СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеурочного занятия по развитию читательской грамотности в 5 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие, направленное на развитие навыков работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеурочного занятия по развитию читательской грамотности в 5 классе»

Муниципальный конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся для педагогов и управленческих команд Ростовского МР





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Коленовская средняя общеобразовательная школа





Читательская грамотность



Сценарий внеурочного занятия

по развитию читательской грамотности в 5 классе









Тарыгина Ольга Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Коленовская СОШ













Ростов, 2022


Тема урока: Учимся читать и понимать тексты разных стилей

Цель урока: развитие навыков работы с текстом.

Задачи:

1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.

2.Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.

3. Обогащать словарный запас языка.

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

  • Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

  • Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

  • Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

  • Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

  • Добрый день, ребята!

  • На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

  • Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

  • Значит с хорошим настроением начнем наш урок.

Начнем наше занятие, как всегда, с интеллектуальной разминки (ребятам предлагаем текст-загадку развивающего характера).

(1) Этот красивейший цветок имеет какой-то безжизненный вид, словно растение сделано искусственно.

(2) Кажется, что лепестки слепили из воска, а блестящие тёмно-зелёные листья вырезали из глянцевой бумаги.

(3) Им засаживают в Японии сады и рощи, которые окружают храмы.

(4) Растёт он и в виде крупного кустарника или деревца высоко в горах. Когда во время цветения эти деревья и кусты покрываются тысячами ярко-красных, белых, нежно-розовых и пёстрых цветов, то зрелище это не поддаётся описанию.

Как называется этот цветок?

Подсказка: в слове 7 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите во 2-ом предложении глагол в форме настоящего времени. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Третья буква. Найдите в 1-ом предложении глагол в форме нестоящего времени. Выпишите из него вторую букву.

Четвёртая буква. Найдите во 2-ом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите букву, обозначающую чередующийся гласный.

Пятая буква. Найдите в 5-ом предложении антоним к слову чёрный. Выпишите третью букву.

Шестая и седьмая буквы. Найдите в 5-ом предложении имя существительное в форме единственного числа родительного падежа. Выпишите две последние буквы.


к

а

м

е

л

и

я


  • А вы знаете, как выглядит этот цветок? (можно показать фотографию цветка, или попросить найти в Интернете изображение этого цветка и соотнести слово с фотографией).



2. Вступительное слово учителя.

  • Сегодня у нас очередное занятие курса внеурочной деятельности по смысловому чтению.

  • С какой целью мы проводим эти занятия? (На них мы учимся выразительно говорить, внимательно читать тексты и понимать их).


3. Речевая разминка.

Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял.

(Т. Полозова)

  • Прочитайте высказывание про себя. На какой слог падает ударение в последнем слове? Прочитайте высказывание вслух.

  • Как вы понимаете смысл высказывания?

  • Что, по-вашему, значит "уметь читать"?

  • А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? 

  • А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? 

Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста. Значит, тема нашего урока «Учимся читать и понимать текст»

  • Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

  • Что нам необходимо выяснить? (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

  • Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

  • Тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить сформулировать цель нашего урока. Чему мы продолжим учиться? (продолжим учиться понимать текст, определять стиль и тип речи)

  • А где вам могут пригодиться полученные на этих занятиях умения? (на других уроках, на экзаменах и просто в жизни)

Сегодня мне хочется продолжить "цветочную" тему. Я предлагаю вам познакомиться с текстом "Душистый табак" (текст № 1):


У нас в саду была клумба. На ней мама ещё весной посадила много разных цветов. Больше всего мне нравился душистый табак. Нравился прежде всего потому, что это были не совсем обыкновенные цветы.

На день, и особенно в жару, сами цветы свёртывали свои лепестки и превращались в зеленоватые трубочки. Они поникали на своих стеблях головками вниз и казались совсем увядшими.

Но как только заходило солнце, наступал вечер, цветы табака раскрывали нежные лепестки и поднимали головки. В темноте они походили на крупные белые звёзды, и от них шёл сильный, очень приятный запах. Этот запах разливался по всему саду и вместе с вечерней прохладой проникал в дом через настежь открытые окна.


  • К какому стилю относится этот текст? (задание направлено на проверку умения определять стиль текста)

Ответ: Текст относится к художественному стилю речи.

  • Аргументируйте свой ответ. (Ответ: Воздействие на душу читателя, его мысли, его переживания. Слова в прямом и переносном значении.)

