СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценическое воплощение народной песни. Природа внутренне-образного мышления

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценическое воплощение народной песни. Природа внутренне-образного мышления»

       Образное мышление многоплановое и многообразное. Оно отображает   переживания человека в различных жизненных ситуациях, от интимных и мимолетных впечатлений, до глобального чувства, вызванного общенародными явлениями, событиями, потрясениями, задевающими судьбу каждого человека..  Примитивное и неопределенное творческое мышление, при котором художественный образ лишь смутно мерещится на основе предыдущего слухового и зрительного опыта, вызывает неловкие, заторможенные и неуверенные мышечные действия певца. На этой стадии они не поддаются его самоконтролю, так как неразвитые, или настроенные на “другую волну” слуховые анализаторы “обманывают” поющего. Певец еще не начал петь, он только мысленно, умом и сердцем, погрузился в художественный образ, а у него уже возникло неотвязное желание спеть эту песню, донести ее до сердца слушателей, испытать невыразимо прекрасное чувство самовыражения и творческой власти над зрительным залом. А тот, в ответ певцу, пошлет такую горячую волну благодарных эмоций, что затраченная творческая энергия восполнится с новой силой и заставит сердце певца трепетать от счастья. Как видим, образное мышление это сложный психофизический процесс. Он может протекать последовательно и скачкообразно. Последовательное образное мышление проходит ряд составляющих его ступеней:   

        Представление.  Оно возникает в результате эмоционального возбуждения, когда появляется чувственное представление образа, пока еще смутное, неосознанное: “нравится, задевает за живое, красивая песня, мелодия, музыка, трогательные слова”. Если это песня, то сразу хочется понять и осмыслить ее содержание.

        За этим следует: Осмысление.  Исполнитель вникает в конкретное содержание песни, согласует его со своими личными переживаниями, жизненными впечатлениями, как бы “примеряет” ее к себе: соотнося, со всем тем, что его волнует, тревожит или воодушевляет. При углублении в содержание песни, сознание певца производит эстетическую оценку (критический анализ) поэтического текста и музыки, правдивость художественного воплощения. В результате этого, психика певца принимает песню, или отторгает. Способность критически мыслить, непосредственно связана с художественным развитием, культурой, объективным творческим кругозором человека. Только они дают ему возможность произвести не только личную (субъективную), но и объективную оценку, в соответствии с существующими,  зависимо от  нашего личного вкуса, эстетическими и художественными законами высокого и низкого.

       Видение.  Видение художественного словесно-музыкального образа появляется вследствие того, что первоначальное, эмоциональное возбуждение, пройдя стадию развития, уточнения и осознания смысла, отольется в ясно видимую художественную форму. Здесь необходима работа души  артиста и самостоятельное повторение образа путем длительного вживания до полного его раскрытия.

       Озарение.   Озарение связано с интуитивным, подкорковым мыслительным процессом, который протекает закрыто, но в какие-то моменты внезапно наступает интуитивное озарение, во время которого цельный образ, или его составляющая часть настолько ярко возникают в сознании, что остается только материализовать его, сделав видимым и слышимым для всех. Интуитивное озарение не приходит само по себе: за этим стоит большая внутренняя работа сознания и подсознания, постепенное творческое накопление, настоятельная потребность самовыражения, творческий поиск. В результате этого, интуитивно наступает момент прозрения, и искомое возникает в виде яркого и точного образа. На практике чаще бывает наоборот: услышав песню в исполнении любимого артиста, студент торопится наскоро запомнить слова, мелодию и петь, сознательно, или бессознательно подражая услышанному. Поскольку мастерство скопировать трудно, то чаще всего в памяти студента оседают какие-то индивидуальные приметы “кумира”. Особенно часто это происходило с исполнителями репертуара Лидии Руслановой. Обладая захватывающей эмоциональностью и темпераментом, широтой и богатством голоса, она свободно пользовалась своеобразными исполнительскими приемами: скатами, “подъездами”, “иканьем”, искусственно крупной вибрацией на выдержанных высоких звуках и т.д. С точки зрения строгого вкуса, можно было найти в ее исполнении излишества, оттенок вульгарности и другое. Однако это полностью окупалось самозабвенной увлекательной стихией ее исполнительства, красотой, сочностью и жизненной силой ее голоса. Каждое ее исполнение было плодом вдохновенного самовыражения, где она раскрывалась полностью: широкий разгул, удаль, щемящая тоска, озорство лились из нее как из рога изобилия, доводя слушателей до экстаза. Лучшие образцы певческого искусства помогают молодым певцам найти художественные ориентиры необходимые для формирования собственного творческого идеала. Лучшее лекарство против чужеродных влияний — проникновение в секреты самобытности фольклора и народного исполнительства, усвоение его типических признаков. В фольклорном искусстве воспитываются нормы хорошего вкуса, самобытного творческого начала и достоинство его выражения. Только на фундаментальной основе фольклора можно построить все дальнейшее развитие певца. [15, с. 28] Путь к мастерству – долгий и трудный путь. Мастерство исполнителя определяется культурой и техникой исполнения. Образы в народной песне выражены самыми  простыми средствами, и в то же время - чрезвычайно сильными. Огромное значение  имеет здесь подтекстовый смысл. Исполняя песни, певец должен не только изучать их содержание, но как бы сродниться с ними, воспринять, пропустить через свою индивидуальность. Надо не докладывать  о «чужих» чувствах,  а сделать их своими и отображать от себя. Планомерность работы певца заключается, прежде всего в том, чтобы сначала элементарно овладеть техническими средствами владения голосом и музыкальной грамотностью, а затем уже ставить перед собой более сложные задачи, связанные   с выразительностью исполнения.

