СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия по здоровому образу жизни "Твой выбор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий данного внеклассного мероприятия по здоровому образу жизни предназанчено для классных руководителей, учителей биологии, химии, ОБЖ, педагогов организаторов и рассчитан на целевую аудиторию 7-11 класс. Материал можно использовать для проведения уроков, классных часов, внеклассных мероприятий или основу для проектной деятельности 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия по здоровому образу жизни "Твой выбор"»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по здоровому образу жизни «Твой выбор»

Участники: 7-9 е классы

Цели:

  • рассмотреть понятие ценности и неповторимости жизни человека, понятие здоровья как необходимого условия развития человека;

  • продолжить формировать понятие о здоровье и его составляющих;

  • установить факторы, благоприятно и негативно влияющие на здоровье;

  • воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих людей через валеологическую культуру поведения;

  • научить придерживаться принципов здорового образа жизни и делать правильный выбор, убедить в необходимости вести здоровый образ жизни;

  • учить определять жизненные ценности, ситуации, которые несут угрозу для здоровья и жизни, и принимать ответственные решения;

  • сформировать практические умения и навыки самоанализа здоровья

Ожидаемые результаты:

  1. Привлечение учащихся к творческой аналитической работе

  2. Совершенствование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации

  3. Приобретение навыков решения проблем при работе в группе

  4. Формирование убеждений о ценности человеческой жизни и необходимость вести здоровый способ жизни

План проведения мероприятия:

  1. Организационный момент: вступительное слово учителя, целевая установка, знакомство с правилами тренинга

  2. Ролевая игра «Специалист»: выступления учащихся в форме ролевой игры-диспута:

    • доклад ученых-историков «Представление о здоровье у разных народов»;

    • доклад социологов: «Факторы риска, ослабляющие здоровье» и просмотр видеоролика о жизненных ценностях современной молодежи;

    • доклад врачей: «Факторы, укрепляющие здоровье»;

    • релаксационная пауза (массаж здоровья и дыхательная гимнастика);

    • здоровье с точки зрения психологов;

    • искусство и здоровье: выступление группы искусствоведов (художников, музыкантов).

  1. Тренинг по межличностному общению – ролевые ситуации в группах с дискуссией и обсуждением.

  2. Подведение итогов, рефлексия.


Ход мероприятия

Столы в классе расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в группах по 3-4 человека.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости.

Самое ценное, что есть у человека – это его жизнь. Она дается один раз, и каждому – своя. Людей – миллионы, все они неповторимые и непохожие. Они, как звезды на небе, которые горят необычным светом. Их жизнь горька как полынь и сладка, как мед. Жизнь каждого – это дорога, которой только ему предназначено пройти. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека. Именно потому, что жизнь имеет великую ценность уже само по себе, было бы неразумно обменивать ее на что-то менее ценное, в том числе на удовольствия и соблазны.

Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: состояние ОС, достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей. Здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.

Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни.

Человек от природы имеет определенные одаренности, наделен разумом, поэтому способен творить свою судьбу, но для этого необходимо работать над собой, формировать характер, волю, приобретать хорошие привычки, разнообразные умения и навыки, усовершенствовать дух и тело, иметь активную жизненную позицию. И самое главное, заботиться и наибольшем сокровище своей жизни – здоровье. Ведь какой-нибудь необдуманный шаг, искушенный судьбой, может быть последним. По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Итак, послушаем, какое представление о здоровье несет нам историческое наследие.

Доклад историков (выступление ученика 1)

Представление о здоровье у разных народов.

  1. Здоровье – это вид гармонии, но его границы очень широки и не у всех одинаковы (греки).

  2. Рушить здоровье – значит красть себя (арабы).

  3. Здоровье – большое богатство (болгары).

  4. Здоровье – всему голова (русские).

Русские народные пословицы:

    • Жизнь дана на добрые дела.

    • Век живи – век трудись, а трудясь – век учись.

    • Здоровье – всему голова.

    • Здоровая душа в здоровом теле.

    • Здоровье дороже денег.

    • Наше счастье в наших руках.

    • Счастье не ищут, а делают.

Ученые о здоровье:

Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе (П. Фосс – нем. профессор – валеолог).

Здоровое тело – продукт здорового рассудка (Б. Шоу).



Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни (И. Аршавский).

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам (И. Брехман -основатель валеологии).


Выступление группы «Социологи» (выступление учеников 2, 3)

Человек не только биологический вид, но и существо социально, т.е. живущее в социуме или обществе. Поэтому для соц. Здоровья основой является духовное и физическое здоровье, необходимым условиями – осуществление творческих планов, создание крепкой семьи, рождение и воспитание детей.

Социальное здоровье – восприятие самого себя как индивидуума определенного пола, взаимодействие с другими людьми, чувство любви, дружбы успеха, групповой солидарности.

По статистическим данным «факторами риска» являются:

  1. Образ жизни (49-53%): курение, алкоголь, стрессовые ситуации, неправильное питание, употребление наркотиков, проблемы в семье;

  2. Наследственность (18-22%);

  3. Окружающая среда (17-20%): неблагоприятная экологическая ситуация (загрязнение воды, воздуха, почв, радиация);

  4. Здравоохранение (10%) – медико-социальная помощь.

