СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план классного часа «Это мой город»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в форме дискуссии с элементами заочного путешествия по улица родного города направлен на формирование гражданско-патриотических чувств обучающихся по отношению к своей малой родине, осознание собственной сопричастности и полезности в изучении, сохранении и развитии природного и культурного наследия малой родины.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план классного часа «Это мой город»»

Сценарный план классного часа «Это мой город»


Возрастная категория: 11-12 лет.

Цель: формирование гражданско-патриотических чувств обучающихся по отношению к своей малой родине, осознание собственной сопричастности и полезности в изучении, сохранении и развитии природного и культурного наследия малой родины.

Задачи:

- расширение и углубление знаний учащихся о родном городе, знакомство с его историей, культурой, достопримечательностями;

- развитие кругозора обучающихся, интереса к историческому прошлому малой родины;

- формирование активной гражданской позиции, осознания значимости вклада каждого из нас в развитие будущего города и страны в целом;

- воспитание чувства патриотизма, любви и гордости за свой город.

Планируемые результаты: учащиеся актуализируют проблему развития личностного самосознания, проблему идентификации себя как члена российского общества, выделят проблему изучения истории своего края, как важного фактора, необходимого для развития будущего малой родины; актуализируют знания, полученные ранее на других уроках (истории, литературы, музыки, краеведения) в эвристической беседе, овладеют морально-этическими понятиями «гражданин», «сопричастность», «ответственность»; овладеют навыками работы в группе, реализуют творческий потенциал при создании собственного проетка-коллажа.

Форма проведения: дискуссия с элементами заочного путешествия.

Вид занятия: комбинированный.

Методы: дискуссионный; стимулирующий; практический; наглядный; словесный; репродуктивный, поисковый, проектной деятельности.

Оборудование: мультимедиа презентация, проектор, экран, видеоряд на песню Л. Петропольской – Барашкиной «Курский вальс», столы и стулья для работы двух групп учащихся, доступ к сети интернет «Электронная энциклопедия «Курск»» (http://www.mke.su), фотографии улиц и площадей города (для работы в группах), карточки с именами и профессиями знаменитых курян, 2 листа формата А3 для составления проекта «Экскурсионный тур по Курску», фломастеры, маркеры, фотоматериалы (картинки с достопримечательностями города) для коллажа – проекта.


Ход занятия:

  1. Организационный этап. Мотивация к деятельности.

Прочтение эпиграфа к занятию:

Город Курск на веков гряде,

Неподкупный и непокорный,

На железной залег руде,

Глубоко запустивши корни.

Он в овчине густых садов,

В рукавицах овсяных пашен.

Не боится ничьих судов,

Никакой ему враг не страшен.

Н.Н. Асеев

Исполнение учителем 1 куплета песни Л. Петропольской – Барашкиной «Мой Курск» (использование видеоряда).

  1. Целеполагание. Постановка цели классного часа.

О чем пойдет речь на занятии? Самостоятельное формулирование детьми темы классного часа.

Проблемный вопрос: Нужно ли знать историю своей страны, малой родины? От кого зависит будущее нашей страны и нашей малой родины?

(Отвечая на вопрос, формулируют цели занятия)

  1. Раскрытие темы классного часа. Актуализация знаний обучающихся,

приобретенных ранее. (дискуссия сопровождается показом слайдов презентации)

Курск – край черноземов и царство соловьев. Немало славных имен дала курская земля. Стар высокий Курск. Долго кочевал он то вниз, то вверх по рекам, пока не выбрал себе постоянное место на двух холмах, чтобы отовсюду его видели добрые люди.

Напомните, какую памятную дату отпраздновал Курск совсем недавно? (985 -летие) В каком году Курск отпраздновал свое 950-летие? Когда отметит 1000-летний юбилей? В каком году город был основан?

Уже в древние времена Курск был заметным городом, т.к. стоял он на бойком месте – лежал на скрещении важных по тем временам речных путей. Какие реки протекают на территории г. Курска? (Тускарь, Кур и Сейм).

По одной из версий название города происходит от названия одной из протекавших в этом месте рек (Кур).

