СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока. Тема: «Координатная плоскость» 2 ч. ( по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 6»)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Координатная плоскость» 2 ч.

( по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 6»)

Форма проведения – КУЗ (коллективные учебные занятия).

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация слайдов, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение.

Цель урока: ввести понятие системы координат на плоскости, осей координат, объяснить, как строятся точки на плоскости по их координатам.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока. Тема: «Координатная плоскость» 2 ч. ( по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 6»)»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа № 1

им. Е. С. Белинского»










Тема: «Координатная плоскость»

(6 класс).





Ловягина Марина Владимировна, учитель математики высшей категории МКОУ «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Е. С. Белинского»









2015-2016 учебный год

р.п. Северо-Енисейский


Сценарий урока.

Тема: «Координатная плоскость» 2 ч.

( по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 6»)


Форма проведения – КУЗ (коллективные учебные занятия).


Тип урока: Урок изучение нового материала.


Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация слайдов, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение.


Цель урока: ввести понятие системы координат на плоскости, осей координат, объяснить, как строятся точки на плоскости по их координатам.


  • Познавательная: знакомство учащихся с понятием координатная плоскость; умение отмечать точки по координатам и определять координаты точек на координатной плоскости.


  • Развивающая: развитие математического кругозора, развитие логического мышления, умение вести диалог.


  • Воспитывающая: воспитание таких личностных качеств как дисциплинированность, внимательность, уважение, умение общаться (говорить, слушать); знать и следовать нормам социальной жизни.


Структура урока:


    1. Этап (орг. момент) - учащиеся проверяют, всё ли готово на урок.

    2. Этап - актуализация знаний (в форме устных упражнений. Игра «Порази цель»

    3. Этап-объяснение нового материала и постановка цели на урок учащимися. Презентация «Координатная плоскость»

    4. Этап-решение проблемы - работа в паре составление алгоритма, работа в группе ВОЗ (взаимообмен заданиями), закрепление изученного материала ВТ(взаимотренаж)

    5. Этап- применение полученных знаний - индивидуальная работа. ИЗ (ИЗ-1, ИЗ-2, ИЗ-3),вопросы к зачету.

    6. Домашняя творческая работа.

    7. Итог занятия. Рефлексия.



Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Устная работа.

Игра «Поражение цели» (смотри слайд №1). Класс делится на 2 команды.

На координатной прямой отмечены красные и белые точки. Одна команда «поражает» красные объекты, а другая – белые объекты. Поражает, значит, называет их координаты. Побеждает та команда, которая первой поразит цели. Первой начинает та команда, которая составит телеграмму сопернику со словами математика, координата, точка, прямая, пятерка.


3.Изучение нового материала.

Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов презентации.

В речи людей можно услышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые считаются координатами человека. Главное, что по этим данным человека можно найти.

Кроме почтовых адресов и номеров телефонов вы знакомы с системой координат в зрительном зале (номер ряда и номер места), в поезде (№ вагона и № места).

Термин координаты произошел от латинского слова – «упорядоченный». Система координат указывает на «совместность» координат. Обычно, координат бывает две или более.

Немного истории. Более чем 100 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте Земли параллели и меридианы. Однако основная роль в создании метода координат принадлежит французскому философу и математику Рене Декарту (1596- 1650 годы жизни). Смотри слад №2.

Задание найти координаты точек на прямой или отметить точку на координатной прямой не составляет ребятам труда. Этот учебный материал знаком. Но как отметить точку, которая имеет две координаты? Учащиеся сталкиваются с проблемой «как отметить точку, имеющую две координаты».


4. Решение проблемы происходит в несколько шагов.

Предлагаю ребятам поработать карточкой «Рефлексия». Подумать и ответить на вопрос «Какие цели ставлю перед собой?»

Вводится понятие: система координат, координатная плоскость. Слайд № 3 с анимацией. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм «Нахождение координат точки на плоскости» и «Построение точки по известным координатам». На этом этапе использую работу в паре. При помощи методики ВОЗ (взаимообмен заданиями) учащиеся решают стандартные задачи. Приложение №1.


ВОЗ вариант 1




ВОЗ№1.

Запишите координаты отмеченных точек. Назовите абсциссу и ординату.

Рис1


ВОЗ№2.

1.Запишите координаты отмеченных точек, абсцисса которых равна -3; 3. 2.Запишите координаты отмеченных точек ордината которых равна – 4 ; 1.



Теория.

Каждая точка плоскости имеет две координаты. Координаты можно указать для любой точки координатной плоскости: для этого надо из точки опустить перпендикуляры на координатные оси и определить, какому числу координатной оси соответствует основание перпендикуляра.


Решение:

ВОЗ№1

      1. В(-3;-1), абсцисса -3 , ордината -1.

      2. А( ; ), абсцисса 2 , ордината 3 .

      3. К( ; ), абсцисса , ордината .


ВОЗ№2

  1. (-3;1), (-3;2), (-3; ), (-3;-3),

(3;2), (3;0), (3; ), ( ; ).

  1. (-2;-4),( ;-4), ( ;-4)

(-3;1), ( ;1), ( ;1), ( ; )

ВОЗ вариант 2





ВОЗ№1.

Начертите в тетради систему координат, взяв за единичный отрезок длиной 1 см (две тетрадные клетки). Отметьте точки:

1)М(3;-4), А(-1;2), С(2;3)

2)D(2;-1), T(-4;1).














ВОЗ№2

Отметьте точки по заданным координатам.

Сделайте выводы.