     Исполнитель должен научиться убеждать зрителя в подлинности своего сценического поведения, заставить его верить себе. Важно сохранить (воспитать) в исполнителе/певце чувство живого искренне и непосредственно рождаемого, смысло-выразительного интонирования, раскрыть в исполнителе свойства его характера, индивидуальные черты и манеру пения. Поведение певцов на сцене должно быть простым и естественным. Выражение лица при различных настроениях называется мимикой.  Глядя на исполнителя во время пения, восхищенный зритель говорит «какое одухотворенное лицо». Выразительная мимика раскрывает без слов «жизнь человеческого духа». Досаду и раздражение вызывает мертвая «маска» на лице артиста,   когда он не думает о чем поет. Про таких исполнителей публика говорит -  «бездарность»… Недаром есть выражение «Глаза есть зеркало души». Какой же это артист,   если его лицо ничего не выражает? Следует помнить, что гримасы, задирание головы вверх, бессмысленные движения и жесты свидетельствуют о психическом зажиме и профессиональной беспомощности. Органичный жест всегда является проявлением и дополнением чувства и движения души. Он должен говорить, дополняя мысли. Если этого искусства или даже элементарного навыка нет, лучше спокойно и свободно стоять, не производя ничего лишнего. Пусть говорит душа, язык и голос, остальное потом проявится. В педагогической практике приходится наблюдать, как студенты во время пения раскачиваются, делают гримасы, размахивают руками из инстинктивной потребности восполнить то, что они еще не умеют выразить художественными и техническими средствами. Сценический жест  не следует смешивать с тем, что мы в быту называем жестикуляцией. Это не просто размахивание руками. В широком понимании жест есть всякое внешнее проявление чувств, которые отражаются не только на лице,  но и в поступках, в действии. Взгляд, поворот головы. Изменение позы, движение плеч, рук, пальцев - все эти действия связаны с определенными настроениями и выражают характер. Конечно, руки имеют большую выразительную силу:  руками человек просит,  дает,  приветствует, угрожает, указывает, защищается и т.д. Артист должен особенно следить за их    жестикуляцией, контролировать ее, чтобы руки не болтались бесцельно, как ветряная мельница, или не висели бы как плети. Всякий актерский жест должен  быть в образе.  Сцена еще требует от исполнителя  свободы его поведения, непринужденности, чтобы зритель не сказал – «видишь, как старается бедняга!».  Для этой свободы надо вырабатывать соответственно рефлекторные движения. Лишние жесты - это сор,  это грязь,  это пятна.  У певца существует одновременно много творческих задач: он должен следить за голосом, за техникой пения, быть в полном контакте с оркестром и дирижером, а так же в контакте со зрителем. Все внимание сосредотачивается на главной творческой задаче - правде чувств. Когда технические трудности позади, наступает подлинная свобода. Артист имеет полную возможность жить в образе.  Следует всегда помнить, что искусство - есть, прежде всего, труд и зачастую неблагодарный. Уповать только на свои способности, на природную одаренность подлинный артист не может. Неустанное и кропотливое совершенствование мастерства - вернейший залог успеха.   Хочется сказать, что мысль неотделима от эмоции, поэтому никогда нельзя петь безразлично, так сказать в «опущенном» состоянии, вяло. В пении всегда должен быть внутренний подъем, бодрость, так сказать повышенный тонус. Вокалисту в работе над песней необходимо так же продумывать предшествующую историю, чтобы прочувствовать ее и достоверно донести эмоции, заложенные в песне. Вокальный номер – это маленькая театральная постановка. Драматургия песни как целостного и завершенного произведения позволяет выделить в ней различные элементы. Каждый вокальный сценический номер подразумевает определенную динамику, развитие сюжетной линии. Для народного пения характерна, прежде всего, разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение, в том числе и русский народный вокал, как и плавная ровная речь, обладает особыми музыкальными свойствами.