Назовите еще три версии происхождения названия города. (1. От древнерусского слова «кур» - петух, слово «кур» еще имеет одно значение- налог, побор; 2. от слова «курья»- место, богатое рыбой (в то время в полноводных реках водилась она в изобилии); 3. еще одна версия от названия небольших невзрачных птиц, которые в большом количестве обитали и обитают на территории нашего края. Эти птицы изображены на нашем гербе, что это за птицы и сколько их изображено на гербе?

Герб города Курска достаточно прост: «в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящих куропатки». Но нам более знаком герб Курской губернии: «в серебряном щите лазуревая перевязь, обремененная тремя же летящими куропатками, щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою». Утвержден этот герб был 5 июля 1878 года.

Утверждался Курск на земле в тяжелых испытаниях. Ведь Курская земля первая встречала многотысячные степные орды конных степняков, которые тайно пытались проникнуть на славянскую землю с юга, востока, запада. И недаром славились на Руси воины-куряне, закаленные в постоянных пограничных схватках. Героизм курян воспет в гениальном произведении древности «Слово о полку Игоревом»:

А мои куряне –

Ратники бывалые,

Под трубами повиты,
Под шеломами всхволены,

Концом копья вскормлены.

Пути им ведомы,

Овраги им знаемы,

Луки у них натянуты,

Колчаны отворены,

Сабли изострены,

Сами скачут.

Будто серы волки по полю,

Князю славы ища,

Чести – себе.

Но шли времена и свою храбрость показали не только древние куряне, но и в наше недалекое прошлое показали свою храбрость курские воины. Вспомните тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Какая битва имела место на Курской земле в годы ВОВ? В каком году?

Назовите дату освобождения Курска от 15-месячной оккупации немецко-фашистских захватчиков? (8 февраля 1943г.) Назовите дату самого крупного танкового сражения за все время второй Мировой войны под Прохоровкой? (12 июля). 5 августа 1943г. были освобождены Орел и Белгород и это были переломные моменты в ходе войны.

  1. Этап открытия нового знания. Работа в группах.

Имена героев, воевавших и прославивших курскую землю, запечатлены в названиях наших улиц и площадей. Я предлагаю вам заочную экскурсию по улицам города. Каждая группа получает несколько фотографий с улицами и площадями, носящими имена героев ВОВ. Угадайте названия, составьте визитную карточку героя, именем которого названа та или иная улица или площадь. Воспользуйтесь для этого интернет-ресурсом «Энциклопедия Курск».

Информация для учителя:

Площадь Рокоссовского

Маршал Константин Рокоссовский в феврале 1943 года приказом Сталина назначен командующим Центральным фронтом. Руководил действиями войск фронта на Курской дуге.

Площадь Перекальского

Командир 322-й стрелковой дивизии подполковник Степан Перекальский воодушевлял своих бойцов на героические подвиги по освобождению Курска. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно.

Улица Блинова

Старший лейтенант Константин Блинов, командуя танком, отличился в Сталинградской битве. В бою у села Покровское (ныне - Луганская область Украины) уничтожил 60 автомашин, 16 орудий, 8 тягачей, 17 мотоциклов противника. За это 17 апреля 1943 года ему присвоено звание «Герой Советского Союза». В сражении на Курской дуге Блинов получил смертельное ранение. Похоронили в Курске на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны.

Улица Бочарова

Капитан авиации Владимир Бочаров - воин-интернационалист, первый из курян получивший звание Героя Советского Союза. Окончил 9 классов школы №42 (сейчас - школа №34). В 1936 году, когда началась гражданская война в Испании, Бочаров под именем Хосе Галарса совершил 4 боевых вылета на истребителе и провел один воздушный бой. 13 ноября был сбит. Курянин оказался в плену, его подвергли зверским пыткам и убили. На следующий день на аэродром Баррахос в Мадриде с самолета на парашюте сбросили ящик с частями тела героя и запиской с угрозами в адрес остальных советских пилотов. Бочарова похоронили в братской могиле в столице Испании.