1)В(0,2), Е(0;3), F(0;1).

2)H(3;0), К(-4;0),Z(-2;0).

Теория.

Требуется по известным координатам определить положение точки на плоскости. Для этого через точки координатных осей, соответствующие абсциссе и ординате, проводят прямые, перпендикулярные осям и находят точку их пересечения. Это и будет искомая точка – точка с заданными координатами.


Решение:

ВОЗ№1

Рис 2


ВОЗ№2

Вывод:

1)точки абсцисса которых равна нулю, лежат на оси ___________.

2)точки ордината которых равна нулю, лежат на оси ____________.



Карточка ВОЗ (взаимообмен заданиями) состоит из трех частей. Первая часть –теоретический материал. Вторая часть- ВОЗ№1 образец выполнения задания. Третья часть-ВОЗ№2 задание, которое учащийся должен выполнить сам. После выполнения задание ребята обмениваются карточками.


Закрепление изученного материала происходит по методике ВТ (взаимотренаж). Приложение2. Ученики выполняют задания и проверяют друг друга сверяясь с готовыми ответами. Ребята, работая в парах сменного состава, тренируют друг друга, проверяют, оценивают, то есть при такой форме работы формируются навыки: взаимопроверка, взаимоконтроль. После выполнения задания оценки выставляют в табло. Каждый ученик имеет табло, куда выставляются оценки за различные виды работы.


Табло учета.

ФИ

Координатная плоскость.

Итоговая

Творческая работа

ВТ-1

ВТ-2

КВ

ИЗ-1,

ИЗ-2,

ИЗ-3.

Козлова.









Донда









ВТ (взаимотренаж).


ВТ, математика 6, А.Г.Мордкович

Вариант №1.

  1. Назовите координаты точек, расположенных в координатной плоскости.

  2. Ответьте на вопрос: «В какой координатной четверти расположены точки А, В, С, Е, М, Р


ВТ, математика 6, А.Г.Мордкович

Вариант №2.

  1. Назовите координаты точек, расположенных в координатной плоскости.

  2. Ответьте на вопрос: «В какой координатной

четверти расположены точки А, В, С, D, E, К



Ответы к варианту №1.

  1. А (3;4), N (8;2), S (7;0), R (0;6), M(-8;0), B (-5;3), K (-7;7), E (-7;-3), D (-3;-5), P (0;-8), T (4;-7), C (6;-3).

  2. А – 1 координатная четверть,

В – 2 координатная четверть,

С – 4 координатная четверть,

Е – 3 координатная четверть,

М – лежит на координатной прямой Ох

(на оси абсцисс),

Р – лежит на координатной прямой Оу

(на оси ординат).



Ответы к варианту №2.

  1. А (-7;6), N (3;-7), S (7;4), R (0;-8), M(-3;8),

B (6;7), K (0;4), E (4;0), D (6;-3), P (-5;0),

T (-6;-5), C (-4;-9).

  1. А – 2 координатная четверть,

В – 1 координатная четверть,

С – 3 координатная четверть,

D – 4 координатная четверть,

Е – лежит на координатной прямой Ох

(на оси абсцисс),

К – лежит на координатной прямой Оу

(на оси ординат).



5 этап- применение полученных знаний - индивидуальная работа.

ИЗ (ИЗ-1, ИЗ-2, ИЗ-3),вопросы к зачету.

5.ИЗ-1, ИЗ-2, ИЗ-3.


  1. Вариант №1. (стр. 260)


ИЗ-1

№ 419

ИЗ-2

№ 422(а,б)


ИЗ-3

№ 427(а)


Вариант №2. (стр. 260)


ИЗ-1

№ 420


ИЗ-2

№ 423(а, б)

ИЗ-3

№ 427(б).



Каждому ученику выдаю карточку с КВ (контрольные вопросы). Те учащиеся, которые сдали КВ (контрольные вопросы) учителю на отлично становятся консультантами и принимают КВ (контрольные вопросы) у своих одноклассников. (Оценка выставляется в табло.)


Контрольные вопросы:


  1. Какие прямые называются параллельными?

  2. Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?

  3. Какие координаты имеет точка пересечения координатных прямых?

  4. Как записываются координаты точки. Как называется первое число? Как называется второе число?

  1. Какие прямые называются перпендикулярными?

  2. Как называют каждую из прямых образующих систему координат?

  3. Как называют точку пересечения этих прямых?

  4. Расскажите, как найти абсциссу и ординату точки на координатной плоскости?

  1. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?

  2. Расскажите, как построить точку по ее координатам?

  1. Что называется системой координат на плоскости?

  2. Как называется плоскость, на которой выбрана система координат?

  3. Как называется координатная прямая х?

  4. Как называется координатная прямая у?



6.Творческое домашнее задание.

Ребятам предлагаю придумать и нарисовать на координатной плоскости фигуру или животное по точкам. Учащимся предлагается пример домашнего задания (слайд №4).


Подводя итог занятия, благодарю ребят за работу на уроке, отмечаю тех, кто работал наиболее активно. Учащиеся вспоминают, чему хотели научиться на уроке. А на этапе рефлексия предлагаю оценить свою работу.

- Что удалось вам на уроке?

-Что не получилось? ( «Путаю абсциссу и ординату»…)

-Спасибо за работу на уроке. Не забудьте дома обсудить проблему.


Рефлексия

Ф.И.


Какие цели я ставлю перед собой?


Достиг ли я своей цели?


Что мне мешало?


Что помогало мне достичь цели?


Какой вид работы тебе понравился больше?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!