          Словестный анализ песни  «Воронежская разнесуха» (пример)

Почти все частушки, кроме медленных страданий, исполняются с приплясами. Нередко плясовые частушки становятся основой танцевальных композиций. Таковым явилось мое произведение, которое я представляю в качестве примера.  

    Частушки –  как жанр данного музыкального произведения здесь выстроены автором в определённой тематической последовательности и носят характер шуточного монолога девушки, которая хвастливо рассказывает о себе и своей веселой жизни, доминирующей особенностью которой является озорная пляска.  Стоит заметить, что отдельные частушки не совпадают по форме с напевом. Посмотрев на текст, можно смело заверить, что в этой частушке есть запев и варьированный припев, слова которого меняются на протяжении всего произведения.  Такие формы возможны и они придают дополнение к шуточному образу пляски. Тема плясового частушечного наигрыша носит шуточный характер. Повествовательный рассказ о жизни девушки, через плясовое выражение. Идея данного произведения заключается в том, чтобы через  озорной  и боевой  характер русской девушки, которая бросает «вызов» в пляске самой себе и предлагает «потягаться» с ней молодому парню, показать возможности неукротимого русского духа,  нескончаемой энергии. Песня имеет заводной характер и создается ощущение, что она бесконечна, тем самым наталкивая нас на мысль, что жизнь ,словно пляска, которая наполняется всеми соками энергии и силы.

     Исполняется частушка одним солистом, действие ведется от первого лица, яркое раскрытие женского образа.

     Привожу  пример сценического варианта текста частушек:

  1. Пошла плясать свою разнесуху, 
    Никому не удержать с песнями Катюху. 
    А У меня, Катюшки, на душе веснушки,

С ними я такая всегда молодая!

        Ай-яй-яй-яй-ай-яй-яй-яй,

       Ай-яй-яй-яй-ай-яй-яй-яй

  1. Я такая боевая у народа не одна

         Моя удаль молодая днём и ноченькой видна. 

         Туды-сюды все дела, на работе у дела! 

        А  когда мне надо, пляшу до упада! 

        Оха ха-ха оха ха-ха,

        Оха ха-ха оха ха-ха.

В моем представлении частушки всегда  исполняются на эмоциональном подъеме артиста. Солистка должна обладать всем набором артистических данных, иметь  яркий огненный взгляд, зритель должен видеть  в исполнительнице задор, эмоции, исполнительница в идеале должна передать свое внутреннее состояние публике, еще за кулисами солистка прокручивает в голове свое выступление и создает образ своего исполнения.  Для того, чтобы это исполнение было правдивым и убедительным, певец должен понять и полюбить свою песню.  Пока ведущий объявляет  артиста, за кулисами проходит подготовка исполнителя к выходу. Солистка, настроившая себя на характер песни плавно, изящно выпрямив горделивую осанку выплывает, словно лебедь на сцену, обращая свой взор  в зал, встает как можно ближе к краю сцены и вот исполнитель уже  готов подарить песню благодарному слушателю. В моем представлении частушки всегда  исполняются на эмоциональном подъеме артиста. Солистка должна обладать всем набором артистических данных, иметь  яркий огненный взгляд, зритель должен видеть  в исполнительнице задор, эмоции, исполнительница в идеале должна передать свое внутреннее состояние публике, еще за кулисами солистка прокручивает в голове свое выступление и создает образ своего исполнения.  Для того, чтобы это исполнение было правдивым и убедительным, певец должен понять и полюбить свою песню.  Пока ведущий объявляет  артиста, за кулисами проходит подготовка исполнителя к выходу. Солистка, настроившая себя на характер песни плавно, изящно выпрямив горделивую осанку выплывает, словно лебедь на сцену, обращая свой взор  в зал, встает как можно ближе к краю сцены и вот исполнитель уже  готов подарить песню благодарному слушателю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!