Улица Ватутина

Николай Федорович командовал Воронежским фронтом, руководил боевыми действиями в Сталинградской и Курской битвах, 12 февраля 1943 года получил звание генерала армии. Принимал активное участие в операциях по освобождению Киева и правобережной Украины. Умер в апреле 1944-го после тяжелого ранения, похоронен в Киеве.

Улица Еремина

Летчик Александр Еремин уничтожил 8 танков, 25 артиллерийских и минометных батарей. 12 февраля 1944 года во время одного из боев самолет командира эскадрильи Еремина был подбит и, не дотянув до аэродрома, упал в воды Финского залива. Курянину присвоено звание Героя Советского Союза.

Улица Малых

Евгений Малых родился в Курске в 1924 году, учился в школе №12. В сентябре 1943-го взорвал 7 блиндажей, 3 дзота и уничтожил несколько десятков гитлеровцев, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. 20 апреля 1945 года курянин погиб в боях за освобождение Польши.

Улица Ольшанского

Константин Ольшанский провел несколько удачных десантных операций под Таганрогом и Мариуполем, за что был награжден орденами Красной Звезды и Александра Невского. В бою за Николаев лейтенант Ольшанский и все бойцы военно-морского десанта, которым он командовал, 26 марта 1944 года погибли, выполнив главную задачу - отвлечь противника. 20 апреля 1944-го Указом Президиума Верховного Совета СССР всем бойцам присвоено звание Героев Советского Союза. Его имя носит крейсер в составе украинского Черноморского флота.

Улица Скорятина

Герой Советского Союза Федор Скорятин в годы войны командовал взводом штурмового инженерно-саперного батальона. Погиб 7 мая 1944 года при штурме Сапун-горы на подступах к Севастополю. Раненый в плечо, грудь и ноги, теряя силы, Скорятин поджег подрывной патрон и бросился с ним на проволочные заграждения. На обелиске вечной славы, воздвигнутом на Сапун-горе, первой выбита его фамилия. В центре Севастопольской диорамы, показывающей штурм, курянин изображен в момент совершения подвига.

Улица Сонина

Во время Курской битвы 11 июля 1943 года батарея Ивана Сонина приняла ожесточенный бой против танков и автоматчиков у деревень Протасово, Павловка, Петровка, Семеновка. Артиллеристы подбили 5 бронемашин, но остальные приближались. Командир батареи был ранен, но продолжал руководить боем. Воодушевленные его храбростью и мужеством, бойцы подбили еще один «тигр». В это время курянин упал, сраженный снарядом. Солдаты шквальным огнем вынудили фашистов отступить, выполнив приказ погибшего командира и не дав танкам прорваться к Малоархангельску. 8 сентября 1943 года Сонину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Улица Сыромятникова

Лейтенант Сергей Сыромятников совершил 122 боевых вылета, лично сбил 15 и в группе - 5 самолетов противника. Погиб 19 марта 1943 года. Звание Героя присвоено Сыромятникову посмертно 1 мая 1943-го.

Улица Кати Зеленко

Первая и единственная из летчиц, совершившая таран вражеского самолета. За боевые заслуги во время советско-финской войны 1939 года Зеленко была награждена орденом Красного Знамени. 12 сентября 41-го заместитель командира эскадрильи легких бомбардировщиков Екатерина в Сумской области Украины приняла бой с семью самолетами противника, сбила два из них и погибла, пойдя на таран. В 1990 году курянка посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. В честь Зеленко названа малая планета «Катюша».

Улица Черняховского

Войска 60-й армии Воронежского фронта под командованием генерал-майора Ивана Черняховского 8 февраля 1943 года освободили Курск.

  1. Открытие нового знания.

Мчались годы, Курск восстанавливался после разрушений, налаживалась промышленность, вскоре город стал одним из крупнейших промышленных центров, где были построены предприятия – гиганты.

Знакомство детей с ведущими предприятиями города.

