Тема | Антонимы |
Цель | дать понятие антонимов и их роли в речи. |
Задачи | Задачи: - обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; - развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; - воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку. |
УУД | Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к лексическим запасам языка и стремление к речевому самосовершенствованию; Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока; высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию из учебника и словарей; владеть приёмами отбора и систематизации материала |
Планируемые результаты | личностные: формировать интерес к русскому языку; метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты. предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения. |
Основные понятия | Синонимы, омонимы, антонимы |
Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство |
Образовательные ресурсы | Основные: 1.Базовый учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014. 2. Т. А.Ладыженская и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. – 144 с. |
Оборудование | учебник компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная учителем, тестовое задание, раздаточный материал. |
Методы и формы обучения | Поисковый метод Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе. |
Технология | Игровая, исследовательская, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология |
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня урок русского языка буду у вас я. Меня зовут Диляра Минигареевна. Видео «Школа» (слайд 1) Ребята, сегодня за окном прекрасная зимняя погода. Надеюсь у вас у всех прекрасное настроение. У вас на столах лежат смайлики, подберите тот, который соответствует вашему сегодняшнему насторению. Молодцы! Целый класс улыбок. Я очень рада. Спасибо! Я хочу сказать, что и моё настроение соответствует вашему. (слайд 2) Я дарю вам улыбку, берите её, не стесняйтесь! И улыбкой своей по утрам вы людей угощайте! Эстафета улыбок пусть бежит по планете -- Будут радостней взрослые, станут счастливы дети. Ведь это не трудно -- просто взять, улыбнуться, И в чьих-то глазах огонёчки зажгутся, И отступят печали, убегут прочь невзгоды, Вспыхнет солнышко в сердце, несмотря на погоду! Дарите улыбки - и в мире станет больше радости! | Слушают учителя; демонстрируют готовность к уроку | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
2 | Актуализация и пробное учебное действие. | Ребята, давайте вспомним какой раздел русского языка мы с вами изучаем и коротко его охарактеризуем. (Лексика) Молодцы! Все правильно. На прошлых уроках вы проходили темы «Омонимы и синонимы». Что вы можете мне о них рассказать? Приведите примеры синонимов и омонимов. А сейчас проверим ваши знания. На столе у вас лежат белые листочки Тест. (слайд 3) Работа по парам. (слайд 4) Кто закончит работу поднимите руку. Взаимопроверка. Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы! | Отвечают на вопросы, приводят свои примеры. Оформляют лист оценивания. Выполняют тестовое задание. Оценивают работу товарищей. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к взаимопроверке. |
3 | Введение в тему | Ребята, сейчас м ы свами поиграем в игру, которая называется «Наоборот» Игра очень простая. Вам нужно, когда я остановлюсь, назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. Чтение стихотворения. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко), Скажу я слово далеко, А ты ответишь…(близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты (нашёл). Знаете, это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую для нас тему. Соотнесите слова в парах: высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл (слайд 5) Что вы можете о них сказать? | Учащиеся подбирают слова. Соотносят слова в парах. . | Регулятивные: поиск и выделение информации. Предметные: анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения. Познавательные умение строить высказывание, выражение собственного мнения. |
4 | Определение темы и цели урока | Сформулируйте тему урока. Антонимы. (слайд 6) Ребята, какая цель будет у нас на уроке?. (слайд 7) Задачи: -узнать … -учиться определять… -различать… | Формулируют тему урока Учащийся выясняет происхождение слова «антонимы». Класс участвует в беседе. Записывают происхождение слова, записывают дату, тему урока в рабочую тетрадь | Регулятивные: формулируют тему и цель урока. |
5 | Первичное закрепление с комментированием. | Вам было задано найти и выписать понятие «антоним» из этимологического словаря. Давайте проверим, что у вас получилось. У всех также одинаково? Замечательно, значит, мы делаем вывод, что Антонимы – противоположные по значению слова. (слайд 8) -Где еще мы можем найти нужную нам информацию об антонимах? (в учебнике) Откройте учебник на с. 166. (слайд 11)Работа с учебником. П. Чтение с использованием приема «Инсерт» На полях учебника ставим маркировочные знаки: + новое - думал иначе ? вызывает вопрос Итак, что из прочитанного уже было известно? Что нового узнали? Какие- то вопросы возникли при чтении? | Используя прием «Инсерт» читают параграф, обдумывают ответы на вопросы. Работа с текстом как с источником информации. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. |
| | Открываем рабочие тетради, пишем число, классная работа и тему «Антонимы». Записали? На доске написаны слова, спишите их и подберите к ним антонимы, определите какими частями речи они выражены. Хорошо-плохо (нар) Молодой- старый (прил) Молчать- говорить (глаг) Друг- враг (сущ) Проверка. Внимательно смотрим на слова и делаем вывод. Антонимы могут выражаться и существительными, и глаголами, и прилагательными, и наречиями. Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы | | |
6 | | Физкультминутка. (видео) (слайд 10) | Выполняют элементарные физические упражнения. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | (слайд 11)А теперь мы поработаем с вами в группах. Каждая группа получает задание. (голубые листочки) Из каждой группы по одному ученику работают на доске. Выполняются задания в тетради. Группы работают сообща. 1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - …………..(злой враг) Теплый день - …………..(холодная ночь) Хорошее начало - ……….(плохой конец) Взаимопроверка. (слайд 12) 2 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой. близкий | молчать | говорить | бесчестье | узкий | дальний | честь | широкий | Взаимопроверка. (слайд 13) 3 группа. Запишите пословицы правильно подобрав конец предложения Ученье - свет, | а большое потерял. | Мягко стелет, | а неученье - тьма | За маленьким погнался, | да жестко спать | Взаимопроверка. (слайд 14) 4 группа. Найдите антонимы в пословицах, подчеркните их и определите какой частью речи они выражены. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Правой рукой строит, а левой разрушает. Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы! (слайд 15) | Учащиеся в группах выполняют задания. От каждой группы по одному ученику работают на доске. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
8 | Включение в систему знаний и повторения. | (слайд 16) Ребята на слайде вы видите слова, я вам предлагаю найти антонимы изданной группы слов: Земля, дорога, бежать, черный, небо, добрый, старость, белый, золотой, стул, злой, стоять. Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему? (слайд 17) Сделайте вывод о роли антонимов в речи? - Ребята, над какой темой мы сегодня работали? - Что такое антонимы? - Какие части речи могут выступать в роли антонимов? - Что нужно учитывать при подборе антонимов? - Какова роль антонимов в речи? Ребята, как вы считаете достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока? (слайд 18) | Устно находят антонимичные пары. Отвечают на вопрос. Делают вывод о роли антонимов в речи. | Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. |
9 | Работа с учебником. | Упр.371. Письменно. Выполняем первые три примера. (по времени) | Один ученик читает задание к упражнению и объясняет что нужно делать. | |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | (слайд 19) Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.На уроке мы научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… - | Участвуют в рефлексии. Оценивают свою работу на уроке | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
11 | Оценивание | | | |
12 | Домашнее задание | (слайд 20) Дифференцированное домашнее задание: § 69, упр. 372 (подобрать антонимы к указанным словам). Вспомнить и записать 10 пословиц, в которых используются антонимы. Написать четверостишие, используя антонимы. | Записывают домашнее задание (по выбору) | |
13 | Лесенка успеха. | Оцените сами себя на лесенке успеха. (красные листочки и желтые смайлики) Покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Спасибо! | | |