  • Определите тип речи этого текста (задание направлено на проверку умения определять тип речи текста). (Ответ: Тип речи - повествование с элементами описания.)

  • Как можно озаглавить этот текст? (задание направлено на интерпретацию содержательного уровня текста). (Ответ: "Душистый табак" - так можно озаглавить текст, потому что в нем говорится об этом цветке.)

  • Да, в тексте автор рассказывает об этом цветке. Сейчас предлагаю поработать в парах и заполнить таблицу (задание направлено на поиск информации на уровне деталей):



День

Вечер

Лепестки цветка



Запах цветка




  • Автор пишет, что ему нравится душистый табак. Почему? (задание направлено на работу с информацией текста, сжатие информации и построение вторичного текста). (Ответ: автору нравится этот цветок, потому что у него "не совсем обыкновенные цветы". Когда на улице жарко, они кажутся увядшими, а вечером раскрывают свои нежные лепестки и приятно пахнут.

Физкультминутка «На лугу»

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).



  • Продолжаем работу. Предлагаю вам еще один текст:

Текст № 2.

Табак душистый - популярное однолетнее растение с крупными, широкими листьями и трубчатыми цветками разного окраса. Цветки табака могут быть белого, малинового, красного цвета, особенно восхитительны цветки малиновые. Цветки правильные, длиннотрубчатые, открываются главным образом ночью и тогда наиболее ароматны, собраны в метельчатые или кистевидные соцветия.

Стебли прямостоячие, разветвлённые. Листья расположены в очередном порядке, цельные и волнисто-выемчатые, главным образом сидячие или почти сидячие, прикорневые собраны в розетку.

Плод - многосеменная, яйцевидная коробочка. Семена мелкие, коричневые. Куст компактный и невысокий - до 20-25 см. Цветёт табак с июля по октябрь.

Лучше всего душистый табак растёт на умеренно удобренных и не влажных почвах и открытых солнечных местах. Поливают табак умеренно, два раза в неделю в жаркую погоду.

Душистый табак известен очень давно. Как садовый цветок его начали выращивать ещё в деревенских палисадниках. Душистый табак не зря назвали душистым. Растение это на вид скромное, но обладает непередаваемым волшебным ароматом, особенно в вечернее время.


  • Душистый табак нужно высаживать каждый год или достаточно его посадить один раз, и тогда каждый год он будет радовать своими цветами и запахом? (задание направлено на анализ информации текста). (Ответ: Душистый табак нужно высаживать каждый год, потому что это однолетнее растение.)

  • Когда душистый табак радует запахом своих цветков: в мае, в сентябре, в июне или в ноябре? (задание направлено на анализ информации текста). (Ответ: Он будет радовать запахом цветков в сентябре.)

  • Вы хотите посадить куст душистого табака на даче под окном, но не хотите, чтобы что-либо закрывало вид из окна. Сможете ли вы посадить душистый табак перед самым окном? (задание направлено на анализ информации текста). (Ответ: смогу, потому что куст "компактный и невысокий - до 20-25 см". Вид из окна закрыть не сможет никак.)

  • На каком месте в саду лучше всего посадить душистый табак? (задание направлено на анализ информации текста). (Ответ: лучше всего посадить душистый табак "на умеренно удобренных и не влажных почвах и открытых солнечных местах".)

  • Какой из двух текстов, прочитанных нами, стилистически неоднороден? Выпишите "приметы" разных стилей в найденном вами стилистически неоднородном тексте. (задание направлено на формирование умения стилистически дифференцировать текст). (Ответ: стилистически неоднородным является текст № 2.)

Стиль художественный

Стиль научный

"Приметы стиля"

Эпитеты: растение скромное, обладает волшебным ароматом, особенно восхитительны.

Специальная лексика, термины, например: листья расположены в очередном порядке, цельные или волнисто-выемчатые, главным образом сидячие или почти сидячие, прикорневые собраны в розетку.


Рефлексия (детям предлагается выразить своё эмоциональное состояние в конце урока с помощью рисунка).

  • Ребята, предлагаю вам нарисовать цветы душистого табака (ребята рисуют цветы).

  • Закончить занятие мне хочется небольшим стихотворением Елены Телушкиной, которое называется «Табачок».

Табачок душистый -
Любимчик мой ночной.
Аромат свой дарит
Мне летнею порой.

В темноте сверкают,
Как звездочки, цветы.
День придет - не станет
Пахучей красоты.

Табачок раскроет
Вновь вечером цветы.
От аромата будут
Цветные сниться сны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!