Машиностроительная промышленность Курска
• ОАО «Курский электроаппаратный завод» - крупнейший в России производитель автономных источников электроснабжения. Изготавливает электростанции различного исполнения и комплектации на базе двигателей производства отечественных и зарубежных фирм;
• ЗАО «Курское машиностроительное производство» является одним из крупнейших производителей подшипников качения для комплектации автомобильной и сельскохозяйственной техники, изделий станкостроительной и электротехнической промышленности для России и стран СНГ;
• ЗАО «Техносфера» производит комплексные установки очистки сточных вод (стоков), канализационные насосные станции (КНС), оборудование для очистки сточных вод, теплоэнергетики;
• ОАО «Элеватормельмаш» - предприятие сельскохозяйственного машиностроения;
• ЗАО «Курский станкостроительный завод» - предлагает оборудование и запчасти для сельского хозяйства;
• ОАО «Курскагромаш» - машиностроительное предприятие специализирующееся на производстве запчастей к сельскохозяйственной технике.
Электронная промышленность Курска
• ОАО «Прибор» - является одним из ведущих предприятий в области приборостроения. Предприятие выпускает широкий ассортимент автоматики от  авиационных приборов до приборов автоматического запирания трубопроводной арматуры;
• ОАО «Счетмаш» - одно из ведущих предприятий России с многопрофильной деятельности по производству электронных изделий;
• ГП «Маяк» - производитель измерителей, приборов для исследований;
• ЗАО «Аккумулятор» - крупный производитель аккумуляторов различных типов;
• ОАО «Электроаппарат» - предприятие электротехнической промышленности по производству выключателей, предохранителей;
Химические и нефтехимические предприятия и заводы Курска
• ЗАО «Курскрезинотехника» - одно из ведущих предприятий  нефтехимической отрасли, выпускающее более половины суммарного объема резинотканевой ленты в России;
• ЗАО НПО «Композит» - является разработчиком и основным изготовителем гусеничных лент для всех моделей снегоходной техники российских производителей;
• ЗАО «Химволокно» - крупнейший в России производитель синтетических волокон и нитей для многих отраслей промышленности;
• ООО «Курскоблнефтепродукт» – бензин, масла технические, смазочные вещества, нефть, нефтепродукты – производство, продажа;
• ОАО «Курский завод резиновых и пластмассовых изделий» - является производителем более 100 наименований резинотехнических изделий;
• ОАО «20-й подшипниковый завод» - крупный производитель подшипников, поковок, литых заготовок.

  1. Групповая работа. Актуализация знаний, полученных ранее.

Город Курск не менее насыщен и культурной жизнью. Курская земля славится изобретателями, актерами, писателями, поэтами, музыкантами, учеными, композиторами, путешественниками, художниками. Вспомните имена этих людей, соединив соответствующие карточки:

Г.В. Свиридов композитор

А.А. Дейнека художник

В.В. Алехин ботаник и географ

Н.Н. Асеев поэт

А.П. Гайдар писатель

Е.И. Носов писатель

Н.В. Плевицкая певица

Ф.А. Семенов астроном и механик

Г.И. Шелехов мореплаватель

М.С. Щепкин актер

А.А. Фет поэт

Л. Винцкевич музыкант


Проверка выполнения задания в группах.

  1. Самостоятельная работа в группах. Использование полученных знаний для создания собственного проекта - коллажа.

Представьте, что вы работаете в экскурсионном бюро. К вам обратились с просьбой составить небольшую экскурсионную программу для почетных гостей из другой страны «Экскурсионный тур по Курску».

Защита коллажа каждой группой.

  1. Рефлексия. Соотнесение цели занятия и результата.

Хотелось бы вам побывать в экскурсионных поездках, представленных другой группой? Какие чувства вы испытывали, когда представляли проект? Вспомните вопросы, возникшие в начале занятия: Нужно ли знать историю своей страны, малой родины? От кого зависит будущее нашей родины? Каким вы видите человека будущего, нашего с вами земляка? Какими качествами он должен будет обладать?

Закончить классный час, посвященный родному городу, хотелось бы словами курского поэта Егора Полянского:

Кланяюсь я Тускари и Сейму,
Кланяюсь я людям и полям,

Радости, здоровья и веселья

Земляки мои, желаю вам.

Я вам также желаю здоровья, радости, чувства гордости и любви, ответственности за родной край. (Под звуки «Курского вальса» обучающиеся покидают класс)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!