушные замки. |
Витать в облаках | Опустить руки. |
Вставлять палки в колеса. | Черепашьим шагом |
Молодо-зелено. | Связывать по рукам и ногам. |
Словарная работа.
Пилюля - твёрдый шарик из лекарственного порошка.
Калач – 1. Пшеничный хлеб в форме замка́ с дужкой.
«Его калачом не заманишь куда-нибудь, не заманишь никаким способом; разговорный стиль».
2. переносное значение разговорное
Тёртый калач: об опытном, видавшем виды человеке.
Накова́льня — это опорный кузнечный инструмент для холодной и горячей обработки металлов методами пластической деформации.
Портной - мастер, специалист по шитью одежды, платья.
Стружка - тонкий узкий слой дерева, металла, кожи, срезанный острым инструментом при обработке чего-нибудь.
2. Задание:
1.Заполните таблицу.
2. Создайте иллюстрацию на один из фразеологизмов.
Фразеологизм | Профессия |
Позолотить пилюлю | |
Калачом не заманишь | |
Между молотом и наковальней | |
Снять стружку | |
Трещать по швам | |
Слова для справок: кузнец, врач, столяр, повар, портной.
3. Задание: «Собери фразеологизм»
Когда от забот земель. __________________________________________________________________
Делить шкуру чье сало съела._____________________________________________________________
Знает кошка, кругом голова.______________________________________________________________
За тридевять неубитого медведя.___________________________________________________________
4. Задание:
Закончите стихотворение, используя фразеологизмы.
Определите структурные части текста (вступление, основная часть, вывод).
Определите основную мысль стихотворения.
Объясните значение фразеологизмов.
Когда от забот___________________,
То лучше прогуляться с другом.
Пройдет он______________________,
У___________будет_______________.
Он__________ даже_______________,
Что только_______________________,
Да, вас__________________________,
Но_____________такого друга______.
Фразеологизмы: голова идет кругом, сквозь огонь и воду, у моря ждать погоды, не покажет вида, проглотил обиду, водой не разольешь, днем с огнем не найдешь.
5. Задание: Придумайте комикс (рассказ в картинках), отражающий основные события стихотворения. Подпишите каждый рисунок.
Какой урок ты извлек из прочитанного стихотворения?
«Подмостки»
1.Ждать у моря погоды – ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся.
2. Водой не разольёшь – о крепкой дружбе.
3. Голова идет кругом - теряется способность ясно соображать от обилия дел, хлопот.
4. Сквозь огонь и воду - многое испытать в жизни, перенести разные трудности, побывать в различных переделках, трудных ситуациях.
5. Проглотить обиду - снести обиду, оскорбление.
6. Днем с огнем не найдешь - так говорят о ком-нибудь, чем-нибудь выдающемся, чрезвычайно редком.
Вывод:
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Авторство не имеет никакого значения. Эти «изюминки» прочно вошли в наш язык, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа, из глубины веков. Фразеологизмы – это украшение речи.
Оценивание по дескрипторам.
Критерий оценивания | Дескриптор | Балл | Полученный балл |
Учащийся |
Определяет основную мысль, выявляя структурные части и объясняя смысл построения текста; | определяет структурные части текста (вступление, основная часть, вывод). | 1 | |
Объясняет смысл построения текста; | 1 | |
определяет основную мысль прочитанного текста. | 1 | |
Понимает применение фразеологизмов. | Правильно подбирает необходимый фразеологизм; | 7 | |
объясняет значение фразеологизма (7). | 7 | |
| итого: | 17 | |