«Жизнь человека - это свечка, огонь которой зажгли родители, а как он будет гореть – зависит от самого человека» - это китайская поговорка. А еще можно сказать, что жизнь – это игра. А играя, мы познаем мир, себя, решаем повседневные проблемы. И этих проблем много, а одна из главных – как сберечь свое здоровье в океане каждодневных искушений. Наркомания – это болезнь? Да, это болезнь, во время которой исчезают друзья, родители становятся врагами, любовь остается где-то в воспоминаниях. Это когда:

  • в летнюю жару смертельно холодно;

  • днем и ночью мучает вопрос «Будет ли следующая доза?»;

  • кажется, что вокруг только милиционеры;

  • всегда преследует страх;

  • появляется потребность каждый раз в большей дозе;

  • пропадает сон;

  • твой друг говорит, что у него выявили СПИД;

  • пытаешься шутить насчет передозировки

  • Показ видеороликов о: а) жизненных ценностях молодежи; б) презентация по антиалкогольной и антиникотиновой компании


Доклад врачей (выступление учеников 4, 5)

Физическое здоровье - функционирование организма и состояние здоровья каждой и из его систем: сила, динамика, выносливость. попадающих в окружающую среду, медикаменты, товары бытовой химии).

Факторы, ослабляющие здоровье человека:

  1. Химические (отходы химических промышленных предприятий,

  2. Биологические (отходы микробиологической промышленности, попадающих в окружающую среду).

  3. Инфекции (эпидемии).

  4. Недостаток движения (гиподинамия).

  5. Облучение, травмы.

  6. Переохлаждение, перегревание организма.

  7. Неправильное питание, отравление.

  8. Употребление алкоголя, наркотиков, курение.

Факторы, укрепляющие здоровье:

  1. Правильно сбалансированное питание.

  2. Отказ от вредных для здоровья привычек (курение, алкоголь, наркотики).

  3. Двигательная активность.

  4. Соблюдение правильного режима дня, труда, отдыха, сна.

  5. Закаливание организма.

  6. Соблюдение правил личной гигиены.

  7. Медицинский самоконтроль, но не самолечение.


Компоненты здорового образа жизни.

а)Правильное дыханиепроведение практикума

Выступление ученика: «Очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием «йога» принято считать, что «одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное». Конечно же, важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым».

б)Рациональное питание.

 Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение.

  «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты,  повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.

в)Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.

Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», – так считал римский поэт Гораций.

  Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.

Проведение «Массажа здоровья»

Массаж помогает восстанавливать силы, дарит бодрость и хорошее настроение людям.  Приведем пример точечного массажа с целью профилактики острого респираторного заболевания (ОРЗ).

Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ, но один из самых простых, эффективных и безвредных – это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов. Приемы точечного массажа очень легко освоить. Давайте учиться!

  ТОЧКА 1 -  связана со слизистой трахеи, бронхов, и также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

ТОЧКА 2 -  шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата.

ТОЧКА 3 -  расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонка.

ТОЧКА 4 -  улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

ТОЧКА 5 -  массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

ТОЧКА 6 -  руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.

Массаж надо делать ежедневно 3 раза в день по 3 секунды (девять раз в одну сторону, девять в противоположную).

Доклад психолога (выступление ученика 6)

Психологическое здоровье складывается из эмоционального и умственного здоровья.

Эмоциональное – способность понимать свои ощущения, высказывать их, понимать ощущения других (самоуважение, хорошее настроение, культура поведения, взаимоотношения людей); умственно (интеллектуальное) – способность получать и анализировать информацию и быть способным использовать ее для принятия решения.

Основой социального и психического здоровья, является духовное.

жизни является основой благополучия человека, ее физического и психического комфорта. Поэтому:

  • Узнайте свой организм;

  • Живите в согласии с природой;

  • Укрепляйте в себе уверенность, что вы здоровы;

  • Желайте здоровья всем окружающим;

  • Ограничьте употребление лекарств;

  • Найдите в себе веру;

  • Сохранение здоровья – тоже труд!



Тренинг по межличностному общению

Первый этап:

Столы в классе расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в группах по 4-6 человек. Учащиеся разделены на три группы, каждая из которых заполняет анкету «Мой выбор», затем один представитель от группы сообщает результаты, приводит аргументы.

  • 1-я группа: «Мой выбор – не курить»;

  • 2-я группа «Мой выбор – не употреблять алкоголь»;

  • 3-я группа «Мой выбор – нет наркотикам».

Второй этап:

Ролевая игра.

Каждой из групп будет предложена своя ситуация. Спустя 2 минут вы разыгрываете ее перед присутствующими.

• Ситуация 1. Приятели, пытаясь вовлечь к себе в компанию новых друзей, ведут разговоры о приятном, «улетном» состоянии после употребления водки и утверждают, что эго безвредно.

• Ситуация 2. Старшие по возрасту ребята вовлекают подростка в процесс курения, спекулируя на его желании выглядеть мужественно.

• Ситуация 4. Завсегдатае клуба игровых автоматов вовлекают новых клиентов утверждая, что игра это не вредно и за один день можно решить все финансовые проблемы.

После выступления групп учащимся предлагаются следующие вопросы, которые помогут подростку устоять в ситуации на предложение попробовать…

• Почему, с какой целью предлагают бесплатно попробовать дорогостоящее вещество, которое можно достать только за деньги или выменять на вещи"

• Почему «игроки» до сих пор еще не миллионеры?

• Употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других?

• Как можно отказаться от нежелательного предложения? - извинением типа: «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму для спорта», «Мне предстоит свидание» «Нет, не хочу», «Мне это не доставляет удовольствия» и др.


Подведение итогов мероприятия:

  • рефлексия: участники по очереди высказываются, начиная словами «Больше всего мне понравилось…», «Лучше всего у меня получилось…»;

  • всем группам учеников вручаются памятные дипломы, свидетельствующие об участии в ролевой игре «Твой выбор».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!