Сценарий урока на тему
«Сергей Александрович Есенин
«Песнь о собаке»
Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина;
-активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения,
-раскрыть авторское отношение к братьям нашим меньшим,
-способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;
-воспитывать чувство ответственности за живых существ, находящихся рядом с нами.
Оборудование.
Компьютер, компьютерная презентация;
Учебник «Литература 5 класс» под редакцией Курдюмовой 2 часть;
Фотографии домашних животных;
Краски, карандаши, фломастеры, цветная бумага;
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке литературы.
Проверка домашнего задания. Дети читают сочинения о своих домашних животных, показывают их фотографии.
Актуализация знаний. Я вижу, что все вы очень любите своих домашних животных и рассказываете о них с нежностью и воодушевлением. Многие великие писатели посвящали свои произведения животным. Какие из них вы читали? Расскажите. А каково отношение человека в этих произведениях к братьям нашим меньшим? Французский писатель А. де Сент-Экзюпери в своей книге «Маленький принц» говорил «Мы в ответе за тех, кого приручили.» это высказывание будет эпиграфом нашего урока. А прочитаете вы сегодня стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке» и увидите, как знаменитый поэт рассказывает о собаке, её чувствах, какие он использует при этом образные средства, как умело пользуется словом (оформление тетрадей).
4. Слово учителя. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, человек с очень тонкой, проникновенной душой, умеющий чувствовать чужую боль как свою собственную.
С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать.
5. Чтение стихотворения (стихотворение читает заранее подготовленный ученик или учитель).
6. Анализ стихотворения.
* Назовите тему стихотворения.
* На сколько частей вы разделите произведение?
7. Работа в группах. Класс делится на 5 групп. Каждая работает над частью стихотворения.
План работы над эпизодами стихотворения
* Прочитайте (1,2,3,4,5) часть, определите, какие образные средства использует автор?
*Назовите ключевые слова этой части.
*Нарисуйте цветовую гамму вашего настроения при чтении этой части. Почему вы выбрали такой цвет? А какой цвет использует автор?
8. Выступление групп.
1 часть.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.
Ключевые слова: ощенила, семерых, ласкала, теплый.
Цвет: золотой, рыжий, ржаной (цвет ржи). Цвета достатка, благополучия.
Обратите внимание на цифру 7, это число считается счастливым.
Эпитеты: ржаной закут, снежок подталый.
Итак, в первой части мы видим идиллическую картину прихода в свет щенят. Какой цвет вы использовали, изображая цветовую гамму стихотворения?
2 часть
А вечером когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Ключевые слова: вечером, хмурый, поклал, мешок.
Цвет: серый, мрачный (вечер).
Во второй строфе появляется хозяин, хмурый, и кладет щенков в мешок.
Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.
3 часть
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
Ключевые слова: сугробы, бежала, дрожала.
Цвет: белый (сугробы), стальной отлив воды.
Обратите внимание на многоточие. Что им автор хотел сказать? О каком событии он не рассказал.
Образные средства: повтор (долго, долго). С какой целью автор использует повтор слова «долго»?
4 часть
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
Ключевые слова: плелась, пот, показался, щенков, звонко, скуля, скрылся.
Цвет: темнота, ночь, синяя высь, тонкая полоска рыжего месяца.
Образные средства: эпитет (синяя высь, месяц тонкий- инверсия), метафора (глядела звонко).
Как вы понимаете смысл метафоры?
Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.
5 часть
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Ключевые слова: глухо, камень, покатились.
Цвет: белый сне, золотые глаза, ночь.
Образные средства: сравнение (как от подачки), эпитет (золотые звезды).
Лишь на мгновение мир стал красочным и звучным. И мгновение это связано с надеждой собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.
9. Слово учителя.
Вы все поработали отлично. Выяснили, какие образные средства использует автор, изобразили свои чувства на бумаге, как настоящие художники.
Вы подробно разобрали каждую часть текста и теперь можете ответить на вопрос «Какова идея стихотворения?»
(человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле)
Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда - умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном.. В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голубого сада». И ещё: «Всё от древа». О каком древе идёт речь? - О древе жизни, прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы - дети единого древа жизни : и растения, и животные, и люди, - то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя.
Прочитайте стихотворение про себя, прочувствуйте каждую строчку, приготовьтесь про читать выразительно.
10. Итог урока.
11. Д.з. приготовить для выразительного чтения любимое стихотворение о животном.