Урок по теме "Геометрическая прогрессия"
Цель урока:
- обобщить информацию по прогрессиям,
- совершенствовать навыки нахождения n-ого члена геометрической прогрессии,
- побуждение учеников к самоконтролю, взаимоконтролю,
- развитие познавательного интереса обучающихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью, воспитание любви к своей малой родине,
- проверить уровень усвоения материала.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вся работа на этом занятии сопровождается индивидуальным оценочным листом.
Оценочный лист.
Фамилия ____________________________
Имя _________________________________
№ | Задание | Количество баллов |
1 | Тестирование ( самоконтроль) | |
2 | Работа в тетради (взаимопроверка) | |
3 | Самостоятельная работа (проверка учителя – внешний контроль) | |
| Итоговое количество баллов | |
| Оценка | |
Критерии оценок:
«5» - 15-13 баллов, «4» - 12-7 баллов, «3» - 7-5 баллов, «2» - менее 4 баллов.
I. Устный опрос обучающихся ( самоконтроль) 1.Множество, элементы которого можно пронумеровать (последовательность) 2. Дайте определение арифметической прогрессии. 3. Дайте определение геометрической прогрессии. 4-5. Запишите формулу n-го члена арифметической (геометрической)прогрессии. Что в этой формуле d(q) и как её найти. 6-7. Запишите формулу суммы n-первых членов арифметической( геометрической) прогрессии.
Что означает слово прогрессия? (движение вперёд). Было введено римским автором Боэцием 6 век и понималось как бесконечная числовая последовательность.
- Сегодня работаем по группам, в каждой группе выберите своего командира, он засчитывает ваши ответы на уроке в оценочные листы (см. приложение), а в конце урока каждый ученик сам себе поставит оценку и оценочные листы сдать учителю.
И по ходу урока начнем заполнять таблицу
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
Пример: | |
Формула n-го члена: | |
Формула для нахождения разности: | |
Формула суммы n первых членов: | |
После этого учащиеся заканчивают в тетради сводную таблицу.
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия. |
Пример: 1,2,3,4…. | Пример: 2,4,8,16,32… |
Формула n-го члена: | Формула n-го члена: |
Формула для нахождения разности: | Формула для нахождения знаменателя: |
Формула суммы n первых членов: | Формула суммы n первых членов: |
II. Работа в тетради взаимопроверка.
Задание 1. На листе по 3 задания каждой группе, время 3 минуты. По истечении времени каждая группа на доске записывает свои ответы.
Вставьте пропущенное число: |
I: 1) 18, 21, 24, 27, .?. 2) 2,.?., 6,… 3) 1, 3, 9, 27,.?. | II: 1) 7, 10, 13, 16,.?. 2) 9,.?., 21,… 3) 5, 10, 20, 40,.?. | III: 1) 4, 9, 14, 19,.?. 2) 3,.?., 13,… 3) 2, 6, 12, 24,.?. |
Каждой группе объяснить, какой прогрессией является каждый пример.
Первый пример является арифметической прогрессией.
Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое.
Вопрос учителя: «А третья последовательность, чем отличается от других?
Как находится каждый член этой последовательности?»
Ожидаемый ответ учащихся: «Умножая предыдущий член на одно и то же число».
А теперь рассмотрим задачи практического характера. В каких областях можно встретиться с геометрической прогрессией?
Задание 2. Даются 3 задачи по одной каждой группе с заданием: «Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи». Время 3 минуты.
I. (Физика) Имеется радиоактивное вещество массой 256г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые? (256; 128;64; 32; 16;…)
II (Экономика) Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 5 лет, если вначале он был равен 1000р.? (1000; 1050; 1102,5; 1157,625;1215,5025;…)
III. (Биология) Бактерия за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? (1; 3; 9; 27; 81;…)
Выпишите на доске ваши полученные последовательности. Как получается второй член последовательности? Третий?...
(1.Делением предыдущего члена на 2 или умножением на .
2. Умножением предыдущего на 1,05.
3. Умножением предыдущего на 3.)
Эти числа называются знаменателем геометрической прогрессии.
(на проекторе)
Задание 3:
I .1. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии: 18, -6, 2,…
2. Последовательность () – геометрическая прогрессия. Найдите S если = 2, q = -3.
II. 1. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии: 12, -6, 3,…
2. Последовательность () – геометрическая прогрессия. Найдите S если = 5, q = -2.
III. 1. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии: 12, -6, 3,…
2. Последовательность () – геометрическая прогрессия. Найдите S если = 5, q = -2.
Группа, выполнившая задание первой, показывает результат работы у доски. Все записи, сделанные учащимися на доске, записываются всем классом в тетрадь.
III. Следующим этапом нашего урока является выполнение самостоятельной работы.
Вариант 1
1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии , если и .
2. Первый член геометрической прогрессии равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов этой прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: 24; –12; 6; … .
Вариант 2
1. Найдите шестой член геометрической прогрессии , если и .
2. Первый член геометрической прогрессии равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: – 40; 20; – 10; … .
IV. Домашнее задание: задание на листе (задачи из ОГЭ)
V. Итог урока. Достигли ли мы целей урока?
VI.Рефлексия.
5 б. – все понял и могу объяснить другому;
4 б. – сам понял, но объяснить не берусь;
3 б. – для полного понимания надо повторить;
2 б. – я ничего не понял.
Интересные факты:
1) Химия. При повышении температуры по арифметической прогрессии скорость химических реакций растет по геометрической прогрессии.
2) Геометрия. Вписанные друг в друга правильные треугольники образуют геометрическую прогрессию.
Какие величины в треугольнике образуют геометрическую прогрессию?
3) Физика. И в физических процессах встречается эта закономерность. Нейтрон, ударяя по ядру урана, раскалывает его на две части. Получаются два нейтрона. Затем два нейтрона, ударяя по двум ядрам, раскалывает их еще на 4 части и т.д. – это геометрическая прогрессия.
4) Биология. Микроорганизмы размножаются делением пополам, поэтому при благоприятных условиях, через одинаковый промежуток времени их число удваивается.
Указать количество бактерий, рожденных одной бактерией за 7 минут.
5) Экономика. Вклады в сбербанке ежегодно увеличиваются на одинаковый процент. Вклад составляет 1000 рублей при 4% годовых. Какую сумму получит вкладчик через 3 года?
Оценочный лист.
Фамилия ____________________________
Имя _________________________________
№ | Задание | Количество баллов |
1 | Тестирование (проверка учителя – внешний контроль) | |
2 | Работа в тетради (взаимопроверка) | |
3 | Самостоятельная работа ( самоконтроль) | |
| Итоговое количество баллов | |
| Оценка | |
Критерии оценок:
«5» - 15-13 баллов, «4» - 12-7 баллов, «3» - 7-5 баллов, «2» - менее 4 баллов.
Оценочный лист.
Фамилия ____________________________
Имя _________________________________
№ | Задание | Количество баллов |
1 | Тестирование (проверка учителя – внешний контроль) | |
2 | Работа в тетради (взаимопроверка) | |
3 | Самостоятельная работа ( самоконтроль) | |
| Итоговое количество баллов | |
| Оценка | |
Критерии оценок:
«5» - 15-13 баллов, «4» - 12-7 баллов, «3» - 7-5 баллов, «2» - менее 4 баллов.
Самостоятельная работа. Вариант 1
1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии , если и .
2. Первый член геометрической прогрессии равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов этой прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: 24; –12; 6; … .
Самостоятельная работа. Вариант 2
1. Найдите шестой член геометрической прогрессии , если и .
2. Первый член геометрической прогрессии равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: – 40; 20; – 10; … .
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
Пример: | |
Формула n-го члена: | |
Формула для нахождения разности: | |
Формула суммы n первых членов: | |
Задание 1. Время 3 минуты. По истечении времени каждая группа на доске записывает свои ответы.
Вставьте пропущенное число: |
I: 1) 18, 21, 24, 27, .?. 2) 2,.?., 6,… 3) 1, 3, 9, 27,.?. | II: 1) 7, 10, 13, 16,.?. 2) 9,.?., 21,… 3) 5, 10, 20, 40,.?. | III: 1) 4, 9, 14, 19,.?. 2) 3,.?., 13,… 3) 2, 6, 12, 24,.?. |
Задание 2. Задачи практического характера. В каких областях можно встретиться с геометрической прогрессией?
«Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи». Время 3 минуты.
I. (Физика) Имеется радиоактивное вещество массой 256г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые?
II (Экономика) Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 5 лет, если вначале он был равен 1000р.?
III. (Биология) Бактерия за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд?
Задание 3:
I .1. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии: 18, -6, 2,…
2. Последовательность () – геометрическая прогрессия. Найдите S если = 2 , q = -3.
II. 1. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии: 12, -6, 3,…
2. Последовательность () – геометрическая прогрессия. Найдите S если = 5 , q = -2.
III. 1. Найдите сумму первых пяти членов геометрической прогрессии: 12, -6, 3,…
2. Последовательность () – геометрическая прогрессия. Найдите S если = 5 , q = -2.